Версия // Бизнес // Как новый министр финансов Индии Нирмала Ситараман собирается превратить страну в сверхдержаву

Как новый министр финансов Индии Нирмала Ситараман собирается превратить страну в сверхдержаву

12444

Нарушая традиции

В разделе

Традиционно министр финансов Индии несет бюджет в парламент в старомодном портфеле; фотографии того, как он держит портфель, обычно красуются на первых полосах всех национальных изданий на следующий день. Министр финансов Нирмала Ситараман, первая женщина, занявшая этот пост, нарушила традицию, перенеся документ в сложенном красном тканевом переплете, подобном тому, как некоторые торговые сообщества в Индии хранят свою бухгалтерию.

Такой отход от традиций, естественно, привлек внимание средств массовой информации. Заместитель Ситараман с радостью объяснил, что новый министр финансов намеревалась порвать с традицией, унаследованной от британцев. По его словам, это был первый шаг в направлении превращения Индии в сверхдержаву.

Это заявление заставляет задуматься, понимает ли чиновник, что такое сверхдержава. А бюджет лишь укрепил сомнения.

Рассмотрим, например, вооруженные силы Индии. Нирмала Ситхараман почти не упоминала расходы на оборону (на самом деле большую часть первой половины своей речи она почти не называла цифр). Возможно, это связано с тем, что расходы на оборону почти не отставали от инфляции в течение многих лет, а при премьер-министре Нарендре Моди достигли рекордно низкого уровня в процентах от ВВП. С тех пор как Китай в 1962 году оскорбил Индию в ходе травмирующей пограничной войны, правительство не допускало столь низких расходов на оборону. В прошлом году они составили менее 1,6% ВВП.

Возможно, вы думаете, что вместо обороны Индия инвестирует в своих людей, как это должна делать сверхдержава 21-го века? Ну, только 3,4% от общих федеральных расходов заложено в бюджет на образование - по сравнению с 3,74% в предыдущем году и с 4,3%, когда Моди пришел к власти в 2014 году. И федеральное, и региональные правительства вместе расходуют менее 1% ВВП на здравоохранение. Эти цифры в новом бюджете не изменились.

Капитальные затраты тоже были сокращены - по одной оценке с 9,2 трлн рупий ($134 млрд) в прошлом году до 8,7 трлн рупий в этом году. В бюджете выросли субсидии: правительство и государственный сектор заимствуют средства, чтобы финансировать прямой перевод денежных средств индийским фермерам.

Это правда, что индийские фермеры нуждаются в помощи. Но что им действительно нужно, так это сельскохозяйственная реформа, которая позволит получить доступ к национальным и мировым рынкам, а не зависимость от государственных закупок. Не было никаких признаков того, что таких изменений стоит ждать в обозримом будущем, хотя индийская программа закупок вызывает споры во Всемирной торговой организации и является одним из основных камней преткновения на пути продвижения вперед на многосторонних торговых переговорах.

В настоящее время Индия сталкивается как с циклическим, так и структурным замедлением. Первая причина в том, что кредиты и инвестиции заморожены, а запуск новых проектов в прошлом году достиг 14-летнего минимума. Последнее в большей степени связано с тем, что производство и экспорт сталкиваются с кризисом из-за отсталых технологий и низкой конкурентоспособности.

Бюджет Нирмалы Ситараман давал надежду на решение первой проблемы. Небанковским финансовым компаниям Индии - ее теневой банковский сектор - будет брошен спасательный круг. Банки государственного сектора будут рекапитализированы, а малые предприятия смогут брать кредиты по более низким ставкам и быстрее получать свои деньги. На протяжении многих лет стартапы жаловались на притеснения со стороны налоговых чиновников; в своей речи Ситараман пообещала внести существенные изменения в регулирование, чтобы помочь предпринимателям.

Правительство также объявило, что оно начнет выпуск долларовых облигаций: шаг, которого избегали предыдущие индийские правительства. Следует надеяться, что это позволит использовать меньшую долю внутренних индийских сбережений и даст возможность тратить некоторые из них для инвестиций частного сектора вместо государственных расходов. Это подбадривает рынки облигаций и может создать пространство для Резервного банка Индии, чтобы продолжать снижать ставки, возможно, более резко, чем ожидалось.

В то же время провал правительственной программы повышения квалификации был приукрашен в бюджете, и вместо того, чтобы пытаться интегрироваться в глобальные цепочки поставок для увеличения экспорта, министр финансов продолжила практику правительства Моди по произвольному повышению тарифов для защиты отечественной промышленности. Кто хотел бы создать ориентированную на экспорт фабрику в Индии, когда тарифы постоянно и произвольно меняются?

Инвесторы могут утешиться тем фактом, что Индия почти наверняка оправится от своего циклического замедления. Но все еще не видно никаких шагов в направлении того, чтобы ей стать сверхдержавой или даже комфортной страной с уровнем дохода выше среднего.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.07.2019 17:45
Комментарии 0
Наверх