Версия // Бизнес // Фармацевтов захотели наказать за навязывание лекарств

Фармацевтов захотели наказать за навязывание лекарств

3824

Дорогое лечение

Фармацевтов начнут наказывать за навязывание лекарств
В разделе

В 60 процентах случаев сотрудники российских аптек навязывают покупателям препараты, с производителями которых у сети подписаны маркетинговые контракты.«Национальная фармацевтическая палата» предлагает на законодательном уровне запретить эту практику, из-за которой пациенты зачастую покупают не те лекарства, которые были рекомендованы медиками.

Союз «Национальная фармацевтическая палата» сообщил Минпромторгу о ситуации с навязыванием покупателям тех или иных препаратов в российских аптеках. По мнению экспертов организации, необходимо ввести регулирование взаимодействия между аптечными сетями и производителями препаратов во избежание навязывания пациентам лекарств, передает «Коммерсантъ». Соответствующее письмо было направлено организацией замглавы ведомства Сергею Цыбу. Авторы инициативы предложили наказывать нарушителей запретов приостановкой действия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации фармработника на срок до полугода. В документе отмечается, что реализовывать данную инициативу можно с помощью специальных проверок в рамках проведения контрольной закупки Росздравнадзора. По мнению авторов письма, зачастую пациент приобретает товары, навязанные фармацевтами вместо рекомендованных медиками.

В своих интересах

Палата была образована рядом фарморганизаций, она объединяет как производителей лекарств, так и аптеки, при этом крупные сети туда не входят. По словам представителя НФП Дмитрия Целоусова, инициатива организации также была направлена в Госдуму и Минздрав.

Внесенную в ведомства инициативу НФП подкрепляет данными исследования Ipsos Healthcare за прошлый год. В соответствии с полученными данными, в 43 процентах случаев пациент, описавший симптомы недомогания, просит сотрудника аптеки посоветовать ему препарат. Как правило, фармацевты предлагают гражданам те лекарства, на реализацию которых у аптеки заключены договоры, и в 65 процентах случаев пациент приобретает эти лекарства. Даже когда пациент просит конкретный препарат, фармацевт в 60 процентах случаев переключает внимание покупателя на приоритетное лекарство, так как заключенные договоры нередко подразумевают ограничение продаж продукции конкурентов. Как отмечается в письме, бонус аптечной сети при этом может достигать 6 миллионов рублей.

Целоусов сообщил, что в настоящее время в ГД идет обсуждение возможности ограничения маркетинговых бонусов сетям аптек от производителей лекарств. Предлагается ввести ограничения по аналогии с производителями продовольственных товаров, в соответствии с которыми розничные продавцы могут рассчитывать на бонус не более 5 процентов от объема поставки. Вместе с этим эксперт признал, что в продовольственной сфере ограничения привели к тому, что бонусы предоставляются ретейлерам под видом прочих услуг.

В Госдуме подтвердили изданию, что данный вопрос находится в стадии обсуждения, однако конкретных решений по нему пока не принято. Вместе с этим парламентарии намерены добиться того, чтобы работники аптек перестали предлагать гражданам самые дорогие лекарства.

Откуда брать прибыль?

Управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский в беседе с журналистами отметил, что договоры с производителями не предусматривают предложения покупателям определенных препаратов, так как это запрещено российскими законами. Как отметил эксперт, многие российские сети работают с низкой рентабельностью, и получаемые от производителей бонусы, в том числе, идут на уплату налогов и зарплаты сотрудникам. По его мнению, в случае введения ограничений на бонусы в ближайшие годы цены на лекарства поднимутся в среднем на пять процентов. Гендиректор сети «Неофарм» Евгений Нифантьев сообщил, что в этом случае следует ожидать повышения цен на 10 процентов в связи с тем, что бонусы приходятся не только на аптечные сети, но и на дистрибьюторов. По его мнению, рост цен будет на уровне тех и других.

По теме

Как на ладони

Попытки бороться с откатами фармкомпаний медикам предпринимались и за рубежом. Так, в 2010 году в США с этой целью был принят закон Physician Payments Sunshine Act, в соответствии с которым производители лекарственных препаратов были обязаны раскрывать информацию обо всех выплачиваемых вознаграждениях для врачей, а также о деньгах, которые медики вкладывают в фармкомпании. Эту информацию в 2013 году сделали доступной для пользователей на портале НКО ProPublica. На сегодняшний день на сайте можно найти сведения о выплатах на сумму 9,5 миллиарда долларов для 904 тысяч медиков. Кроме того, на сайте публикуется рейтинг компаний, которые потратили больше всего средств на выплату бонусов медицинским работникам, на сегодняшний день первое место в списке занимает Genentech с суммой 1,1 миллиарда долларов. Кроме того, составляются рейтинги врачей и медучреждений, получивших больше всего бонусов от фармкомпаний.

Несмотря на принятые меры, скандалы вокруг выплаты вознаграждений в США все еще возникают. К примеру, по итогам 2015 финансового года Минюст получил около 1,9 миллиарда долларов в виде штрафов за нарушение законодательства. Тем не менее, вина конкретных лиц признается довольно редко в связи с тем, что доказать факт наличия преступного намерения достаточно трудно.

Схожий опыт регулирования в данной сфере есть и у европейских государств. В 2011 году Европейская ассоциация участников фарминдустрии приняла кодекс поведения, который подразумевает раскрытие компаниями выплачиваемых врачам бонусов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2019 13:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх