Версия // Media центр // ЕГЭ-2014: психологи помогут школьникам справиться со стрессом

ЕГЭ-2014: психологи помогут школьникам справиться со стрессом

10132
В разделе

Во вторник, 20 мая, в 11:00 в MediaЦентре «ВЕРСИЯ» состоялась пресс-конференция психолога «Московской службы психологической помощи населению» Департамента социальной защиты города Москвы Анастасии Сергеевны Петровой по теме: «ЕГЭ-2014: психологи помогут школьникам справиться со стрессом»

Во вторник, 20 мая, в 11:00 в MediaЦентре «ВЕРСИЯ» состоялась пресс-конференция психолога «Московской службы психологической помощи населению» Департамента социальной защиты города Москвы Анастасии Сергеевны Петровой по теме:

«ЕГЭ-2014: психологи помогут школьникам справиться со стрессом»

Основная волна сдачи ЕГЭ начнется 26 мая. Чтобы сдать экзамен с максимальным для себя результатом, школьник должен знать несколько правил, которые помогут совладать с волнением.

Тезисы мероприятия:

1. Что значит «правильное отношение к учебе и экзаменам» с точки зрения психологов «Московской службы психологической помощи населению» Департамента социальной защиты г.Москвы?

2. Какие типичные ошибки делают школьники, учителя и родители в ходе подготовки к ЕГЭ в Москве?

3. Как правильно выстроить режим смены труда и отдыха школьников в предэкзаменационную пору?

4. 5 главных психологических правил, которые помогут школьникам избежать избыточного волнения.

5. Запредельное волнение: что делать, если из-за стресса начался нервный срыв?

6. Экстренная психологическая помощь: телефоны, по которым можно получить бесплатную консультацию уже сейчас.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

- Звоните: (495) 276-03-48 (в будни, с 10:00 до 19:00)

- Пишите: mc@versia.ru

- Приезжайте: г. Москва, ул. 1905 года, дом 7, стр.1 (станция метро «Улица 1905 года»)

В рамках соблюдения закона об авторских правах просим вас:

- при устном и письменном цитировании указывать место организации мероприятия - Media Центр «ВЕРСИЯ»;

- ТВ-съёмку осуществлять с присутствием лого Media Центра в кадре.

- Заранее благодарим за понимание и уважение к нашему общему делу – созданию новостей.

Фото: Сергей Тетерин / ВЕРСИЯ

СТЕНОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ:

- Добрый день. Медиа-центр «Версия» рада вас приветствовать в своих стенах. Тем более тема у нас сегодня куда как актуальная – предстоящее ЕГЭ и сопутствующие ему психологические напряжения и возможно даже девиации нашего подрастающего поколения, которое вынуждено по воле наших больших дядек из Министерства образования, вот так портить себе жизнь. И наш гость сегодня – это психолог Московской службы психологической помощи населению департамента соцзащиты столицы, Анастасия Сергеевна Петрова, вот любезно согласилась просветить нас по поводу того, каким образом все же нынешним школярам и будущим студеодиусам, есть возможность не допустить таких перемен в своем психологическом состоянии и с честью, и достойно, и максимально спокойно пройти через все вот эти вот тернии, которые их ожидают. Анастасия Сергеевна, вам слово, а затем вопросы, наверняка у коллег найдутся, и мы это дело все обсудим.

- Хорошо. Ну, наверное, начать мне хотелось бы с того, что же такое же такое правильное отношение к учебе в принципе и к экзаменам в частности. Я имею в виду правильное отношение, как со стороны школьников, так и со стороны их родителей. В принципе, не для кого ни секрет, что учеба занимает очень большое время в жизни современного ребенка. Ей приходится уделять много времени и тратить на нее много сил. Но, неправильно полагать, что жизнь ребенка должна сводиться только к учебе. Конечно, у него должны быть какие-то интересы, которые не связаны с учебой. У него должны быть какие-то хобби, увлечения и какое-то время, которое, собственно, эта самая учеба не занимает. Пожалуй, в наибольшей степени, вот такое личное пространство становится важным в подростковом возрасте, когда для детей становится очень важным общение с их сверстниками. И именно в этот период человек отвечает для себя на вопрос «А, какой же я? Ну, какой, я?» Ответ – просто «отличник». Уже недостаточно. В этом возрасте подростковом, человек приобретает какие-то навыки, которые позволят ему занять определенную позицию в дальнейшем, уже во взрослой жизни. Он как бы репетирует ее. И здесь очень важно понимать, что, конечно, помимо учебы, вот это вот общение с другими детьми, со сверстниками, оно имеет очень большое значение. Так же стоит отделять ту тревогу, которая существует у родителей по поводу учебы, от того, какие же негативные последствия, например, от плохих оценок, могут быть в реальности. То есть, что я имею в виду? Ну вот, ребенок получает двойку. Ну, казалось бы, просто двойку. Для родителей это может значить гораздо больше. Ну, вот в их представлении, как они думают себя. То есть, начиная от того, что «А, ну все понятно, и сюда не поступишь, и жизнь не сложится», очень глобальные последствия. Хотя, казалось бы, это просто плохая оценка. И вот здесь полезно отслеживать свои реакции. То есть, где правда что-то нехорошее, что сулит неуспеваемость, например, а где домыслы родителей. Так же, следующий момент, относительно корректного отношения к учебе, это отделение плохих оценок от того, что ребенок плохой. Потому что очень часто бывает, что, ну, как-то вот, опять же, те же самые плохие оценки и все это воспринимается таким образом. Что уже ребенка считают плохим, потому что где-то он не справился, где-то он не успел, где-то он не смог. Ребенка важно принимать независимо от тех результатов, которые он получает в школе, ребенок должен это знать от своих родителей. Что же касается отношения к экзаменам, то, ну , скорее всего, к ним правильно относиться и доносить это до ребенка просто как некому жизненному этапу, просто как к проверке знаний. Если в семье есть такое, достаточно спокойное отношение, то и с наибольшей вероятностью и ребенок, проходя эти испытания, будет нервничать меньше.

По теме

- Анастасия Евгеньевна, ну вот, действительно, в идеале хорошо бы чтобы у всех было такое буддийское спокойствие, и отрешенное отношение. Но тем ни менее, мы все понимаем, что из того, что сделали сейчас с этим ЕГЭ, то есть, фактически, это действительно, пропуск для ребенка в жизнь, и от этой бумажки зависит очень многое.

- И от оценки.

- Да. Поэтому естественно, что все родители на нервах. То есть я, правильно ли вас понял, надо сказать: «Дорогие родители, мы все понимаем, как вы нервничаете, но поймите, что для вашего ребенка это стресс гораздо больший. Найдите в себе последние силы, и хоть не трепете ему нервы, показывая свое отношение. И не говорите ему: «Вот, для тебя это экзамен, вот, ты обязан, ты должен, значит, ты дурак, пойдешь работать дворником» найдите все силы, просто правильно мотивируйте ребенка для этого». То есть, что непосредственно делать родителям? Вот, как психолог, какой совет вы бы им дали, чтобы не навредили еще просто своему ребенку, у которого и так, голова у него уже лопается.

Максимова Е.И.: Конечно. Конечно. Буквально пару слов о тревоге. Понятно, что в ситуации экзамена, волнуются все. Вообще, волноваться это нормально. Разница в степени. И тем ни менее. Если тревога ребенка вступает в резонанс родителя, с тревогой родителя, то они начинают друг друга подпитывать, эти тревоги, и успокоиться бывает очень трудно. Как могут родители поддерживать ребенка в этой непростой ситуации? Во-первых, все-таки, действительно, отслеживать собственные реакции, стараться не транслировать ребенку своим поведением и своим общением то, что они тоже очень сильно боятся, и что вот фактически, да, решается судьба, но не только этого ребенка, а вот всей семьи. Можно поинтересоваться у ребенка, а что именно я могу для тебя сделать сейчас, какой бы помощи ты от меня хотел? Ребенок должен знать, что если у него возникают какие-то трудности при подготовки, то он может подойти к родителю и родитель будет готов, например, его выслушать, либо относительно трудностей, либо подсказать что-то в отношении материала. Просто сориентировать ребенка.

- А тем ни менее, это же действительно судьба решается. Вот, как это не транслировать и не говорить об этом, ну, то есть, и ребенок же это прекрасно понимает. Сколько он баллов наберет, в какой вуз он сможет подать документы, насколько любимую профессию он сможет получить и так далее.

- Ну, с одной стороны, да, судьба действительно решается в этот момент, с другой стороны, даже если постигла неудача, ЕГЭ можно сдать повторно. Плюс ко всему, снижает уровень тревоги несколько вузов, как альтернатив для поступления. Потому что понятно, что если все сосредоточено только на одном, действительно – не добрали балл, все, это крах. Это ждать повторного ЕГЭ. Если же есть несколько вузов, то в принципе, и семья и ребенок чувствуют себя наиболее спокойно.

- Ну, то есть, наверняка это зависит от родителей. Надо говорить им, что да, Вася, ты хочешь идти в МГИМО, но, ты понимаешь, для этого нужно определенное количество. Ну, жизнь на этом не кончается. Вот, у нас есть вариант такой, такой, такой и такой, еще, запасной. Поэтому, сам не переживай, а если не получится, ты в следующем году еще раз пересдашь.

- Ты не переживай, пойдешь в армию, Вася.

- Ну, в любом случае, надо как-то успокаивать, мотивировать его и давать понимание, что сложно.

- Нет, очень трудно.

- На практике трудно, но это жизнь.

- Через год ребенок растеряет остатки знаний, какие у него были, и вообще не сможет сдать этого ЕГЭ, это смешно говорить, что он сможет сдать. Тем более. что системы занятий уже него не будет. Сам он не будет…

- Мне кажется, сейчас 90% родителей, там, нанимают репетиров. То есть, вы говорите о том, что родители должны поддержать. Родители там целые армии поддержки выдвигают.

- Эта поддержка касательно тех знаний, той структуры знаний, которая будет у ребенка. Но я сейчас говорила в большей степени, про эмоциональную, психологическую поддержку ребенка в этой ситуации, что тоже очень важно.

По теме

- Хорошо. Давайте тогда перейдем дальше чуть-чуть. Осталось у нас день до ЕГЭ. Вот, ребенок сидит. Сидят его товарищи, в воздухе уже электричество сверкает. Естественно, будет стресс. Есть, какие-то практические способы для ребенка, ну, чтобы успокоится вообще, не знаю, меандру почитать, от нуля до десяти посчитать, сказать себе что-то?

- Вот, да, родители сопровождают до вот этой двери волшебной. Вот что, может, отвлеченные какие-то разговоры обобщение ЕГЭ, может накануне в театр нужно сходить, или…

- Да, то есть, как правильно настроиться вообще, избежать стресса?

- Я поняла. Я бы хотела отмотать немножечко назад, не сам день ЕГЭ, а время накануне. Ну, понятно, да, что чем ближе тот самый день, тем больше волнений. И что делают некоторые выпускники, они начинают усиленно зубрить. Этого делать категорически нельзя. Так же как не стоит повторять материал, вот, утром в день экзамена. Потому что, ну, во-первых, волнений уже очень много, он будет усваиваться хуже, и это будет, в свою очередь, добавлять волнений. И с другой стороны, вот этот новый материал, эта новая информация, она может в какой-то степени стереть то, что запоминали раньше. Соответственно, что может помочь ребенку? Когда мы нервничаем, когда мы тревожимся, у нас может возникать ощущение нехватки воздуха и мы начинаем чаще дышать. В принципе. То же самое происходит с детьми вот в этой стрессовой для них ситуации. Само по себе такое дыхание, оно только усиливает тревогу. Соответственно здесь полезно поменять ритм дыхания. Для этого нужно, считая до трех, делать глубокий вдох. Вот, раз, два, три – делаете глубокий вдох, потом на раз, два, три – делаете глубокий выдох. И так проделываете несколько раз. Успокаивается дыхание. Ну, как-то вот нормализуется немножко работа нервной системы, ребенку становится более спокойно. Плюс ко всему, вот такая вот тревога, она еще связана с внутримышечным напряжением. Мы чувствуем неприятное ощущение, у нас появляется в шее, в плечах. Чтобы это снять, ну, могу предложить такое упражнении, например, представить себе. Что вот, что-то очень-очень тяжелое лежит на этой воротниковой области, что-то очень тяжелое. Можно даже сгибаться под тяжестью этого. Чувствуете, как мышцы начинают напрягаться еще сильнее. Прямо, вот ощутить это. А потом в какой-то момент встать и сбросить это напряжение. И то воображаемое тяжелое, что лежало. То есть, мы сначала напрягаем мышцы. Потом мы их расслабляем. Уходят вот эти вот неприятные ощущения, и соответственно ослабевают формальные проявления тревоги. Плюс ко всему, есть еще специфический для каждого ребенка способ успокоиться. Понимаете, здесь все в принципе, очень индивидуально. Нужно подумать накануне, припомнить, а что вообще помогало раньше. Потому что для кого-то это может быть физическая нагрузка. Например, там, присесть 10 раз. Для кого-то это небольшая пешая прогулка, для кого-то это чашка горячего чая, для кого-то любимая музыка. Если удастся это вспомнить, наверняка это было такое у каждого ребенка, когда он находил какие-то способы себя успокоить. Может быть, родители что-то смогут подсказать. Этим тоже можно пользоваться, для того, чтобы снять напряжение.

- Замечательно. Я думаю, что советы Анастасии Сергеевны, они будут, уж куда как кстати. В связи с этим, я прошу прощения, мы наверняка один этап проскочили. То, что касается правильного выстраивания режима смены труда и отдыха подготовки к экзаменам. Потому что действительно, мы говорим уже о критической зоне, а ведь к ней идет еще долгий-долгий этап, когда тоже очень необходимо правильно выстроить всю систему. Как здесь поступить?

- Во-первых, нельзя кардинально менять режим дня ребенка, потому что это будет связано с дополнительным стрессом для него. Во-вторых, важно чередовать умственные нагрузки с нагрузками физическими. О том, как это лучше делать, я расскажу чуть позже. Так же важно соблюдать режим сон и бодрствование. То есть, например, подготовка к экзаменам, она, ей в жертву не должен приноситься сон. Ребенок должен высыпаться обязательно. Даже можно рекомендовать, не заставлять, а просто как предложение, ввести дневной сон на это время, час-полтора, чтобы ребенок мог поспать днем, потому что именно во сне, у нас есть возможность вот это вот умственное перенапряжение сбросить и опять же нормализовать работу нервной системы. Что касается чередования умственных и физических нагрузок, оптимальным считается такой режим: полтора часа ребенок занимается, 15 минут у него какие-то легкие физические упражнения. То есть, как-то поприседать, попрыгать, походить, ну, в общем, как-то нагрузить мышцы и разгрузить голову в это время. Но, тут тоже все индивидуально, потому что есть дети, которые, ну, вот они такие утомляемые, истощаемые и для них полтора часа может быть много. То есть для них нужно почаще прерываться на перерывы. Бывают дети, которые долго врабатываются. Ну, вот, им нужно раскачаться, посидеть, подумать. То есть, вот такие долго запрягают, но быстро едут. Соответственно у них время подготовки, оно увеличиться, то есть, не полтора часа, а побольше. А бывают дети с довольно такой высокой работоспособностью, и им может понадобиться и два часа, или даже чуть больше, прежде чем они устанут, и потребуется отдых. Ну, безусловно, да, в этот период важно питаться, питаться полноценно. Не забывать есть, на фоне стресса понятно, что дети как-то могут забывать, либо может пропадать аппетит. Питание очень важно. Важны прогулки. Так же важно понимать, кто этот ребенок – он жаворонок или сова, потому что от его биоритмов зависит то, в какое время суток у него будет наибольшая работоспособность. Соответственно, если ребенок жаворонок, то большую часть нагрузки лучше распределить на утренние, ну и дневные часы. Вечером такие дети уже не очень продуктивны в своей подготовке. Если ребенок сова, утренние часы его лучше не трогать, а вот день и вечер, ребенок может поработать достаточно так вот усердно и хорошо. Здесь я, наверное, еще бы хотела сказать не только про режим, но и про, может быть, какие-то методы, которые будут полезны для подготовки. А, да, про рабочее место не сказала. Рабочее место должно быть комфортно с точки зрения ребенка. Родителям не следует наводить там порядок по своему усмотрению. Если ребенку комфортно находиться в таком творческом беспорядке, пусть лучше будет беспорядок, убираться, там не стоит. И к тому же, люди делятся на несколько типов, по тому, какой канал восприятия у них является ведущим. То есть, с помощью какого канала человек может лучше запомнить и усвоить информацию. Если таким каналом является зрение, то человек называется визуалом. И, соответственно для ребенка визуала будет важно, например, использование различных цветов для работы с текстами. То есть, отмечать какие-то важные для него вещи разными цветами. Делать схему, рисунки. Ну, в общем, наглядность должна быть. Если же ведущей модульностью восприятия является слух, такие дети, такие люди называются аудиалами. И, соответственно, для такого ребенка в подготовке может быть очень полезен диктофон, куда ребенок начитывает себе. Наговаривает ответы, потом прослушивает. Либо чтение вслух, тоже может быть полезно. Ну и последнее – это люди, которые лучше всего запоминают информацию с помощью движений и тактильных ощущений, так называемые кинестетики. Таким детям можно рекомендовать делать краткие конспекты, пометки, ну, в общем, писать. Потому что через такие действия у них лучше активизируется память, они лучше запоминают.

По теме

- ну и наверняка вряд ли стоит родителям, вот, самим определять какой ребенок, и говорить ему: «Записывай!» или «подчеркивай!».

- А если нет ярко выраженного, если он все как бы в купе, ну, как бы и так, и так?

тогда это все пробовать просто разными методами?

- Или ребенок сам интуитивно выбирает, что ему хочется сделать вот так, чтобы у него здесь орал Тимати с динамиков, здесь у него лежал гамбургер недоеденный, и вот так ему лучше учится? А родитель смотрит и говорит: «Что у тебя за бардак на столе! Ты занимаешься, или что?» То есть, есть у ребенка железобетонная отмазка, что отстаньте, мне вот так удобно, или нет?

- Иногда так можно говорить, но родители этого не приемлют.

- Да, родители этого не приемлют. Понимаете, если он так, как бы готовился на протяжении 11 лет школы, то, как бы отменять эту традицию, эту привычку у него совершенно не стоит, потому что он будет только нервничать из-за этого. И вот, без того же Тимати, ему может, будет как-то тяжко.

- Понятно.

- А я так думаю, что вовсе и не занимается, а только Тимати слушает.

- Да, родители думают, что он еще в Деда Мороза верит.

- Помните, что мы с вами говорили вначале о том, что все-таки, вот есть объективные причины для тревоги, а есть субъективные причины, которые у родителей встречаются. И это важно отделить. В этой ситуации точно так же.

- Вот, вы хотели коснуться еще каких-то после организации рабочего места.

- Так, ну про организацию я сказала. Про то, какие каналы восприятия, сказала. Нет, мне кажется, что по режиму для, в принципе. Я закончила.

- Хорошо. Ну, безусловно, советы очень практические. Очень точные, очень нужно. Ну, как говориться, уже поздно пить Баржами, и 26числа начинаются экзамены. Да, еще будет время для следующих этапов ЕГЭ, но тем ни менее, уже приближается неумолимо суровый день. Что делает ваша служба сейчас?

- Безусловно, родители вместе с детьми могут записаться на очную консультацию к психологу и прийти. Так же прийти бывает, возможно, не всегда, но существуют телефоны нашей службы, по которым можно позвонить и получить неотложную психологическую помощь по различным вопросам, касаемым вот этой вот стрессовой ситуации.

- А в каких случаях, вот, сильная тревога, или просто посоветоваться надо? Ну вот, мама слишком волнуется, там долбит, ходит этого ребенка, сама понимает, что ведет себя неправильно, или когда уже ну, вот или за советом нужно идти, когда вы видите, что ребенок слишком… ну, уже вы видите, что он в неадекватном состоянии? Когда, в любом случае?

- В любом случае. И вообще, как вы знаете, лучшее средство, это профилактика. Зачем же доводить ребенка до того самого неадекватного состояния, если можно принять превентивные меры, попробовать.

- Скажите, номера телефонов.

- Номера телефон такие: 051 – это телефон доверия. Они бесплатные, соответственно. И телефон отдела экстренной психологической помощи, потому что действительно ситуации бывают разные, 8488-177-34-94.

- А, скажите, ведь еще же в каждом округе есть бесплатные психологические службы, туда же тоже по мечту жительства можно обратиться?

- Да. У Московской службы психологической помощи существует достаточно много отделений в разных округах Москвы. Я могу вам дать телефон общий, по которому можно записаться. По нему звонят и человеку называют тот центр, который ближе всего ему территориально. Так, телефон: 8499-173-09-09

- А скажите, вот, например, классный руководитель может, допустим, психолога для какого-то тренинга общего, для каких-то занятий пригласить в школу, или вообще для одиннадцатиклассников, там, этой школы? Ну, вот накануне экзамена.

- Это может решать только на уровне руководства. В принципе, в обязательном у нас такого нет. У нас проводятся различные тренинги и для подростков и для родителей, на территории наших центров, на территории наших отделов.

- Вот, вы еще сказали о том, что есть телефон общий и телефон для экстренной помощи. Телефон для экстренной помощи, что значит «Экстренная помощь», что значит «экстренный случай», если ребенок уже готов на почке подготовки. То есть, что это, в каких случаях звонить туда?

По теме

- Смотрите, тот же нервный срыв, он тоже может быть, ну, в принципе, отнесен к ситуации экстренной. Но я, наверное, немножко подробнее хотела сказать, что же такое нервный срыв, потому что мы с вами можем разные вещи под этим понимать. Нервный срыв – это нервное расстройство, которое возникает на фоне умственного или психологического напряжения, а так же в ситуации длительного воздействия стресса. В принципе, вот эта ситуация подготовки к экзаменам и самих экзаменов, ну, там есть и то и другое. Плюс ко всему, нервный срыв, он не случается вдруг. Он в своем развитии проходит три этапа. Первый – это такое воодушевление, когда ребенок может очень усердно начинать свою деятельность по подготовки и при этом игнорировать какие-то сигналы, которые идут от организма о том, что уже чересчур, уже ты переутомился. Я расскажу потом, что это за сигналы. Второй этап – это истощение. И на этом этапе ребенок может становиться злым. То есть, он проявляет злость, раздражение и это говорит о том, что нервная система уже начала в принципе. Истощаться. И третий этап – это уже такое, очень сильное истощение, когда у ребенка начинается апатия, он ничего не хочет, он не верит в свои силы, вообще в какой-то положительный результат, ну, ничего не хочет. Соответственно, в принципе, вот в этом случае, уже можно обратиться и по телефону экстренной службы. Плюс ко всему, психологи, которые работают на территории экстренной службы, могут по договоренности выехать на дом и оказать психологическую помощь в той обстановке, где непосредственно живет ребенок. Про сигналы не сказал, что это может быть, вестниками, предвестниками: головная боль, мышечные зажимы, нарушение аппетита, как в сторону уменьшения аппетита, так в сторону усиления аппетита. Соответственно, набор или потеря массы тела. Бессонница если появляется. И если начинается проблемы с желудочно-кишечным трактом. В принципе, все это может быть сигналами о том, что нужно как-то режим дня менять, или постараться изменить свое отношение к этой ситуации, чтобы она не была настолько стрессогенной.

- А сами родители смогут справиться с этой ситуацией, если видят они как-то, ну там, я не знаю, может какие-то успокаивающие, там, пустырник позаваривать или куда-то там, в бассейн ребенка отправить? Ну, какие-то меры такие, чтобы не пугать его экстренной психологической службой?

- Да, профилактическая помощь, но общего плана.

- Профилактика, безусловно. Ну, фототерапия, да, она вполне возможна. Бассейн – да. Сюда же можно отнести и соблюдение того, о чем мы с вами говорили – режим смены труда и отдыха. За ним очень важно наблюдать, потому что все-таки, тоже влияет на нашу нервную систему. Но это действительно, надо делать заранее. То есть, если вот завтра экзамены вдруг, это все уже не будет эффективно.

- А после экзамена это пройдет? Ну, вот какой-то родитель пропустил это, это пройдет, это не выльется в тяжелые последствия?

- Да, в невроз это не может превратиться?

- Чем это может обернуться, если родители никуда не обратятся? Ребенок сдал экзамен и поступил, и как бы у него уже начался новый этап, и на самом деле, ничего страшного не произошло, но это может дать какие-то последствия вот этого невроза?

- Трудно сказать в отношении какого-то данного конкретного ребенка. Все очень вариабельно. Оно может, как и сойти на нет, потому что нет той самой стрессовой ситуации, которая все это запустила, так и сохраняться, то есть, какой-то повышенный фон тревоги, страхи, опасения. Это может быть. Если родители понимают, что, в общем-то, ситуация уже миновала кризисная, но ребенок все равно, он не стал таким, каким был до этого. То тогда, наверное, стоит обратиться за помощью к специалистам.

- Ну, а теперь давайте немножко вперед прыгнем. Вот, ЕГЭ этот прошел, наконец, да, и видим, что у ребенка ничего не получилось, к сожалению. Естественно, это очень сильный удар получается, по его, еще не окрепшей детской психики. Что делать здесь родителям? Безусловно, это сначала будут слезы, это будут истерики, это все понятно. Причем, не только у ребенка, а и у родителей. Всем тяжело, но с ситуацией надо как-то справляться. И для ребенка, действительно, переход в новое состояние социальное. Там уже окончание школы. Как здесь быть?

По теме

- Ну вот, вы очень верно сказали, что слезы они будут не только у ребенка, но и у родителей. И тут на самом деле большой вопрос, а кто будет больше переживать. То есть, могут как в равной степени, так и родители умудренные опытом, своими представлениями о жизни, переживают даже больше где-то. Ну, изначально ребенку важно понимать, что семья, не смотря ни на что, готова его принять и даже с этим проваленным ЕГЭ. Что от него не отвернуться из-за того, что он не оправдал ожиданий. Ну, будут готовы его как-то поддержать. Так же понятно, да, что жизнь семьи, она в принципе перестроиться. Какое-то время, все-таки, надо дать ребенку на то, чтобы прийти в себя, отдохнуть. То есть, наверное, искать какие-то подготовительные курсы сразу не стоить, и сразу же бросаться к репетиторам. Как-то знаете, переключиться с этой ситуации. Впереди лето. Три месяца вполне можно потратить на отдых, а уже с нового учебного года, планировать новые какие-то цели, для того, чтобы в будущем году ЕГЭ сдать.

- Ну, по опыту вашей службы, что можно сказать о ЕГЭ, насколько серьезный вызов для психики ребенка? То есть, я не знаю, может быть после ЕГЭ к вам увеличилось количество обращений, что вполне будет понятно? Может быть до, вы испытываете такой поток клиентов? Или это проходит, действительно, очень незаметно, все-таки, еще юность, да?

- Действительно, все равно вы выбираете именно ЕГЭ, как бы акцентируете внимание на психологическом состоянии именно по отношению к ЕГЭ.

- Я бы здесь говорила о ЕГЭ, ну и в принципе, о выпускных экзаменах, то, как это проходило раньше, просто как о таком вот переломном этапе. То есть, дело, наверное, даже не столько, что это ЕГЭ, а в том, что школу уже закончат, а дальше начинается другая жизнь. Либо это будет жизнь в высшем учебном заведении, если все прошло хорошо, либо какой-то период жизни, когда ребенок не поступил. То есть, я бы не делала акцент на том, что именно ЕГЭ, скорее просто такой переход. Если ответить на ваш вопрос, увеличивается ли? Ну, вот сейчас в преддверии этих экзаменов, стали чаще обращаться родители с подростками. Действительно, приходят и действительно есть переживания по поводу учебы, того, а как, а что? Ну, я не могу сказать, что как-то кардинально изменилось. Они происходят в течение учебного года. Сейчас их стало чуть-чуть побольше.

- Ну, просто, наверное, и психологическая служба стала более активно работать, чем, скажем, лет 10 назад.

- Ну конечно, за это время, в общем-то, у нас произошли значительные события. Мы расширились. У нас появились различные новые какие-то направления, да.

- А к вам не приходят, сейчас же дети довольно поздно заканчивают школу, то есть, практически в 18 лет. То есть, для мальчиков это особенно. То есть, не сдал, значит, пошел в армию. Армия – это уже сразу такой, ну, скажем так, не самая благостная такая весть для любой семьи. Вот, никто не обращается, как психологи могут к армии подготовить, если?..

- Как симулировать шизофрению?

- Нет. Ну, вообще вот, есть какие-то курсы, куда можно прийти и сказать – вот, армия, еще жизнь не закончилась там, и так далее?

- Ну, прямо вот, чтобы курсов нет. Наверное, это все-таки как-то в индивидуальной работе решается. Ну, здесь я могу опираться на свой опыт. У меня такого не было. С такими запросами пока не приходили. Ну, может быть вот после ЕГЭ как-то увечится или случится такое.

- Отличная частная практика. Тема великолепная.

- А по сравнению с прошлым годом, допустим, увеличено число людей, которые обращаются именно к психологам, или в принципе, так же мало. Просто я знаю, насколько на Западе люди, они чаще к психологам обращаются с любой проблемой, у нас же, наоборот, у нас люди любят, как говориться, сор из избы не выносить. Вот. Постепенно люди как-то обращаются чащи, или наоборот так же осталось, такие редкие какие-то обращения, только в экстренных случаях?

- Нет, сейчас все-таки люди как-то стали заботиться о своем психологическом здоровье, потому что идет популяризации психологии, какое-то просвещение. Люди, наверное, уже перестают бояться психолога и не сравнивают его с психиатром. Поэтому в принципе, Наша статистика такова, что у нас становятся больше клиентов. Люди более охотно обращаются за психологической помощью, и далеко не всегда они сейчас доводятся до какой-то кризисной, серьезной ситуации. Стараются все-таки решать превентивно проблемы, которые есть.

По теме

- А чем психолог от психиатра отличается?

- Пожалуй, основное отличие в том, что психолог никогда не назначает препараты. Лекарства выписывает только психиатр.

- Психиатр это уже патология.

- Да, конечно. Но это уже очень серьезные случаи. А к психологу, естественно обращаются люди вполне себе здоровые, но просто испытывающие какие-то трудности на данном жизненном этапе.

- Ну, психолог это жене доктор, а психиатр – это медицина, это все-таки две разные сферы.

- А психолог, если это не доктор, то он кто?

- Психолог, он психолог. То есть, в принципе. Вузы, они готовят именно таких специалистов. Бывают психологи… Они бывают разные, скажем так. В психологии существуют разные специализации. И в зависимости от того, какую специализацию закончи данный конкретный специалист, он может работать в той или иной области. Ну, вот, не знаю, самое простое – это клиническая психология и организационная. Организационный психолог, он скорее будет работать в какой-то фирме, организации. Помогать в подборе персонала, организовывать тренинги командообразования и так далее. А клинический психолог, он может работать с людьми, которые испытывают какие-то трудности, проблемы, помогать им их разрешить без применения лекарств.

- Психолог работает с душой, а психиатр получается.

- Ну, да, пожалуй, это корректное разделение.

- Если пациент говорит, что он Наполеон, то это к психиатру, а если говорит, что Наполеон, но торт, то это психологу. То есть, там уже без клинических случаев. Так, коллеги, вопросы есть еще?

- А есть какой-то практический совет, вот, человек пришел на ЕГЭ, вот у него уже конверт лежит, все, и вот он понимает, что он уже начинает нервничать, и когда просто человек нервничает, у него мысли уходят в другую сторону, забывая все правила, которые он учил, которые он знал прекрасно. Вот есть какие-то способы, чтобы абстрагировать вот эти мысли убрать, и сосредоточиться, допустим, на данном задании?

- Ну, я этого коснулась несколько ранее в принципе. Вот, он взял этот билет с вопросами, он их читает, и он понимает, что он ничего не понимает. Нужно выронить свое дыхание, подышать. Наверняка в этот момент, когда он поймет, что он ничего не понимают, мышцы тоже напрягутся – это неизбежно. Попробовать сделать вот это упражнение. А потом очень внимательно вчитываться в те вопросу, которые ему попались. С наибольшей вероятностью он увидит, все-таки, прочитав. Может быть, не один раз, именно внимательно вчитываясь, он увидит, там, хотя бы вопрос, на который он может ответить с наибольшей вероятностью. А потом, когда получится с этим и он уже будет более спокоен, покопавшись в своей памяти, в принципе. Он уже что-то может вспомнить про остальные. То есть, не

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2014 15:08
Комментарии 0
Наверх