Версия // Опросы // Что послужило причиной гибели главы авиакомпании S7 Натальи Филёвой

Что послужило причиной гибели главы авиакомпании S7 Натальи Филёвой

13447

Слишком высоко залетела

Слишком высоко залетела
Версии читателей
Проголосовало: 94 человека

Наталья Филёва нацеливалась на покорение космоса, но разбилась насмерть в авиакатастрофе на спаржевом поле в Германии. В рейтинге богатейших женщин России она занимала четвёртую строчку. Личное состояние – 600 млн долларов. Филёва возглавляла совет директоров ЗАО «Группа компаний S7», дела у компании в последние годы шли блестяще, и ничто, кажется, не предвещало трагической развязки. Или всё-таки предвещало?

Филёва разбилась на ветшающем шестиместном одномоторном самолёте Epic-LT, на котором учился летать её муж, гендиректор S7 Владислав Филёв. Поговаривают, что он должен был сопровождать супругу из Канн во Франкфурт-на-Майне, но якобы в последний момент ему кто-то позвонил. И Филёв таким образом выжил. Очень странным в этой связи представляется сообщение новосибирской редакции «Комсомольской правды», по горячим следам дозвонившейся пресс-секретарю авиакомпании Анне Бажиной. «Владислава Феликсовича (Филёва) не было на борту! – как-то сразу, с места в карьер, сообщила Бажина. – Погибла Наталья Валерьевна (Филёва)». Как будто Филёв должен был быть на борту стопроцентно! Так отчего же он в последний момент передумал? Кстати, некоторые издания поспешили сообщить о гибели Филёва даже до того, как стало известно о гибели его супруги и её отца, – значит, они были уверены в том, что Филёв на борту? Или должен был быть на борту стопроцентно? Это одна странность. А вот вам ещё одна: в самолёте, как оказалось, не было чёрного ящика. Допустим, экономная Филёва арендовала бы этот самолёт за границей и, какой дали, на том и полетела. Но самолёт был их с мужем собственный. Двадцать лет иметь дело с гражданской авиацией, не понаслышке знать о том, что в полётах случается всякое, – и полететь на корыте с одним мотором, но без бортового самописца?! Люди зажиточные, могли бы себе позволить современный бизнес-джет – не купить, так хотя бы арендовать. Что-то не так в этой истории. Рассмотрим три версии – может, чего и поймём.

Версия 1

Филёву подвёл самолёт

При заходе на посадку самолёт внезапно потерял скорость и, разворачиваясь на небольшой высоте, примерно в 200–400 метрах над землёй, сорвался в неуправляемое падение. Короче, рухнул. За штурвалом был опытный пилот, погода была вполне сносной. Но то ли мотор вдруг забарахлил, а он был, повторимся, один, то ли ветер оказался слишком сильный для лёгкой машины – об этом мы никогда не узнаем наверняка, ибо чёрный ящик на борту отсутствовал. Только предположения экспертов и выводы, но при этом – никаких подтверждённых бортовым самописцем фактов. Первый отчёт о трагедии эксперты обещают обнародовать к 25 мая, признавая при этом, что на выяснение всех причин катастрофы им понадобятся месяцы, а может и годы. Но член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов убеждён: «99%, что катастрофа случилась не по вине пилота».

По теме

Версия 2

Филёву подвело нежелание расставаться с авиакомпанией

«Ей никто не мог сказать нет», – написал Forbes. Зато Филёва могла резко отказать кому угодно. Если верить aviaport.ru с 2001 по 2006 год с бортами авиакомпании «Сибирь» – «дореформенной» S7 – случилось три катастрофы со смертями. Потери семейного бизнеса Филёвых в итоге превысили 300 млн долларов. А тут ещё кризис 2008-го. Компанию могли забрать за долги. Тогда-то впервые и прозвучало предложение «от государства», как мягко написали «Ведомости», объединиться с «Аэрофлотом». Но Филёва ответила нет. Ей повезло: удалось убедить Альфа-банк предоставить кредиты. «Аэрофлоту» в итоге не обломилось. Но прошло 10 лет, и предложение прозвучало ещё раз, теперь ещё более настойчиво. «Аэрофлот», мол, успешно «аккумулирует» рейсы «Трансаэро» и других авиакомпаний, от Orenair до «России», так почему бы и S7 не влиться в успешный государственно-частный холдинг? С учётом того, что компания Филёвых – второй по пассажиропотоку авиаперевозчик в стране, можно было бы рассчитывать на уйму полезных «плюшек». Но Филёва снова сказала решительное нет. Тогда ей напомнили, как «Сибирь» заполучила свои первые самолёты – семейство скупало векселя авиазаводов и, когда у предприятий возникали проблемы с погашением долгов и уплатой налогов, погашало долги в обмен на продукцию. А на следующем этапе Филёвы стали выкупать самолёты у перевозчиков-банкротов, но вот вопрос: откуда деньги? Припомнили Филёвой и то, как она поддерживала владельцев аэропорта Домодедово, также нипочём не желавших прогнуться под изменчивый мир. А ещё Филёва ратовала за то, чтобы на экономические форумы перестали приглашать государственных чиновников. «Они совсем порядочные бизнесмены и сделали весь бизнес своими руками, – уверял бывший глава администрации Бориса Ельцина Александр Волошин. – И они какие-то искренние люди!» Плохо улавливали тенденции изменяющегося мира?

Версия 3

Филёву подвело стремление взлететь выше, чем следовало

В 2016 году компании Филёвых от РКК «Энергия» по случаю перепал плавучий космодром «Морской старт» в Тихом океане. То ли за 150, то ли за 160 млн долларов. Которые то ли уплатили сполна, то ли «инвестировали в строительство». Мутная, признаться, история, но не в мути дело. А в том, что Филёва рассчитывала провести с него не менее 70 пусков ракет-носителей. Один запуск – это порядка 70 млн долларов дохода. Даже если запуск неудачный, все издержки покроют страховщики, с лихвой. Это не просто бизнес, это Клондайк. Но всё не так просто. Одно дело, если тебя зовут Илон Маск или Ричард Брэнсон, а твой конкурент – NASA. И вся конкуренция проходит в непуганом правовом пространстве США. Но как быть, если твой конкурент – «Роскосмос»? Короче, в российских околокосмических структурах инициативу Филёвой подвергли остракизму. И наотрез отказались производить для Space S7 и S7 Sea Launch Ltd ракеты. Попробуй-ка, улети теперь в космос! Вот тут-то Филёва и совершила нечто такое, что ей в итоге могло стоить жизни. В апреле позапрошлого года она заключила контракт с днепропетровским «Южмашем» на постройку 12 ракет серии «Зенит». Некоторые ещё сомневались, что находящийся, как все говорили, в упадке «Южмаш» сможет выполнить этот контракт. Но уже в декабре 2017-го украинская ракета «Зенит» с разгонным блоком «Фрегат-СБ» вывела на орбиту (с Байконура!) ангольский телекоммуникационный спутник! Ну а дальше можно только гадать. Едва ли Филёва пала жертвой конкуренции в космической отрасли. Скорее с ней могли свести счёты те, кто не смог в срок исполнить контрактные соглашения. Говорят, что, прознав о сделке с российским авиаперевозчиком, Пётр Порошенко учинил руководству украинского ключевого оборонного предприятия форменный разгон. «Мы с ними воюем, а вы им ракеты строите!» «Южмаш» предприятие хотя и формально государственное, но, как почти всё в Днепропетровске, неформально бандитское. Так что всякое может быть.

Влад Крымский
Опубликовано:
Отредактировано: 06.04.2019 12:11
Комментарии 0
Наверх