Версия // Власть // Инвестиции США в Персидский залив не окупаются

Инвестиции США в Персидский залив не окупаются

3577

Не стоит так много тратить

В разделе

Одной из основных позиций во внешней политике Дональда Трампа с первых дней его кампании было его утверждение, что США не получают экономической отдачи от мирового порядка, главными защитниками которого они являются. Тем не менее, когда речь заходила о политике США на Ближнем Востоке, он был ужасно непоследователен. Во время президентской гонки Дональд Трамп не уставал говорить о расторжении ядерной сделки и наращивании санкций в отношении Тегерана.

Привести эти внешнеполитические противоречия в согласие может следующее предположение: изоляция Ирана не отвечает стратегическим целям Америки. Вместо этого США могут попытаться изменить ядерную сделку таким образом, чтобы Вашингтон получил еще больше экономических рычагов для давления на Тегеран, который уже давно дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке.

За последние четыре десятилетия США потратили много сил и средств на противодействие иранской экспансии. Они также поддерживают программу санкций, которую большинство европейских союзников и азиатских партнеров находят обременительной и контрпродуктивной. Нет никаких сомнений в том, что проводимая Ираном региональная политика часто расходится с интересами США. Там также не отрицают, что годы изоляции и санкций сделали реинтеграцию в глобальную экономику одной из главных целей Тегерана.

Ядерная сделка должна была стать шагом в новую эру экономического процветания для Ирана. Результаты, однако, неоднозначны, в лучшем случае. Экономическое развитие Ирана все еще сдерживают многочисленные вторичные санкции Казначейства США, которые были введены за нарушения прав человека, поддержку терроризма и развитие программы баллистических ракет.

Безусловно, экономика Тегерана восстанавливается гораздо быстрее, чем многие экономисты предполагали, когда ядерные санкции были сняты 18 месяцев назад. Главным залогом успеха Ирана стала возможность продавать свою нефть и нефтепродукты на международных рынках. Объем экспорта углеводородов удвоился в прошлом году. Инфляция также взята под контроль. Неофициально, она колебалась в районе 40% в 2013 году, но в настоящее время снизилась до примерно 8%. Даже сфера туризма выросла в прошлом году на 11%, а европейцы и азиаты активно посещали страну, желая увидеть этот экзотический и исторический уголок мира.

МВФ недавно подтвердил восстановление экономики Ирана, но предостерег от другого встречного тренда. Уровень безработицы составляет 14%, а безработица среди молодежи - ошеломляющие 31%. Во всяком случае подписание ядерного соглашения и устранение связанных с ядерной программой санкций стали причиной многих структурных проблем в экономике Ирана, которые теперь выходят на передний план. Главная из них - сколько вторичные санкции США будут сдерживать экономическое развитие.

Американская критика Ирана, впрочем, небезосновательная, не осталась незамеченной другими региональными державами: Саудовской Аравией и Турцией, к которым тоже есть претензии. И все же у них есть доступ к международным кредитным рынкам и возможность привлекать миллиарды долларов. Обе страны также обвинялись в нарушении прав человека. Саудовские благотворительные фонды и миллиардеры обеспечивали финансирование многим современным джихадистким террористическим группам. Турция покупала контрабандную нефть у запрещенного в РФ и ряде других стран «Исламского государства»*, и теперь бомбит курдских союзников США в Сирии.

Однако, поскольку США не ввели широких санкций против этих стран, их экономика выглядит куда лучше, чем у Ирана. Обе входят в G-20 и ВТО.

По теме

В связи с этим возникает вопрос. Возможно, при разработке внешней политики не следует тратить так много средств, когда американские интересы четко не определены?

Как подсчитал профессор Роджер Стерн из Принстона, в период с 1976 по 2010 годы США потратили $8 трлн на защиту поставок нефти с Ближнего Востока. Добавим к этому деньги на две войны со времен 11 сентября. При этом следует понимать, что все средства ушли на регион, откуда США получают лишь 10% импортируемой нефти. Опытному магнату из Нью-Йорка не потребуется много времени понять, что инвестиции в Персидский залив не окупаются.

Партнеры Америки в регионе заинтересованы в продолжении изоляции Ирана, особенно когда по счетам платят США. Если, однако, Трамп усадит Иран за стол переговоров и настоит на обсуждении вопросов, которые наиболее важны в США (в частности поддержка Ираном сектантских милиций и программа создания баллистических ракет), пообещав в обмен снять санкции, которые препятствуют выходу Тегерана на международный финансовый рынок - он сможет проверить готовность режима к изменениям. Если переговоры ни к чему не приведут, то США ничего не потеряют: санкции и надежное американское военное присутствие в Персидском заливе сохранятся в обозримом будущем.

Последние 40 лет США сделали сдерживание Ирана своей основой политикой на Ближнем Востоке. Это в значительной степени не удалось, так как Иран имеет больше влияния в регионе сегодня, чем это было при шахе. С экономической точки зрения, однако, США удалось убрать Иран из глобальной экономики. Без рабочих мест и устойчивого экономического роста долговременная стабильность Ирана вызывает сомнения.

Обе стороны имеют достаточно оснований расширить свои переговоры за пределами ядерной сделки. Во всяком случае эта тема заслуживает внимания. Альтернативой является пустая трата триллионов долларов и ухудшение отношений, вплоть до военного противостояния.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.10.2017 10:00
Комментарии 0
Наверх