Версия // Власть // Дональду Трампу следует переосмыслить самое длинное в истории США военное вмешательство

Дональду Трампу следует переосмыслить самое длинное в истории США военное вмешательство

3882

Инвестиции влияния

В разделе

С тех пор как внимание мировой общественности прочно приковано к Сирии, немногие следят за самой длинной войной США. В самом деле, война в Афганистане практически не упоминалась в первые месяцы президентства США Дональда Трампа, несмотря на наличие в его команде двух опытных военных - министра обороны Джима Маттиса и советника по национальной безопасности Герберта Макмастера. Сложившаяся ситуация должна измениться.

После 15 лет неудачных вмешательств ситуация в Афганистане выходит из-под контроля. Правительство единства, которое сформировалось после оспариваемых президентских выборов 2014 года, бездействует, и ситуация с безопасностью стремительно ухудшается. Между тем производство опиума растет, и сейчас Афганистан занимает второе место в мире по отмыванию денег (после Ирана).

Война в Афганистане достаточно затратна. На сегодняшний день погибло около 3,5 тыс. солдат коалиции (около 70% из которых были американскими военнослужащими), примерно такое же количество погибших среди подрядчиков. При этом число жертв из числа местного населения достигает 100 тыс. (в том числе силовиков, бойцов оппозиции и гражданских лиц). С 2002 года США потратили более $780 млрд на войну - эквивалентно внешнеполитическому бюджету США за более чем два десятилетия. Дополнительные внебюджетные расходы, включая выплаты по инвалидности и компенсации семьям погибших солдат, увеличили военные расходы на сотни миллиардов долларов.

Война в Афганистане должна была закончиться уже давно. В конце концов американские войска вошли в страну не для того, чтобы восстановить ее или построить демократию. Но ряд просчетов политиков при определении приоритетов расширили спектр задач, включив в список борьбу с «Аль-Каидой»***, движением «Талибан»**, а в последнее время и «Исламским государством»* (террористические организации, запрещены в РФ в ряде других стран).

Идеи «строительства нации» и стратегия борьбы с повстанцами, озвученные экс-президентом США Бараком Обамой в 2010 году, были призваны повернуть ход войны. Вместо этого, после того как США и союзные войска покинули районы, которые, якобы, были «зачищены», талибы и другие экстремистские группы вскоре в них вернулись.

Рост производства опиума на 43% за прошлый год усиливает влияние этих групп, которые используют доходы от торговли наркотиками для финансирования своих операций. Из глобальных ежегодных потоков 430-450 тонн героина и морфина, около 380 тонн произведены из афганского опиума.

Между тем, Афганистану было позволено угодить в ловушку помощи. США выделили около $110 млрд на восстановление страны (с поправкой на инфляцию это эквивалентно $12,5 млрд, предусмотренных планом Маршалла на восстановление Европы после Второй мировой войны). Примерно $70 млрд из этих средств были направлены на создание и финансирование афганских сил безопасности, и $40 млрд пошли на невоенные расходы.

Тем не менее, несмотря на все эти финансовые влияния, Афганистан будет не в состоянии обеспечить собственную безопасность еще не одно десятилетие. Совокупный ВВП страны с 2002 по 2015 год составил $170 млрд; ВВП в 2016 году - $17 млрд, или $525 на душу населения. Невоенная помощь со стороны США и других стран составила 50% от ВВП. Несмотря на существенные объемы, эта помощь предоставляется неэффективными способами, даже в США признают, что при ее распределении имеют место многочисленные факты мошенничества и злоупотреблений.

Администрация Трампа пересматривает приоритеты США во внешней политике с учетом главного лозунга - «Америка прежде всего». Исходя из интересов американцев, должна быть разработана и более эффективная стратегия для операций в Афганистане. Движимое этой идеей правительство должно удовлетворить запросы американских военных и разрешить отправку дополнительного контингента.

К счастью, и Маттис и МакМастер знают, что просто отправка большего числа военных или выделение дополнительной помощи не поможет. Действительно, оба подчеркнули необходимость сочетания операций против повстанцев с эффективной политикой, которая не создаст новых врагов.

Для экономически более эффективной, комплексной и инклюзивной политики, которая принесет пользу большинству афганцев, а не только привилегированному меньшинству, американские лидеры должны будут участвовать в некотором радикальном переосмыслении.

После 15 лет конфликта может показаться, что прекращение войны в Афганистане потеряло свою актуальность. Но правда заключается в том, что она является более актуальной, чем когда-либо. Продвигая «инвестиции влияния» со стороны тех, кто стремится получить как экономические выгоды, так и добиться социального прогресса, администрация Трампа может быть в состоянии сделать это.

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
**
Верховный Суд Российской Федерации признал "Движение Талибан" экстремистской организацией, запрещенной на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003
***
Верховный Суд Российской Федерации от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956, вступило в силу 27.11.2008 признал организацию Аль-Каида экстремистской и запрещенной на территории России
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2017 16:03
Комментарии 0
Наверх