Версия // Бизнес // Европе не нужны магистрали, под которые осваивают миллиардные бюджеты

Европе не нужны магистрали, под которые осваивают миллиардные бюджеты

2068

Газопроводам – труба

lori.ru
В разделе

Газопровод Nabucco будет не только вдвое менее мощным, чем запланировано, но и вдвое короче. Недавно новый маршрут одобрен большинством акционеров проекта. И хотя это событие играет на руку проекту трубопровода «Южный поток» российского «Газпрома», России стоит задуматься, нужно ли вкладывать огромные инвестиции в магистрали.

Изначально запланированная протяжённость газопровода Nabucco (3900 километров) сократится почти в два раза, пишет Financial Times. Обновлённый проект, получивший название Nabucco West, будет проложен до Австрии не от Прикаспийского региона (Азербайджан и Туркмения, чей газ должен был поступать по трубопроводу на дне Каспия), а от турецко-болгарской границы.

Через Nord Stream «Газпром» сможет прокачивать порядка 27,5 млрд кубометров газа, то есть только половину мощности газопровода.

Акционеры проекта, австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH, у каждого из которых по 16,67% акций, одобрили новый план большинством голосов.

«Оригинальный Nabucco был задуман как единый огромный трубопровод, протянувшийся от Грузии до Австрии, мощностью 31 млрд кубометров в год, что позволило бы Европейскому Союзу разорвать хватку своих русских поставщиков газа», – пишет FT. Само название газопровода отсылало к ассоциациям об освобождении от плена, ведь Nabucco – сокращённая итальянская интерпретация имени библейского царя Вавилона Навуходоносора II. При этом нужно отметить, что подготовка проекта началась в 2002 году, когда отношения России и Запада были хороши как никогда. Впрочем, и сам проект в тот момент чуть не утонул в переговорах, согласованиях и разрешении сомнений.

Всё изменил «газовый кризис» с Украиной в 2005 году. В этот момент европейцы воочию увидели, как опасно не иметь альтернативных поставок топлива, на котором работают электростанции и отопительные котлы FRISQUET граждан, химические заводы и кухонные плиты. С этого момента проект начал продвигаться более активно.

Однако время не пошло Nabucco на пользу. Во-первых, глобальная инфляция дала о себе знать в цене проекта: с первоначальных 8 млрд евро газопровод к 2011 году, по данным BP, подорожал до 14 млрд евро в связи с ростом цен на сырьё, в частности железную руду, необходимую для выплавки металла для труб.

А тут ещё появилось пренеприятнейшее известие о том, что для газопровода попросту нет достаточного количества газа.

Дело в том, что пока ЕС удалось договориться о поставке газа только с Азербайджаном, чья государственная нефтегазовая корпорация ГНКАР входит в число акционеров проекта в консорциуме с турецкой Botas. Однако месторождение Шах-Дениз, которое должно быть задействовано в проекте, сможет дать только 10 млрд кубов газа. А остальные запланированные 21 млрд кубов взять пока неоткуда.

Изначально планировалось закачивать в трубопровод газ из Туркмении, северного Ирака и Ирана. Но с Ираном сейчас Европа не может сотрудничать по политическим соображениям. Ирак, похоже, ещё долго не сможет гарантировать стабильность поставок, а Туркмения тянет время. Газопровод по дну Каспийского моря, который должен был доставлять газ из туркменских месторождений в Азербайджан, до сих пор не построен. Процесс осложняется отсутствием договора о разделе Каспия (именно с месторождений каспийского шельфа должны поступать основные объёмы газа). А ранее сам маршрут регулярно подвергался сомнению из-за сложных отношений между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Турцией.

По теме

Между тем BP, являющемуся фактически главным покупателем газа с Шах-Дениза, нужен газ, а не разговоры о параметрах трубопровода. Ранее компания даже намеревалась проложить более короткий (около 1300 километров) и более дешёвый трубопровод, который с помощью существующей инфраструктуры свяжет Шах-Дениз с западом Турции, а затем через Болгарию, Румынию и Венгрию выйдет в Австрию. И если Nabucco опять забуксует, то у него есть все шансы уступить газ из Шах-Дениза менее проблемному трансанатолийскому трубопроводу ТАНАП, разрабатываемому консорциумом ГНКАР Botas и правительством Турции – ВР, кстати, приглашена в ТАНАП и, по словам Кука, в течение нескольких месяцев решит, стоит ли вкладывать в него деньги.

Видимо, именно за эти месяцы акционерам Nabucco придётся решить, будет ли проект воплощён в жизнь в укороченном варианте, или он рискует остаться на бумаге. По мнению вице-президента компании Кука, из-за дефицита газа для проекта стоит склониться к укороченному варианту. «Если у вас есть только один автомобиль, который курсирует между населёнными пунктами А и В, нужно строить обычную дорогу между ними, а не хайвей», – заявил он FT.

Если параметры Nabucco снизятся вдвое, это станет тактической победой «Газпрома», считает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Дело в том, что Nabucco был очевидным конкурентом проекту «Южный поток», который реализуется «Газпромом» с целью диверсификации поставок природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитёров, в частности от Украины и Турции. Однако победа «Газпрома» может стать поистине пирровой.

Тому примером – строительство «Северного потока» (Nord Stream), доставившего газ в Германию и далее в страны Европы в обход Украины по дну Балтийского моря. Не успели отзвучать фанфары в честь его торжественного открытия, когда символический белый вентиль в городе Лубмине откручивали федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и премьер-министр Франции Франсуа Фийон, как выяснилось, что Украина может не беспокоиться – конкурентом ей «Северный поток» не станет.

Еврокомиссия обязала газопроводы NEL и OPAL, соединяющие «Северный поток» с газовой инфраструктурой Евросоюза, резервировать до 50% их мощности под доступ других поставщиков газа. Это означает, что .

А на днях против «Северного потока» выступил… германский бундесвер. Военные выяснили, что проектировщики запланировали проложить газопровод по территории немецкого морского артиллерийского полигона «Померанская бухта». Министерство обороны Германии выступило с заявлением, в котором не исключило возможного повреждения «Северного потока». Произойти это может, несмотря на то что в ходе учений обычно используются снаряды-болванки без взрывчатки. Однако, если такая болванка ударит по трубе или упадёт от неё достаточно близко, у трубопровода могут разойтись швы. Так что теперь проектировщики обязаны либо обеспечить защиту трубопроводу, что влетит в копеечку, либо спроектировать новый путь для перекладки этого участка трубопровода, что будет ещё дороже.

Вообще, ни в строительстве «Южного потока», ни в строительстве «Северного» для России нет абсолютно никакой экономической, финансовой либо политической целесообразности, считает украинский эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев.

«Всё обстоит с точностью до наоборот, – говорит он. – Если «Газпрому» необходимо увеличивать поставки газа в Европу, что весьма сомнительно с точки зрения перспективы с учётом роста использования европейскими государствами альтернативных источников энергии, то даже в этом случае гораздо дешевле, причём в несколько раз, увеличивать возможности газопроводов, идущих через территорию Украины и Беларуси. При этом при обосновании необходимости строительства «Южного потока» очень много спекуляций на тему «украинской трубы» и её пресловутой «нэзалэжности», но ведь «белорусская труба» полностью принадлежит «Газпрому»! Тогда зачем «Северный поток»?»

К тому же строительство таких грандиозных газопроводов становится ненужным с развитием технологий сжижения газа. Сейчас чаще всего применяется схема строительства короткого газопровода от месторождения до ближайшего морского порта, рядом с которым строится завод по сжижению газа. А затем сжиженный газ отправляется по морю к потребителям, у которых также возле порта может быть построено хранилище для сжиженного газа.

Да, эта технология пока ещё дороже трубопроводных поставок. Но ненамного. А в разгар кризиса Катару, развивающему поставки сжиженного газа со своих месторождений, даже удалось поставлять газ по ценам ниже газпромовских – потеснив российского газового монополиста на мировом рынке. К тому же не стоит забывать, что технология сжижения газа с последующей транспортировкой очень молода. А значит, её ждёт постепенное снижение себестоимости. Чего не стоит ждать от трубопроводного транспорта – скорее он станет дороже из-за роста цен на металл и рабочую силу, которой для обслуживания мощной «трубы» требуется гораздо больше, чем на судно-газовоз.

Итог: строительство трубопроводов вредит российской экономике, мешая её модернизации. Так считает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК*. «Для того чтобы окупить капиталовложения в них, трубы необходимо наполнять. А значит, ресурсы страны идут вначале на добычу, затем на инфраструктуру для добытого, затем – на рост добычи, чтобы эту инфраструктуру окупить. В результате мы обречены добывать, добывать…» – поясняет эксперт.

Получается, что трубопроводы – этакая модернизированная дубина: толку от модернизации самой дубины никакого, зато вред для модернизации страны – огромен.

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.05.2015 15:53
Комментарии 0
Наверх