Версия // Общество // Глупо пытаться стереть историю, разрушая одни памятники и открывая новые

Глупо пытаться стереть историю, разрушая одни памятники и открывая новые

4999

Когда искуство может взять верх

В разделе

Из-за разразившихся ожесточенных споров вокруг памятников Конфедерации, американцы обратились в Европу в поисках полезных аналогий. История Старого Света полна кровавых страниц, а потому в Европе научились выходить за рамки дилеммы «сохранить или уничтожить», имея дело с материальными свидетельствами истории.

Снос политических памятников всегда кажется логичным решением: убрав их с площадей, можно добиться умиротворения, поскольку радикалы различного толка лишатся повода для спекуляций. В конце концов мемориал в первую очередь политическое заявление, а уж потом произведение искусства. Городские власти в Мариенфельсе, в немецком штате Рейнланд-Пфальц, сбросили гору с плеч в 2004 году, когда неизвестные уничтожили мемориал танковому корпусу СС, установленному в 1971 году группой его ветеранов: он стал центром неонацистских демонстраций. Когда никто не хочет облегчать правительству жизнь, оно часто чувствует себя вынужденным действовать, как это делали балтийские страны с памятниками советской эпохи. Ни один город или страна не хочет повторить судьбу Шарлоттсвилля.

Хотя правительство, идущее на снос памятника, подвергается критике, это не длится долго: люди, которые привыкли собираться вокруг статуи, не будут столь же активны при ее отсутствии.

Однако снос памятника ведет к другой проблеме, более долгосрочной. Будет ли у людей одинаковый интерес к истории своей страны, если визуальные напоминания исчезнут? Как много людей будут знать, кто такой генерал Ли, или Эрнст Тельман, или король Леопольд II из Бельгии? Любое ответственное демократическое правительство должно хотеть поддерживать интерес людей к предостерегающим рассказам, а не только к вдохновляющим и патриотическим.

Иногда работает прямой подход. В чешском городе Литомышль сохранилась статуя родного сына Зденека Неджедли, министра коммунистического образования, который курировал чистки в университетах, но также много сделал для сохранения музыкального наследия своей страны. Власти установили мемориальную доску, считая, что Литомышль «ценит добро и осуждает плохие дела». Это, однако, компромисс, который не работает в случаях, когда добро и зло являются предметом жарких общественных дебатов, а также когда «плохие дела» являются экстремальными. Леопольд II прославлен как строитель Брюсселя и жестокий человек, который, будучи беспощадным эксплуататором Конго, несет ответственность за гибель около 10 миллионов человек. Мемориальная доска говорит, что Брюссель «ценит добро и осуждает зло».

Возможно, лучшее, что может сделать современное общество со спорными статуями - это перестать рассматривать их как священные или опасные. Современные художники знают о десакрализации и привлечении внимания. Иногда, дав им разрешение поработать с мемориалом, они могут помочь людям задавать правильные вопросы об исторической фигуре.

В 2015 году австрийскому коллективу Steinbrener/Dempf&Huber было разрешено разместить скульптуру горного козла на гигантской статуе гамбургского канцлера Отто фон Бисмарка. Бисмарк - классический случай «добра и зла»: разработчик универсальной медицинской помощи в Германии, он также приложил руку к созданию надменной, воинственной, мощной Германии, которая проиграла Первую мировую войну. Он является вдохновением для некоторых немецких политиков, и вызывает отвращение у других. Козел одолжил ему рога дьявола, но также подчеркнул его важность. Это зрелище было настолько поразительным, что заставило многих пересмотреть роль Бисмарка в истории.

По теме

Чаще всего муниципалитетам не хватает мужества, чтобы продолжить проект. В Берлине после того, как вандалами была обезглавлена статуя Ленина, Партия Зеленых предложила каждые 10 лет менять у памятника голову - на другую заметную международную фигуру. Художник Манфред Буцманн хотел посадить плющ у основания статуи и позволить ему расти над безголовым Лениным. Обе идеи выглядят отличными, но вместо этого статуя была окончательно разрушена.

Мы должны отдать должное немецким политикам: они решили оставить многие коммунистические статуи в Восточной Германии, изучив опыт уничтожения всех нацистских памятников. В эти дни все еще можно увидеть тельманнов и марксистов, которые часто сталкиваются с конкурирующими граффити, но всегда напоминают немцам об их встрече с социализмом советского стиля. Эти статуи созревают для художественной переинтерпретации, которая не разрушит их ценность, но подтолкнет к переоценке действий исторической фигуры.

Возможно, в качестве временного решения США могли бы воспользоваться идеей 1990-х годов, выдвинутой австрийским художником Альфредом Хрдликкой, который предложил обменяться памятниками Восточной и Западной Германиям. Рокировка памятников может помочь исцелить старые раны и постепенно привести к более непринужденному отношению к городским скульптурам. Тогда искусство может взять верх.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.08.2018 16:30
Комментарии 0
Наверх