// // Чьи лодки находятся у берегов Швеции

Чьи лодки находятся у берегов Швеции

3343

«Шведский комсомолец» и другие

3
В разделе

В этой статье будет рассказано об истории возникновения массового психоза национального масштаба в Швеции, о причинах, вызвавших эту истерию и о том, чьи подводные лодки на самом деле безнаказанно бороздят воды Стокгольмского архипелага.

Сюжет: Армия

Отношения Швеции и России всегда были сложными. С одной стороны - соседи по Балтийскому морю, торговые партнеры, с другой – подспудный, а иногда и явный страх перед сильным, но так до сих пор и непонятом соседе. Надо помнить, что во время Второй Мировой войны Швеция предоставляла свои территориальные воды под проход немецких транспортов с железной рудой, жизненно необходимой Рейху для войны с Советским Союзом. СССР в долгу не оставался. Советские подводные лодки топили немецкие корабли в водах Швеции и гибли там от ударов шведских противолодочных сил. Был зафиксирован случай захвата шведского грузового парохода в нейтральных водах советской подводной лодкой. Экипаж исчез где-то в ГУЛАГе. После войны напряжение не спадало. В 50-е годы Швеция совместно с США организовали радиоэлектронную разведку у балтийского побережья СССР на двух переоборудованных для этого самолетах Дуглас ДС-3. Разведывательное оборудование для них поставили американцы. Самолеты были названы «Хугин» и «Мугин» – «Мысль» и «Память» – по имени двух воронов скандинавского бога Одина, сообщавших хозяину обо всем происходящем на земле. Они совершали ежедневные (!) полеты вдоль морских границ СССР. 13 июня 1952 года «Хугин» был сбит над нейтральными водами истребителем МИГ-15. Экипаж погиб. 16 июня МИГами был сбит шведский поисковый гидросамолет «Каталина». Экипаж с «Каталины» подобрало немецкое грузовое судно. Возник грандиозный скандал. Но он относительно быстро сошёл на «нет», дело ограничилось обменом дипломатическими нотами. Выяснилось, что шведское правительство не знало о совместной шведско-американской разведывательной операции. Это незнание в правительстве о том, что делает высшее военное руководство страны, сыграет злую шутку со шведами еще не раз. Только в 2004 году со дна Балтики был поднят «Хугин» с останками экипажа.

В конце 70-х годов наступила эпоха разрядки международной напряженности. В тот период в Швеции у власти находились социал-демократы. Премьер-министр Улоф Пальме активно поддерживал советскую инициативу «Балтийское море – море мира». США чувствовали, что Швеция постепенно выходит из числа активных антисоветских игроков. Надо было что-то срочно предпринять. О том, что сделали американцы, будет рассказано чуть ниже, но сначала о случае, который помог США запустить в Швеции антисоветскую истерию и раскрутить её до общенационального масштаба.

«Шведский комсомолец», он же «Виски со льдом»

Это напоминает любимые всем комедии про особенности национальной рыбалки. Речь, естественно, идет не о пьянстве. Но цепочка удивительных совпадений, которых не могло быть по определению, все-таки произошла. В октябре 1981 года подводная лодка проекта 613 «С-363», бортовой номер 137 (в НАТО эти лодки классифицировались как "Whiskey") вышла на патрулирование в центральную часть Балтийского моря. Командовал лодкой капитан 3 ранга Гущин. Как потом признал Главком ВМФ Чернавин, экипаж «С-363» был сборный. Естественно, перед походом экипаж сдал все курсовые задачи, получил допуск в выходу в море, но, все же… Во время патрулирования лодка попала в рыбачьи сети и когда освобождалась от них, погнула рамку-антенну пеленгатора. В принципе, ничего страшного, есть еще способы определить свое местоположение. Штурман лодки лейтенант Коростов твердо умел определять место только с помощью радиопеленгатора. В остальных способах он не был силён. В результате, он дал командиру неправильное место лодки. Существовал приказ, запрещавший во время боевого патрулирования подходить к шведским территориальным водам. По данным штурмана, лодка всплыла в открытом море и пошла в надводном положении под дизелями. Была ночь с 27 на 28 октября. Для неспециалистов надо пояснить. Подводные лодки 613 проекта относятся к первому поколению послевоенных подводных лодок. Они достаточно шумные. А в надводном положении, когда работают дизеля на зарядку аккумуляторной батареи, лодка, по выражению подводников, становится «ревущей коровой». Радиометрист доложил, что прямо по курсу работает мощная береговая радиолокационная станция. Командир в грубой форме заставил его изменить доклад, так как по расчетам штурмана лодка находилась в открытом море. В вахтенный журнал записали, что работает корабельная РЛС. Лодка во время движения как-то маневрировала. Весь комизм ситуации можно было понять только на следующее утро. Ночью, в темноте. «С-363» прошла по секретному военному фарватеру шведов и почти вошла в Главную военно-морскую базу страны - Карлскрона. Те небольшие изменения курса, которые делались по неправильным командам штурмана, точно совпали с поворотами секретного фарватера! Но судьба не дала довести это действо до состояния абсолюта. На последнем повороте, перед заходом в акваторию Главной военно-морской базы, «С-363» все-таки села на мель! Судя по всему, шведы до сих пор уверены в том, что у Гущина была секретная карта фарватера. С другой стороны оказалось, что шведская система наблюдения не работает. По секретному фарватеру в шхерах, ночью, в надводном положении, гремя дизелями на всю округу, идет подводная лодка, а её не обнаружило ни одно техническое средство: ни береговые радиолокационные, ни подводные гидроакустические станции. Сказать, что возник вселенский скандал – не сказать ничего. Советский Союз заявил о навигационной ошибке и попросил шведов помочь в снятии лодки с мели. При этом, правда, на границе территориальных вод Швеции находилась эскадра Балтийского флота. Шведы провели дистанционные замеры счетчиками Гейгера и обнаружили, что на лодке находятся две торпеды с ядерными боеголовками. В Швеции всё бурлило, как в жерле вулкана. Забегая вперед, надо сказать, что в этой ситуации американцам, для того, чтобы удержать Швецию в антисоветском русле, делать ничего не пришлось. В конце концов, дипломаты договорились, и 6 ноября лодку сняли с мели и отбуксировали на кромку территориальных вод страны. Юмористы в СССР назвали лодку «Шведским комсомольцем» (лодки этой серии часто носили «комсомольские» названия - «Комсомолец Латвии», «Московский комсомолец» и т.д.). Юмористы в Швеции таких подробностей не знали и обыграли классификацию НАТО («Whisky») – «С-363» назвали Whisky on the Rocks. (Виски на скалах (на льду) – так назвался популярный коктейль).

По теме

Поиск черной кошки в темной комнате

Тем временем, шведское общество находилось за гранью адекватности. Правительство призвало всех граждан наблюдать за морем в поисках перископов русских подводных лодок. Была издана специальная методичка, в которой рассказывалось, что нужно искать в морской дали. Число купленных биноклей било все рекорды и радовало торговцев оптикой. Но скоро военные пожалели, что раскрутили такую спираль психоза. Надо понимать, что Швеция – страна фьордов, заливов и островов. Выйдя практически в любой парк выгулять свою собачку, можно рассматривать морскую акваторию. От граждан пошли десятки тысяч сообщений, что они видели перископы русских подводных лодок. Сначала военно-морской флот реагировал на эти сообщения, проверял. Потом понял, что это бесполезно. 100% сообщений не подтверждалось. Но газеты продолжали раскручивать напряженность в обществе. Впереди – утверждение военного бюджета до конца 80-х годов. Поиск русских подводных лодок стал национальной забавой. На дне одного из заливов близ Стокгольма были найдены, сфотографированы и представлены широкой публике следы гусениц!!! То есть что-то подводное, на гусеничном ходу ползало по дну залива около Стокгольма. Шведы впали в подлинную истерию. Проведенные социологические исследования показывали, что число шведов, «остро чувствовавших советскую угрозу», увеличилось с 5% до 40%. Дело дошло до того, что Главком ВМФ СССР Чернавин во время пресс-конференции с иностранными журналистами попросил их передать правительству Швеции, что в случае обнаружения «неизвестной русской» подводной лодки он просит потопить её и даже выразит официальную благодарность тому командиру, кто сделает это! Журналисты списали это заявление на советскую пропаганду.

Кто же там был в реальности

Но были и интересные исключения. В 1986 году силами береговой обороны Швеции были замечены несколько перископов подводных лодок. Настоящих перископов. Охота за лодками ни к чему не привела. 11 октября 1986 года акустики береговой обороны засекли шумы неизвестной лодки, идущей в районе военно-морской базы прямо на управляемое минное поле. 12 октября шведы трижды включали и выключали гидроакустическую станцию в активном режиме, показывая неизвестной лодке, что её обнаружили. Свен-Олаф Квиман, в то время командир участка береговой обороны, рассказал в документальном фильме «Рассекреченные архивы. Война под водой», что он принял решение подорвать одну управляемую мину по курсу подводной лодки. Вес взрывчатки в мине составлял 600 кг. Взрыв вызвал столб воды высотой 60 метров. Лодка проскрежетала по дну и затихла. Вечером береговые акустики зафиксировали шумы, которые ясно показывали, что на лодке идет какой-то ремонт. Все записи дали прослушать экспертам. Они подтвердили, что это шумы подводной лодки. К записям мы еще вернемся. Под утро лодка выпустила на поверхность ярко-зеленое пятно. Шведы зафиксировали и его, и даже взяли пробу жидкости. В 80-х годах такое яркое, далеко заметное пятно было сигналом о чрезвычайной ситуации в американском подводном флоте. Еще в ночь с 11 на 12 октября командующий береговой обороны Швеции Ларс Хансон получил приказ ни в коем случае не обстреливать береговой артиллерией лодку, если она всплывет. Через два дня акустики Квимана опять слышат шумы подводной лодки. Но с самого верха министерства обороны он получает категорический запрет на подрыв второй мины. Квиман был упорным шведом. Он вызывает противолодочные корабли и вертолеты. Сам Квиман находился на борту одного из вертолетов. Вертолеты опустили гидроакустические станции и засекли лодку. Квиман дал приказ на применение глубинных бомб и доложил об этом вышестоящему командованию, на что получил приказ о применении только одной глубинной бомбы. Следующий приказ ввел бравого служаку в состояние шока. Ему запретили применять любое оружие по подводной лодке в течение пяти часов. Лодка благополучно ушла из шведских территориальных вод. Апофеозом истории стало то, что переданные в вышестоящий штаб записи гидроакустических контактов с подводной лодкой оказались стерты. Пленки есть, а записей нет. Вроде как ничего и не было. Удивленного Ларса Хансона вызвали в министерство обороны, где сказали, что «Ходят слухи, что это были лодки НАТО. Мы должны это опровергать». Всё это он рассказал в том же документальном фильме. В военных и политических кругах возникло очень некомфортное состояние. При этом все как-то не обратили внимание на заявление министра обороны США Каспара Уайнбергера, сделанное им еще в 1982 году о том, что НАТО и Швеция организуют совместные учения на море по обороне шведских вод. В качестве лодок, прорывающих шведскую оборону, выступают лодки НАТО. В 2000 году, уже будучи в отставке, Уайнбергер дал интервью шведскому телевидению, в котором подтвердил, что американские лодки заходили в шведские воды по согласованию со шведским министерством обороны. Здесь, правда, возникает вопрос. Дело в том, что в 80-х годах в ВМФ США не было ни одной дизель-электрической подводной лодки. Только атомные. Атомоходы – это большие корабли, предназначенные для действий в открытом океане. В шхерах они тут же сядут на мель. Возможно, речь шла о дизель-электрических подводных лодках Великобритании (в 80-е годы в строю еще находились дизель-электрические лодки типа «Оберон»), Норвегии, Германии и Голландии. В этом интервью он сделал и знаковое заявление о том, что кроме «Шведского комсомольца» американцы не зафиксировали вторжение подводных лодок СССР в территориальные воды Швеции.

По теме

Политические и военные игры

Американцы добились своего. В 80-х годах они напрямую договаривались со шведскими адмиралами и генералами, не ставя правительство Швеции в известность о таких маневрах. После убийства премьер-министра Швеции Улофа Пальме, правительство стало более плотно сотрудничать с США в этой области. Из шведских шхер сделали полигон по боевой подготовке. В XXI веке это перестали особо скрывать.

Так, в 2014 году в шведских шхерах отрабатывала задачи голландская подводная лодка «Брейнвис» (S-810 «Bruinvis») типа «Валрус». Её даже сфотографировали, и это не вызвало никаких эмоций.

Шведские самолеты радиоэлектронной разведки «Гольфстрим» регулярно совершают полеты недалеко от Калининграда. Времена не те, и их никто, как «Воронов» не сбивает.

Но психоз в обществе поддерживать надо. И в октябре 2014 года ВМФ Швеции организовали массовый двухнедельный поиск якобы русской подводной лодки в шведских шхерах. Широкой общественности были предъявлены фотографии, сделанные на большом удалении. На поиск потратили 5 миллионов долларов. Лодку не нашли. Фотография оказалась изображением вспомогательного надводного(!) судна.

Но все оказались довольны: Американцы получили очередную антирусскую кампанию в Швеции, шведские военные отбили потраченные 5 миллионов значительно увеличенным военным бюджетом, шведские обыватели насладились еще одним военным шоу по телевизору.

Вот только мечта Улофа Пальме о Балтике без ядерного оружия стала ещё более далекой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.05.2019 13:13
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх