Версия // Культура // Государство потратит 5 миллиардов на ненужный музей

Государство потратит 5 миллиардов на ненужный музей

3493

Временное искусство

Марат Гельман считает, что в России почти не осталось коллекционеров современного искусства Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В ближайшее время в Москве начнут возводить государственный музей современного искусства. Деньги на новый проект выделены огромные: только на строительство предполагается потратить минимум 5 млрд рублей, которые заложены в федеральную целевую программу «Культура России». Музей должен стать одним из крупнейших в мире – его уже сравнивают с Центром Помпиду в Париже. Но оправдан ли такой размах? Только что о своём закрытии объявили три старейшие московские галереи, занимавшиеся произведениями современных художников. А это значит, что в нашей стране пока что к современному искусству особый интерес не проявляется.

За последние два года в Санкт-Петербурге открылось два частных музея современного искусства. Москва, по-видимому, от Северной столицы отставать не хочет – здесь также в планах два подобных проекта. Один – тоже частный – особых вопросов не вызывает. В конце концов, каждый волен тратить свои деньги, на что душе угодно. А вот грандиозный государственный музей современного искусства, на строительство которого предполагают потратить 5 млрд рублей из бюджета, – дело другое.

«По размаху музей будет сравним с Центром Помпиду во Франции, а по площади станет сопоставим с Эрмитажем», – заявил министр культуры Александр Авдеев. Но найдётся ли в Москве столько желающих посетить новый музей, сколько ходит в Эрмитаж или в Центр Помпиду?

С предполагаемой экспозицией нового музея, во всяком случае с её частью, можно ознакомиться уже сейчас. Государственный музей современного искусства не будут создавать с нуля: его создадут на базе коллекции существующего уже Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который находится на Зоологической улице. Кстати, возводить здание планируется не где-нибудь на окраине, а на Бауманской улице.

Ещё один частный музей вскоре появится в кинотеатре «Ударник», пустующем последние годы. Он задуман президентом культурного фонда «Артхроника», издателем одноимённого журнала, основателем премии Кандинского Шалвой Бреусом. Основой коллекции послужит существующее собрание фонда «Артхроника». Помимо этого предполагается выставлять частные коллекции современного искусства, проводить семинары, лекции, а также показывать видеоарт, что удастся сделать благодаря киноплощадке. «Очень надеемся, что музей начнёт функционировать как можно раньше, – заявил Шалва Бреус. – Поэтому часть выставочных проектов будем проводить в период реставрации памятника». В течение 2012 года будет сформирован попечительский совет, назначен директор, проведён тендер по выбору архитектурного бюро, которое будет заниматься возрождением «Ударника». Кстати говоря, в этом частном проекте примут участие и столичные власти, по словам Шалвы Бреуса, сами выступившие с инициативой.

Современное искусство долгое время не особенно интересовало коллекционеров и просто любителей прекрасного. Ситуация начала меняться в начале 90-х годов, когда стали появляться первые частные галереи. Но широкая публика по-прежнему отдаёт безусловное предпочтение классическому искусству, собранному преимущественно в государственных музеях. На данный момент интерес к современному искусству есть в Москве, Питере и кое-где в регионах.

Нужно ли в центре Москвы при таком положении дел новое выставочное пространство для современного искусства, не очень понятно. Ведь подобные площадки есть, и их немало – это и центр современного искусства «Винзавод», открытый в 2007 году, и центр современной культуры «Гараж», и Московский музей современного искусства, и многие другие. Впрочем, некоторые эксперты уверены, что стране есть куда расти. «Москва – большой город, так что имеющихся мощностей для представления современного искусства недостаточно, – считает искусствовед, критик Фаина Балаховская. – Уверена, что чем больше будет музеев, тем лучше. Что касается конкретно новых проектов, то идеологии их абсолютно разные. Новый «Ударник», как ни крути, проект частный, и его основой станет соц-арт. Коллекция Государственного центра современного искусства гораздо больше, она на данный момент насчитывает более 3,5 тыс. единиц хранения. К тому же есть надежда, что новое здание ГЦСИ будет лучше всего того, что строилось в России для искусства в последние годы».

По теме

В том, что музеи современного искусства способны существовать без постоянной поддержки государства, большинство специалистов сомневаются. Даже частные проекты рассчитывают на какие-то льготы и бюджетные финансовые вливания. Пока отечественным коллекционерам гораздо выгоднее выставлять имеющиеся у них работы в ведущих музеях страны. Многие считают, что необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, которые гарантируют льготы для тех, кто открывает частные музеи в России. Эксперты уверены, что пока этого нет, люди будут открывать свои музеи, поддерживать их в течение нескольких лет, а потом просто выдохнутся: музей станет отнимать огромное количество энергии, сил и денег, а государство в этом не будет никак участвовать, скорее наоборот. Поэтому придётся просто такую деятельность прекращать и либо передавать собрания в большие государственные музеи, либо опять развешивать экспонаты по стенам своего личного жилья, либо вообще продавать коллекцию. Стоит вспомнить хотя бы историю с музеем актуального искусства Art4.ru. Задумывался проект с большим размахом: бизнесмен и коллекционер Игорь Маркин надеялся привлечь множество посетителей. Но кризис помешал его глобальным планам. Теперь музей можно посетить только за 6 тыс. рублей с группы. Как признают эксперты, иметь музей – дело невыгодное и даже разорительное, ведь владельцам приходится тратиться на аренду, приобретать и страховать экспонаты, платить налоги (несколько лет назад частные музеи обязали платить налог на землю) и т. д. Хотя, если постоянно устраивать выставки и пополнять коллекцию, выставлять частные коллекции, шанс выжить возрастает.

Пока одни рассчитывают на всплеск интереса к произведениям современных художников, другие, похоже, в них начинают разочаровываться. Во всяком случае, если речь идёт не о художественных достоинствах, а о коммерческом расчёте. Недавно владельцы решили завершить сразу три старейших проекта, связанных с современным искусством. Галерея «М&Ю Гельман», Айдан-галерея и XL галерея Елены Селиной, располагающиеся на «Винзаводе», неожиданно для всех объявили о своём закрытии. Каждый из владельцев объяснил, что собирается теперь заниматься некоммерческой деятельностью. Марат Гельман* планирует преобразовать свою галерею в продюсерский центр «Культурный альянс», направленный на реализацию региональных проектов. Сам Гельман будет отвечать за искусство, его жена Юлия – продюсировать дизайн-проекты, известный музыкальный продюсер Александр Чепарухин – музыкальные, а критик и писатель Вячеслав Курицын возьмётся за литературную составляющую. Все продюсеры наряду с руководителями 11 городов, между которыми существует ряд договоров, войдут в совет директоров «Культурного альянса».

Айдан Салахова превратит свою галерею в открытую мастерскую под названием Aidan Studio, так как она собирается теперь намного больше внимания уделять собственному творчеству. А вот Елена Селина всё же попытается объединить коммерческую и некоммерческую составляющие. Как галерист, она продолжит делать выставки с регулярностью четыре раза в год, но при этом она возродит проект XL Projects, в рамках которого отдастся кураторской

практике.

Каждый из «мастодонтов» галерейного движения по-своему объясняет причины столь радикальных перемен. Но общая идея – после кризиса рынок современного искусства существенно снизился и рассчитывать на его скорое возрождение не приходится. «Буду говорить только за свою галерею: 80% её клиентов, российских коллекционеров, которые всерьёз собирали современное искусство, сегодня покинули страну, – объяснил Марат Гельман. – Продавать больше некому, рынок исчез».

Те коллекционеры, что остались, не особенно стремятся покупать русское современное искусство, а предпочитают западных художников, стараясь вписаться в европейский контекст, не ударить в грязь лицом перед зарубежными коллегами. Марат Гельман считает, что нужны привилегии на государственном уровне для частных коллекционеров, и особенно для крупных корпораций, чтобы те спокойно собирали современное искусство, не опасаясь запредельных налогов. А Елена Селина подчёркивает, что государство должно позаботиться о том, чтобы Россия в лице современных художников заявляла о себе на международной арене.

В общем, помощь галеристам не помешает, но пока предоставлять её никто не собирается. А тащить всё на себе владельцы галерей устали. Впрочем, эксперты рынка отмечают, что проблема рентабельности галерей существует не только в нашей стране, но и во всём мире. Лишь некоторые топовые галеристы с мировым именем способны устроить свой бизнес так, чтобы получать существенную прибыль. Остальные либо работают себе в убыток, либо находятся на грани выживания.

По данным европейских аналитических исследований, на мировом арт-рынке происходит изменение самой роли галереи. По статистике, большинство продаж у галеристов приходится на периоды участия в крупных ярмарках или совершается по их итогам, а всё остальное время серьёзного спроса практически нет. Галереям пора меняться и выходить на новый уровень, но, как это сделать, никто пока не знает. Так что остаётся рассчитывать на помощь государства или менять сферу деятельности.

*
Марат Гельман внесен Минюстом в реестр иностранных агентов
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.05.2012 16:01
Комментарии 0
Наверх