Версия // Бизнес // Индия в экономическом развитии должна брать пример с Китая

Индия в экономическом развитии должна брать пример с Китая

6644

Заманить производителей

В разделе

Если Индия проводит реформы только оказавшись под давлением, то сейчас время для больших перемен: валовой внутренний продукт сократился почти на 24% во втором квартале, больше, чем у любой другой крупной экономики. Десятки миллионов потеряли работу в формальном и неформальном секторах, и страна добавляет более 85 000 подтвержденных случаев коронавируса каждый день. Очевидно, правительству самое время заняться исправлением собственных неудач.

Китай, конечно же, был первопроходцем идеи тестирования политически сложных экономических и правовых реформ, прежде чем развернуть их более широко. Эксперимент оказался на редкость удачным. Шэньчжэнь, одна из первых ОЭЗ на материке, выросла с населения в 310 000 человек и ВВП в $160 миллионов в 1981 году до населения в 12,5 миллиона человек, ВВП в $388 миллиардов и доходом на душу населения свыше $30 000 долларов в 2019-м году — несомненно, самый быстрый рост благосостояния людей.

Эта модель еще более привлекательна в такой проблемной демократии, как Индия, где корыстные интересы и бюрократия, не склонная к риску, препятствовали экономическим реформам. Неудивительно, что в стране насчитывается 238 таких зон.

Однако результаты оказались неутешительными по нескольким причинам. Во-первых, здесь просто слишком много ОЭЗ. Возможности индийского государства уже ограничены. Просить правительство предоставить хотя бы базовый набор услуг во многих местах бесполезно. Индия сталкивается с аналогичными проблемами, пытаясь создать множество «умных городов». Китайский эксперимент начался всего с четырех таких зон в Шэньчжэне, Шаньтоу, Сямыне и Чжухае. Индия должна сделать так же.

Более того, в то время как одна только Шэньчжэньская агломерация простирается на 2000 квадратных километров, все ОЭЗ Индии вместе взятые занимают менее 500 квадратных километров. Более крупные зоны выигрывают от нескольких побочных эффектов: они привлекают кластеры предприятий, стимулируют передачу знаний от иностранных компаний отечественным и распространяют занятость, инфраструктуру и развитие на соседние регионы. Зоны Индии слишком малы, чтобы сделать то же самое.

Самое главное, что предполагаемые реформы, которые Индия осуществила в своих ОЭЗ, оказались совсем не такими. Они в основном сосредоточены вокруг уступок привилегированным предприятиям — налоговых льгот и дешевой недвижимости — а не фундаментальной перезагрузки запутанных и ограничительных правил ведения бизнеса. Если бы налоги были единственным, что имело значение для привлечения инвестиций, любая бедная страна могла бы привлечь мировых производителей, сократив налоги. Очевидно, хорошее управление и сильное верховенство закона имеют гораздо большее значение.

Правительство, которое, как сообщается, обдумывает пакет стимулов в размере 23 миллиардов долларов для привлечения мировых производителей в Индию, мудро видит такую возможность. Пандемия обнажила хрупкость важнейших глобальных цепочек поставок. Ни одна страна не хочет концентрировать риски в какой-либо одной юрисдикции, особенно с учетом роста торговой и геополитической напряженности между Китаем и Западом.

Однако чтобы выманить производителей с материка, Индии придется убедить их в том, что они смогут работать так же легко и эффективно, как и в Китае. Несколько больших зон должны быть расположены либо вблизи глубоководных портов, либо вокруг крупных аэропортов. Это могут быть как новые, так и старые участки, в зависимости от того, идет ли речь о производстве или услугах. Последние могли бы эксплуатировать малоиспользуемые общественные земли, такие как Восточная набережная Мумбаи. Конечно, все они должны иметь надежное водоснабжение и энергоснабжение, доступное жилье и отличное транспортное сообщение.

Прежде всего эти зоны должны обеспечить такое управление и ясность, которых не хватает в остальной части Индии. Например, местные администраторы должны иметь право вносить радикальные изменения в трудовое законодательство. Решающее значение имеют ускоренные суды для разрешения споров, а также устранение большинства ограничений на иностранные инвестиции. Дело не только в том, чтобы сделать производство дешевле, но и в том, чтобы создать принципиально иную атмосферу для ведения бизнеса, чем компании могли бы найти в других местах на субконтиненте.

Конечно, успех создаст новые головные боли, поскольку некоторые регионы становятся богаче других. Но по сравнению с альтернативой — будущим, где Индия никогда полностью не включится в глобальные цепочки поставок и не сможет создать миллионы оплачиваемых рабочих мест, необходимых ее молодому и растущему населению, — это проблема, решение которой правительство должно приветствовать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.10.2020 12:00
Комментарии 0
Наверх