Версия // Власть // Грядущий провал России на ЭКСПО-2010 ставит крест на наших планах заполучить Всемирную выставку-2020

Грядущий провал России на ЭКСПО-2010 ставит крест на наших планах заполучить Всемирную выставку-2020

2266

И знать вас не хотим!

Дорогостоящий китчевый павильон и Незнайка «за пазухой» – главные символы России на ЭКСПО-2010 в Китае Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Незнайка – герой повестей Николая Носова – стал символом России на открывшейся в Шанхае (Китай) Всемирной универсальной выставке. В ЭКСПО-2010 участвуют почти 200 (!) стран и 50 международных организаций. Россия решила сделать это с невиданным за последние десятилетия размахом: строительство её павильона стоило федеральному бюджету 1,5 млрд рублей, хотя ЭКСПО-2005, например, обошлась России всего лишь в 8 млн рублей. Триумф нашей страны в Шанхае призван был подтвердить её притязания на роль мировой державы и обеспечить проведение следующей ЭКСПО в России. Тем не менее китаеведы говорят о полном фиаско из-за крайне неудачного выбора символа России. Дескать, Незнайка – маленький неуч – не может быть положительным героем в Китае с его культом почтенной мудрости. Об участии России во всемирном смотре национальных достижений рассказывает корреспондент «Нашей Версии».

История всемирных выставок, на которых страны показывают свои лучшие технические и технологические достижения, насчитывает уже более 150 лет. За право проведения ЭКСПО идёт напряжённая борьба, такая же, как за Олимпийские игры. Но в отличие от спортивных соревнований, где на кону – абстрактный престиж страны, здесь претенденты соревнуются не просто за золотые медали ЭКСПО, но и за повышение инвестиционной привлекательности своих государств. То есть за конкретную экономическую выгоду. Число посетителей ЭКСПО составляет, как правило, несколько десятков миллионов человек. Каждая Всемирная выставка – это самая авторитетная на планете рекламная площадка, где представлены разные проекты развития современной цивилизации.

О важности этих грандиозных мероприятий с участием лучших промышленников и торговых фирм мира говорит хотя бы тот факт, что Эйфелеву башню, ставшую символом Франции, установили специально для Всемирной выставки 1889 года и собирались разобрать сразу после её окончания. А на Всемирной выставке 1937 года в тени остался даже испанский павильон со знаменитой картиной «Герника» великого Пабло Пикассо. Победителями тогда стали павильоны СССР и Германии. Первый из них, облицованный самаркандским мрамором, был увенчан 24-метровой скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Немецкий же павильон, построенный в форме римской цифры III, был спроектирован самим главным инспектором Третьего рейха Альбертом Шпеером, получившим ещё и Гран-при за оформление съездов НСДАП.

ЭКСПО-2010, которая продлится с 1 мая по 31 октября, отличается колоссальным размахом. Достаточно сказать, что её выставочные площади занимают 5,3 квадратного километра. А общее количество посетителей, по примерным подсчётам, составит 70 млн человек. Девизом выставки был выбран лозунг «Лучше город – лучше жизнь!». Иначе говоря, каждая страна должна была представить своё видение города будущего. Помещения для экспозиций предлагались в аренду, но 49 государств, в том числе и Россия, решили потратиться и построить павильоны, олицетворяющие национальную концепцию.

Главный из пяти павильонов Китая, напоминающий перевёрнутую пирамиду-пагоду с крышей размером 138x138 метров, демонстрирует принципы энергосбережения и архитектуры с использованием материалов, позволяющих аккумулировать в стенах солнечную энергию. Павильон Швейцарии напоминает знаменитые швейцарские часы, Румынии – яблоко, Пакистана – роскошный мусульманский дворец. Павильон ЮАР построен как элемент южноафриканской саванны, а Южной Кореи – как иероглифы корейского алфавита: его нижний этаж стал трёхмерной картой с искусственной рекой и горами, а на крыше разбит сад. Павильон Дании стал городским лабиринтом, в котором нашлось место и велосипедным дорожкам, и бассейну с Русалочкой.

По теме

Россия решила переплюнуть всех и размахом, и мощью креатива, забронировав себе наравне с Китаем и США максимальную выставочную площадку – в 6 тыс. квадратных метров. Что ж, в помпезности российскому павильону, сооружённому по проекту бюро P.A.P.ER architectural team во главе с архитектором Левоном Айрапетовым, не откажешь. Огромный куб, символизирующий Солнце, окружают 12 бело-золотых башен. Дескать, такой план павильона схож с древнеславянскими поселениями и Аркаимом, количество башен равно числу часовых поясов в России. Верхние части башен повторяют палитру палеха и хохломы.

Разработка сценографической концепции павильона была поручена компании «Краснов-дизайн» – самой известной в России дизайнерской фирме. В башнях разместили экспозиции Роскосмос, Росатом, Роснано, 20 субъектов РФ. Нашлось место и для выставки «Город будущего глазами детей», в которую вошли футуристические проекты учеников 50 художественных школ нашей страны. А главным символом нашего «солнечного города» стал вихрастый Незнайка в синей шляпе, который повсюду встречает гостей павильона в виде голограммы, повторяя по-китайски: «Вы знаете? Я не знал».

На первый взгляд всё логично. Вполне позитивный для российского менталитета персонаж, олицетворяющий любопытство ко всему новому. Но чиновники не учли, что этот герой уже хорошо знаком китайцам. В начале 90-х в Поднебесной издавались комиксы про Незнайку, где его имя переводилось как Сяо Учжи – «маленький невежда». Китаеведы попытались объяснить, что павильон России только унизит Россию. Тогда Незнайку спешно переименовали в Сюэ Сюэ («ищущий знаний»). Однако специалисты из Института российско-китайского стратегического взаимодействия (ИРКСВ) сожалеют, что российские чиновники так и не отказались от этого символа. Один из лучших китаеведов России, заместитель директора ИРКСВ Андрей Девятов отметил со знанием дела: «Символом мудрости в Китае выступает старец, будь то Конфуций или Лао-Цзы, Сократ или Маркс. Для людей иной культуры у китайцев есть два имени: «почтенный человек с окраины» и презрительное – «волосатик». Так вот образ Незнайки-юнца с длинными соломенными волосами – это и есть классический презренный «волосатик». Китайцы недоумевают: почему какой-то недоученный юноша олицетворяет Россию? И в связи с этим ещё один неприятный момент. Дело в том, что у каждой страны на ЭКСПО будет свой национальный день. Днём России назначено 28 сентября, совпадающее с днём рождения Конфуция – праздником всех китайцев, чтящих своего мудрого предка. А суть конфуцианства – это устав: старшие и младшие, начальники и подчинённые. В данном контексте – как ни называй «юного волосатика»: хоть Незнайка, хоть «Хочу всё знать» – статус России в сознании китайцев не поднимется выше «прислуги». И это при том, что сталинский СССР носил титул «старшего брата». Кстати, синий цвет шляпы у Незнайки – это цвет флагов Евросоюза и НАТО».

Чиновники из нашего оргкомитета «отличились» не только выбором символа павильона, но и его содержанием. В качестве приоритетных были анонсированы пять направлений: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и стратегические информационные технологии. Бродя среди огромных вьюнков и земляничин, гость слушает рассказы мультипликационных персонажей о прорывных технологиях, созданных в России, – интерфейс «мозг – компьютер», новый сердечный клапан, ДНК-диагностика, генетические лекарства... Однако возможности пощупать или хотя бы увидеть на экране новинки, увы, встречается крайне редко.

Зато в соседних залах жизнь кипит. Павильон Японии выглядит как живой организм со спрятанными в оболочке солнечными батареями и поражает публику играющими на скрипках роботами. У китайцев робот сам готовит блюда в ресторане. В павильоне Чехии особые сенсоры в специальной комнате считывают эмоции человека, а затем автоматическая лаборатория готовит индивидуальные духи, соответствующие настроению…

А ведь, по словам замгендиректора ВВЦ Николая Бугаева, наша страна возводила специальный павильон на выставке в последний раз около 30 лет назад, обходясь затем гораздо более дешёвой арендой. На этот раз решили не скупиться. По данным замдиректора департамента внешне-экономических отношений Минпромторга Дмитрия Готовцева, «общий бюджет участия России в выставке составляет более 1,5 млрд рублей» – в 200 (!) раз больше, чем на ЭКСПО-2005. Российский оргкомитет возглавил сам министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, а генеральным комиссаром был назначен вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко. По его словам, павильон нашей страны превзошёл по масштабу экспозиции всех других стран – участниц Всемирной выставки. Однако, как выразился директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский*, Россия просто построила «потёмкинскую деревню за миллиард», что связано «наверняка с какими-то откатами и распилами». Китайцы, по его словам, это прекрасно понимают.

Фиаско на ЭКСПО-2010 ставит под удар и мечту российского руководства провести Всемирную выставку на территории нашей страны. Ещё в 2001 году Россия подала официальную заявку в Международное бюро выставок (МБВ) на выдвижение Москвы в качестве кандидата на роль хозяйки ЭКСПО-2010. Однако при голосовании на сессии Генеральной ассамблеи МБВ в 2002 году российская заявка заняла лишь третье место. Победителем стал Шанхай. А уж об имиджевом значении Всемирной выставки для России, которая продемонстрировала бы себя современной технологичной державой, а не просто «сырьевым придатком», не стоит и говорить. Соперниками Москвы, вероятно, станут Нью-Йорк, Сан-Франциско, Хьюстон (США), Манила (Филиппины), Брисбен (Австралия)... Как заявил Христенко, «на ЭКСПО-2010 в Шанхае мы должны быть обречены на успех, ведь от того, насколько успешно мы выступим, зависит, будет ли Россия местом проведения ЭКСПО-2020». Что ж, похоже, ответ уже получен…

*
Андрей Пионтковский внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.06.2010 11:47
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх