Версия // Общество // Для частников окончательно закроют столичный рынок автоизвоза

Для частников окончательно закроют столичный рынок автоизвоза

1894

Таксисты отбомбились

Как ни странно, в небольших городах России порядка с извозом больше, чем в столице Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Частные извозчики давно и очень сильно надоели всем, в первую очередь властям, поскольку категорически не хотели укладываться в представления о цивилизованной столице. С ними даже пытались бороться – приняли абсолютно неработоспособный закон. Но после терактов в московском метро терпение, похоже, лопнуло. «Бомбилы», взвинтившие цены и откровенно озолотившиеся на чужом горе, вызвали раздражение, перерастающее в классовую борьбу. Закон обещают переписать до состояния практического применения, на очереди работа в аэропортах и на вокзалах, где рынок перевозок также далёк от совершенства.

Столичный Департамент транспорта и связи уже создал рабочую группу, в которую вошли руководители московских таксомоторных предприятий и чиновники. Группа будет готовить поправки к закону, которые позволят ему наконец заработать.

Требования, предъявляемые к таксистам в Москве, есть в законе и сейчас. В частности, водители должны иметь стаж не менее трёх лет, знать русский язык и уметь ориентироваться в городе. Добавили в городской закон и то, что раньше было прописано в общероссийских правилах лицензирования таксопарка: квалификация водителей, исправность автомобилей, а также обязательность медицинского обследования каждого водителя перед сменой. Помимо этого в салоне у водителя должен быть полный пакет документов, подтверждающих, что он не с улицы, а работает в данной фирме, все реквизиты которой выдаются, как и жалобная книга, по первому требованию. На такси должны быть отличительные признаки: «шашечный пояс», надписи «такси» на русском языке, световой прибор, расположенный на крыше, специальный знак «Московское городское такси». Ещё одно требование для законопослушного таксиста – это электронный таксометр и исправный кассовый аппарат.

Нормы нужно соблюсти, чтобы войти в реестр «Московское городское такси». Вхождение в реестр, в свою очередь, предусматривает льготы и преференции. Например, налоговые льготы, получение информационной поддержки, право бесплатной парковки на стоянках ожидания такси и другие. При этом реестр по задумке авторов законопроекта должен оставаться открытым, и попасть туда может любая добросовестная организация.

Но на сегодняшний день, несмотря на то, что закон «О такси» был принят 11 июня 2008 года, никакого реестра так и не существует.

«Закон реализуется провально: будучи принятым два года назад, он предлагает систему поддержки этого бизнеса, однако ни одного подзаконного акта в этом направлении принято не было», – говорит депутат Мосгордумы Александр Семенников.

Чтобы попытаться оживить его, необходимо принять целый ряд документов: положение о создании реестра «Московское городское такси», положение о социальном знаке «Московское городское такси», положение о стоянках «Московское городское такси» и положение о порядке аттестации водителей такси на знание города и русского языка.

Пока этого нет, .

Стоит оговориться, что места на рынке, по словам экспертов, хватает и легальным, и нелегальным таксистам. Основная проблема с «бомбилами» в том, что, во-первых, они не платят налоги со своего дохода, во-вторых, у них отсутствуют даже минимальные гарантии безопасности пассажиров. Есть и ещё один момент – частные таксисты полностью свободны в ценообразовании и могут взвинчивать цены по своему усмотрению, подобно тому, как это было во время терактов в метро.

Масштаб проблемы большой. По данным Московского транспортного союза, в Москве работает около 40 тыс. такси, но из них только 5 тыс. официально зарегистрированы.

На этом рынке услуг своеобразно сказался финансовый кризис: мелким легальным компаниям стало труднее выживать, зато в ряды «бомбил» плотными рядами стали входить потерявшие работу менеджеры и клерки на своих машинах. Для многих частный извоз стал единственным источником дохода.

По теме

Стоит отметить, что культура «побомбить» особенно сильно распространена только в Москве. В большинстве других городов России такси принято вызывать по телефону, а с поднятой рукой у дороги можно простоять довольно долго.

В то же время ввести столичный рынок извоза в цивилизованное русло не удастся без создания механизма наказания «бомбил». Сейчас это сделать практически невозможно. В московском Кодексе об административных нарушениях лишь установлены штрафы за незаконное использование знака «Московское городское такси». Но так как самого реестра ещё не существует, то ни один таксист и так не захочет использовать такой знак.

Зато ещё в 2005 году были отменены лицензии на перевозку пассажиров легковым автотранспортом. Но отменили их из-за бессмысленности: лицензия в идеале должна позволять парковаться на спецстоянках, ездить по полосам общественного транспорта и др., но ни стоянок, ни полос в Москве так до сих пор и не появилось. Например, согласно постановлению «О регулировании рынка услуг такси» ещё в 2004 году в столице должно было появиться 1,5 тыс. стоянок вместимостью 15–20 машин каждая вблизи наиболее перспективных пассажирских точек. Предусматривалось два вида таких стоянок: притротуарные и регулируемые, оборудованные диспетчерскими пунктами, средствами связи, ограждениями и специальными средствами контроля въезда. Здесь бы и ждали клиента официальные таксисты. Но это постановление так и не было исполнено.

Единственный закон, который затрагивает «бомбил», – закон «О предпринимательской деятельности». Но чтобы доказать вину частного извозчика, нужно сильно постараться. Во-первых, необходимо подтвердить, что он занимается извозом регулярно. Во-вторых, сознательно нарушает закон, в-третьих, получил в результате доход в большом объёме (от 200 тыс. рублей). Единственный выход в этой ситуации – всё-таки сделать вышеуказанные площадки рядом с крупными транспортными узлами и пускать туда только легальных таксистов. Выбор в пользу качества и безопасности сделает пассажир.

Сделать рынок цивилизованным, как смешно это ни звучит, московским властям может помешать прокуратура Москвы. Несмотря на то что закон «О такси» пока не работает, ведомство уже нашло коррупциогенные факторы в его ключевых нормах. Так, поддержка властей и льготы для организаций, входящих в реестр «Московское городское такси», являются, по мнению прокуратуры, нормами, ограничивающими конкуренцию. Закон «создаёт ситуацию, при которой включение в реестр является обязательным условием возможного получения государственной поддержки и способствует необоснованному установлению исключения из общего порядка для организаций по усмотрению государственных органов». Как отметила старший помощник столичного прокурора Вероника Кропивенко, федеральное законодательство не допускает предоставления поддержки отдельным участникам рынка в ущерб другим.

«Мы отклонили протест прокуратуры на этот закон, поскольку он определяет лишь формы оказания господдержки, а не устанавливает порядок, размеры и условия её получения – это должно определяться подзаконными актами. Пока такие акты приняты не были», – парирует Семенников.

Кроме того, в реестр будут допускаться все таксисты, выполнившие его вполне объективные требования. Пока прокуратура не производит активных действий, видимо, убедившись в том, что закон действительно не работает. Но как будут развиваться отношения прокуратуры и столичных властей по мере того, как будут приниматься подзаконные акты, направленные на его оживление, неизвестно. Принять все необходимые документы столичные власти собираются не ранее третьего квартала 2010 года. Закон якобы должен быть тщательно проработан. Главное, чтобы он снова не был отложен в долгий ящик.

Не дожидаться централизованных решений решил аэропорт Шереметьево. Уже с мая доступ к прилетающим сюда пассажирам получат все таксомоторные компании. Они будут работать на основании рекомендованных им тарифов. Распределять заказы между перевозчиками станет единая диспетчерская служба. В Шереметьеве рассчитывают, что задуманные изменения позволят окончательно решить проблему аэропортовых «бомбил».

Сейчас аэропорт работает с тремя официальными операторами – «Транспаркинг», «Автотранс» и «Такси-шер». Диспетчерские пункты этих компаний расположены в терминалах аэропорта. Кроме того, свои услуги в зале прилёта предлагают нелегальные водители. Цены у них определяются на глаз, в зависимости от состоятельности клиента.

В мае аэропорт планирует заключать соглашения уже не с таксомоторными компаниями, а с двумя диспетчерскими службами. Они будут обязаны работать со всеми официально зарегистрированными таксомоторными компаниями Москвы и Московской области. Таксомоторные компании с радостью восприняли инициативу. Но по каким критериям диспетчер в аэропорту будет отдавать предпочтение той или иной компании – неизвестно. Скорее всего выбор будет делаться в пользу тех, кто в настоящий момент находится в аэропорту. Или выбор сможет сделать сам пассажир, которому будут представлены различные варианты.

После нововведения цены и правда могут снизиться. Из Шереметьево-2 в центр Москвы на машинах «Нового жёлтого такси», «Транспортной компании 956» или «Городского такси» можно доехать за 1300–1500 рублей. А на машинах официальных компаний аэропорта, например «Транспаркинга», уже за 1800 рублей.

Новая схема позволит избавиться и от нелегальных «бомбил». После изменения схемы работы в зале прилёта смогут находиться только сотрудники диспетчерских служб в специальной форме, и таксисты уже не смогут предлагать там свои услуги.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.05.2010 12:44
Комментарии 0
Наверх