Версия // Власть // Что должен сделать в первую очередь новый глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель

Что должен сделать в первую очередь новый глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель

7765

Глобальный игрок

В разделе

Последние пять лет не были особо благоприятными для Европейского Союза. Новая конкуренция великих держав отодвигает в сторону глобальный порядок, основанный на устоявшихся правилах, и аспекты глобализации - от торговли до интернета - используются для разделения, а не объединения стран.

Эти проблемы отражают сдвиг в глобальном балансе сил, который коренным образом изменил внешнеполитические перспективы Соединенных Штатов. Как объясняет Европейский совет по международным отношениям в новом докладе, происходящее на мировой арене повысило уязвимость ЕС перед внешним давлением, не позволяющим им обеспечивать должным образом сохранение суверенитета. Такое воздействие угрожает безопасности, экономическим и дипломатическим интересам ЕС, позволяя другим державам навязывать блоку свои взгляды. Что еще хуже, руководящие институты ЕС мало что сделали для преодоления разногласий между государствами-членами, и они не отреагировали должным образом на кризисы в Украине, Сирии и Ливии.

С назначением Жозепа Борреля на должность верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, у ЕС появилась возможность вернуться к активному участию во внешеполитических вопросах. Задача Борреля будет заключаться в том, чтобы объединить институты ЕС и национальные министерства иностранных дел в рамках единой внешней политики на уровне ЕС.

Помимо этого, Боррель столкнется с тремя проблемами. Первая заключается в обеспечении стратегического суверенитета Европы. С самого первого дня он должен будет приступить к разработке стратегий для решения самых неприятных вопросов дипломатии и безопасности, в частности, потенциальных пороховых бочек в Сирии, Африке и на Балканах. Боррель должен наметить новый курс, не игнорируя несогласие со стороны некоторых государств-членов, но и не идя на уступки.

С этой целью Боррель должен рассмотреть возможность предложить комплексную сделку, аналогичную той, которая была согласована Европейским Советом при назначении новой руководящей команды ЕС. Любой такой компромисс должен уравновесить текущую ситуацию. ЕС не обязательно нуждается в новой внешней политике, но ему нужны новые механизмы для реализации повестки дня, а также компетентное руководство, которое сможет внушать доверие всем государствам-членам. Подтверждая суверенитет ЕС, новому верховному представителю придется иметь дело со многими проблемами: от вторичных санкций США и гегемонии доллара до растущих угроз кибербезопасности и гибридной войны.

Второй задачей Борреля будет восстановление европейской обороноспособности. В то время как ЕС добился прогресса в запуске связанных с обороной промышленных проектов, его операционные возможности сократились. Европейцы могут взять на себя определенные военные операции у США, не в последнюю очередь миссию в Косово, где европейцы уже предоставляют большую часть войск. Более того, в связи с тем, что США наложили вето на поддержку миссии ООН в Буркина-Фасо, Чаде, Мали, Мавритании и, возможно, планируют сокращение численности войск в некоторых из этих стран, ЕС может потребоваться увеличить свое присутствие в Африке.

Возможно, пришло время для того, чтобы верховный представитель ЕС занялся идеей «Совета европейской безопасности», которая была озвучена канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном осенью прошлого года. Такой орган мог бы стать форумом для честных стратегических дискуссий между государствами-членами, а также позволил бы наладить дипломатическое взаимодействие с Великобританией после брекзита.

По теме

Третья задача Борреля будет заключаться в восстановлении доверия между МИДами государств-членов и Европейской службой внешних связей. Он не может самостоятельно решать все вопросы внешней политики ЕС; ему понадобится сильная команда и широкая поддержка. При назначении своих заместителей он должен выбирать членов Комиссии, у которых уже есть мандат, охватывающий ключевые региональные проблемы Сахеля, Балкан и Восточного партнерства.

Кроме того, Боррель должен поручить конкретные вопросы политики отдельным министрам иностранных дел, которые затем должны будут отчитываться перед государствами-членами и Комитетом ЕС по политическим вопросам и безопасности. Для этого есть некоторые прецеденты, например, когда бывший верховный представитель Кэтрин Эштон назначил брифинг по Грузии министру иностранных дел Польши Радеку Сикорскому и министру иностранных дел Германии Франку-Вальтеру Штайнмайеру, а затем брифинг по Молдове Сикорскому и министру иностранных дел Швеции Карлу Бильдту .

Наконец, Боррелль должен рассмотреть вопрос о назначении основных групп государств-членов для проведения семинаров по спорным вопросам с целью определения общих позиций и выработке консенсуса. Как минимум это может дать каждому государству-члену почувствовать свою значимость и, возможно, разубедить их от злоупотреблений или от односторонних действий.

Приняв широкую повестку дня, изложенную выше, Боррель может помочь ЕС противостоять вызовам предстоящих лет в качестве единого блока. Его главная цель должна заключаться в обеспечении стратегического суверенитета Европы. Если он сможет задействовать все имеющиеся активы для создания более широкой стратегической программы, он может сделать блок значимой фигурой в XXI веке, а не разменной пешкой в партии великих держав.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.07.2019 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх