Версия // Бизнес // ЕЦБ был прав, смягчая правила для кредиторов во время кризиса

ЕЦБ был прав, смягчая правила для кредиторов во время кризиса

8365

Ходьба по краю

В разделе

Пандемия вынудила европейские правительства поддерживать свою экономику. Они развернули схемы отпусков, позволив миллионам рабочих сохранить свои рабочие места, а также «моратории», приостанавливающие выплаты кредитов семьям и предприятиям. Сейчас эти страны стоят перед дилеммой, когда прекращать такие программы. Принуждение к выплате долгов слишком рано приведет к тому, что некоторые перспективные компании окажутся вне игры; затягивание грозит появлением зомби.

Загадка, связанная с погашением кредитов, говорит о более широкой проблеме, стоящей перед финансовыми регуляторами и надзорными органами. Европейский ЦБ предпринял в этом году некоторые шаги, чтобы обеспечить большую гибкость для кредиторов в отношении пруденциальных требований, с тем чтобы они могли продолжать поддерживать своих клиентов. Эти меры, которые включают в себя разрешение банкам работать с меньшим регулятивным капиталом, в конечном итоге должны быть отменены, но пока неясно, когда это произойдет. На данный момент ЕЦБ должен оставаться гибким, сопротивляясь призывам к пересмотру правил.

Шаги, предпринятые для оказания помощи банковской системе, включают в себя: предоставление банкам разрешения временно работать с меньшим капиталом и ликвидностью, отсрочку стресс-теста 2020 года и перенос сроков проверок и восстановительных мероприятий, чтобы банки могли полностью сосредоточиться на борьбе с пандемией. В обмен на это банкам еврозоны было предписано не выплачивать дивиденды.

Некоторые кредиторы избегали в полной мере использовать дополнительный капитал и дополнительную ликвидность, опасаясь негативной реакции инвесторов и внезапного ужесточения надзорных стандартов. Но многие сталкивались с просьбами своих клиентов воспользоваться мораторием. Эти должники могут быть не в состоянии обслуживать свои долги, когда истекают платежные каникулы, что на данный момент очень затрудняет оценку воздействия пандемии на здоровье кредитных учреждений.

Тем не менее резкое замедление спроса дает основания предполагать, что возрастет объем неработающих кредитов, что, в свою очередь, вызовет вопросы о стабильности балансов банков.

До сих пор ЕЦБ придерживался разумного подхода: он использовал существующие положения, позволяющие облегчить надзорную нагрузку на банки в исключительных обстоятельствах. Такая позиция обеспечивает достаточную гибкость в будущем: если экономика будет восстанавливаться медленнее, чем ожидается, эти послабления могут сохраняться в течение некоторого времени. Тот же принцип можно применить и к мораториям.

Другой вопрос заключается в том, должны ли политики постоянно менять регулирование, особенно в том, что касается объемов резервирования под проблемные кредиты. Незадолго до нынешнего кризиса еврозона приняла новые стандарты, которые требуют от банков списывать стоимость своих неисполнительных обязательств в соответствии с довольно жесткими временными критериями. У ЕЦБ нет другого выбора, кроме как применять их, поскольку они теперь являются частью свода правил ЕС. И все же некоторые представители европейской банковской индустрии уже жалуются на то, что эти меры могут подорвать восстановление экономики и поставить под угрозу финансовую стабильность вследствии пандемии.

Смягчение существующих правил представляется заманчивой стратегией в краткосрочной перспективе, поскольку это сделало бы балансовые отчеты более здоровыми, чем они есть. Однако это привело бы к воссозданию той самой проблемы, которая возникла после финансового кризиса 2008 года и последовавшего за ним кризиса европейского суверенного долга, поскольку банки использовали надзорную мягкость, чтобы избежать решения своих растущих проблемных кредитов. Когда настал день расплаты, потребовались годы, чтобы очистить систему, что имело негативные последствия для экономического роста и динамизма.

Правительства должны показать, что они усвоили урок. Вместо того чтобы скрывать новые проблемы, банкам придется искать свежий капитал на рынке, если это необходимо. Могут быть случаи выборочной государственной помощи - например, путем рекапитализации или создания так называемых «плохих банков» (компаний по управлению активами, которые имеют дело с плохими кредитами в течение долгого времени), — но эти инструменты не должны служить оправданием для сохранения слабых банков живыми. Частные инвесторы также должны быть готовы принять удар, а не просто надеяться получить помощь налогоплательщиков.

Пандемия создает ряд новых проблем для политиков и надзорных органов, но у еврозоны есть полезный набор правил, на которые она может положиться. Будьте гибкими до тех пор, пока это необходимо, но не пытайтесь повернуть время вспять.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.09.2020 12:00
Комментарии 0
Наверх