Версия // Культура // «Феррари» – наш обзор новинки кино

«Феррари» – наш обзор новинки кино

5854

Наперегонки со смертью

«Феррари» – наш обзор новинки кино
В разделе

Одним из последних фильмов, впечатлениями от которых в этом году мы с вами поделимся, станет историческая биографическая драма Майкла Манна «Феррари». Другие декабрьские новинки кино мы подробнее разберём в серии статей на грядущих выходных.

Феррари

(18+)

Реж. – Майкл Манн

В ролях – Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси, Микеле Савойя, Эрик Хауген

Производство – США, Великобритания, Италия, Китай

Историческая биографическая драма, снял которую режиссер фильмов «Последнего из могикан», «Схватки», «Али», «Соучастника», «Джонни Д.» и других фильмов Майкл Манн.

Действие фильма происходит в 1957 году. Энцо Феррари (Адам Драйвер) всё еще переживает из-за потери своего сына Дино, но упорно продолжает управлять производством одних их самых быстрых машин своего времени. Правда, дела у фирмы идут не очень хорошо. Чтобы привлечь инвесторов, нужно выиграть гонку «Тысяча миль», иначе компанию ждёт разорение. Проблемы подкидывает и супруга Энцо Лаура (Пенелопа Крус), отношения с которой охладели после смерти сына. К тому же на стороне у любовницы Энцо Лины Ларди (Шейлин Вудли) взрослеет их сын Пьеро (Джузеппе Фестинезе), о существовании которого во всей Модене не знает лишь Лаура.

Майкл Манн, по его собственному признанию, вынашивал идею создания этого фильма едва ли не с начала 90-х годов. И это действительно странно, что байопик о создателе самой титулованной команды «Формулы 1» самого популярного бренда спорткаров, человека, во многом определившего развитие всей индустрии автомобилестроения, вышел только в 2023 году. Культовый статус этой довольно неоднозначной личности трудно переоценить тем, кто хоть немного разбирается в истории автоспорта.

В качестве персонажа третьего плана Энцо Феррари фигурировал в относительно свежих картинах «Ламборгини: Человек-легенда» и «Форд против Феррари». Его там было совсем немного, но роль в повествовании он играл заметную. Несмотря на сильно разнящееся качество этих фильмов, фигура Комендаторе показана в них обоих примерно одинаково. Не стал идти против истории и Майкл Манн, за что ему отдельное спасибо.

«Феррари» как спортивная конюшня насчитывает уже более 90 лет истории. Эта фамилия неразрывно связана с автогонками. За эти годы на трассах произошёл не один десяток драм, каждая из которых заслуживает экранизации. Так, Рон Ховард в 2013 году снял «Гонку» – отличную спортивную драму, повествующую о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта в сезоне 1976 года Формулы 1. Ленту полюбили зрители, но кинокритики обошли её стороной. А зря. И подобных драм, разворачивающихся на асфальте гоночных треков, и за его пределами, была масса. Но Майкл Манн решил в первую очередь снять фильм о человеке, а не о гонках.

В этой картине не было главной задачей показать весь путь Энцо Феррари от начинающего гонщика и инженера до президента компании и иконы автоспорта. Это заняло бы слишком много времени, что было бы под силу сериалу, но не полнометражке. Манн, по нашему мнению, выбрал идеальный отрезок из жизни главного героя. 1957 год стал для Энцо не годом триумфальных побед и божественной удачи, нет. Это время наибольших испытаний, потому что судьба в то время наносила ему удар за ударом. Страх разорения, боязнь проиграть в гонках конкурентам из «Мазерати», крах отношений с женой, сильнейшая скорбь по сыну, проблемы с любовницей и тяжких груз ответственности перед гонщиками, за жизни которых он в ответе. Последнее немного проясним.

Гонки даже в наше время иногда завершаются для некоторых участников гибелью. А в 50-х годах редкое гран-при не заканчивалось смертью кого-нибудь из пилотов или зрителей. Каждый раз, садясь за руль, гонщик отдавал себе отчет в том, что это может быть его последний заезд. Причинами аварий становились как ошибки в пилотировании, так и недоработки или халатность инженеров, конструкторов или механиков. Но в любом случае часть ответственности всегда ложилась на руководителя команды. Энцо Феррари итальянская пресса не щадила, обвиняя во всех инцидентах именно его. В подобных условиях нельзя позволить себе быть слабым и мягким.

Адам Драйвер на первый взгляд не совсем годится на роль Энцо Феррари. Но гримёры поработали с ним так, что актёр стал действительно похож. Мало того, он и сыграл Комендаторе именно так, как надо. Его персонаж показан в наиболее неудобный, проблемный и тяжелый период жизни. И перед Драйвером стояла тяжелейшая задача – изобразить главного героя аутентичным, не заигрывать с чувствами зрителей, не идеализировать, но и не приведи Господь, очернить память автогоночной легенды. Вот так, под чутким контролем режиссера, Драйвер приоткрывал разные ипостаси этой колоритной личности. Будь то руководитель команды, неверный муж и любящий отец, икона для болельщиков и объект нападок прессы, директор производства и гонщик в глубине своей души. Господин Феррари получился достаточно противоречивым, но по-хорошему персонажем. Правда, при всей харизме актёра, колоритности главного героя и ореола легендарности, окутавшего эту фигуру, настоящей звездой этого фильма стала другая Феррари.

Пенелопа Крус великолепно исполнила на экране роль Лауры Феррари, супруги Энцо, которая помогала мужу в управлении спортивной командой и всем производством. Эта женщина всегда находилась в тени мужа, но картина Майкла Манна приоткрывает завесу. Лаура Феррари – эмоциональный центр истории: скорбящая мать, жена, чей муж много лет встречается с любовницей на стороне, и партнер по бизнесу. А то, как натурально и чувственно Крус исполнила эту роль, заслуживает минимум номинации на Оскар.

Помимо всего прочего, хочется похвалить режиссера за передачу духа Италии. Дело в том, что итальянский колорит, при всех его характерных особенностях, передать на большом экране не так просто. Да, одно дело, когда фильм снимает итальянец в Италии, например, Феллини нашего времени – Паоло Соррентино, Паоло Дженовезе или Маттео Гарроне. Но когда за дело берётся иностранец, то итальянская аутентичность ускользает меж пальцев. Ярчайший пример – «Дом Гуччи» от Ридли Скотта с тем же Адамом Драйвером в главной роли. Да, мы увидели неплохой (правда больно однобокий) байопик, но на экране мы видели американцев, которые пытаются изображать итальянцев. У Майкла Манна с этим полный порядок.

Как вы уже могли понять, «Феррари» не сконцентрирован на гонках, хотя сюжет выстраивается как раз вокруг заезда «Тысяча миль». Показанные болиды были или действительно оригинальными, или качественными репликами. Сами соревнования показаны сдержанно, без излишнего пафоса, но с упором на реализм. Компьютерная графика использовалась в исключительных случаях, опять-таки, чтобы не портить натуральность.

После себя «Феррари» оставляет хорошее впечатление даже на фоне лучшего байопика этого года – «Оппенгеймера». Правда, из действительно выдающихся аспектов мы бы здесь отметили лишь актёрскую игру Пенелопы Крус, в то время как во всём остальном это кино – просто хороший образец жанра, который точно не сможет составить конкуренцию детищу Кристофера Нолана. И всё же нам, как давним поклонникам гонок с открытыми колёсами, было сложно оторваться от экранов.

Эпикриз: если вы ждёте от этого фильма зрелищных гонок или погружения в мир роскошных спорткаров, то лучше проходите мимо. Майкл Манн снял качественную драму, в первую очередь о семье Феррари, судьба которой в какой-то момент оказалась неразрывно связана с гонками. И смертью. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского! Настоящим поклонникам автоспорта и любителям биографических драм настоятельно рекомендуем.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Феррари» (2023), реж. – Майкл Манн.

Хорошего вам Нового Года и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.12.2023 17:00
Комментарии 1
Наверх