Версия // Власть // Чем завлёк избирателей глава Подмосковья?

Чем завлёк избирателей глава Подмосковья?

2156

Регион с большими амбициями

Фото: РИА Новости
В разделе

В ноябре власти Московской области начнут обсуждать административную реформу, предполагающую объединение некоторых муниципалитетов для повышения эффективности их работы. По словам губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва, экономическая выгода от новаций может составить до 10 млрд рублей. «Наша Версия» решила повнимательнее присмотреться к главе региона, который набрал на выборах 8 сентября 78,94% голосов избирателей и уже провёл несколько успешных новаций.

Когда в ноябре прошлого года Владимир Путин назначил Андрея Воробьёва исполняющим обязанности губернатора Подмосковья, многие восприняли это скорее как шанс для молодого (42 года) и амбициозного единоросса, чем для региона. Жители Московской области привыкли видеть у руля политического «тяжеловеса» с генеральскими погонами. Более 10 лет главой Подмосковья был герой афганской войны генерал Борис Громов. Пришедший ему на смену в прошлом году Сергей Шойгу только начал вникать в проблемы региона, как тут же был назначен министром обороны. При этом самому Воробьёву оппозиция не раз припоминала его давнишнее интервью, в котором он назвал Шойгу своим «крёстным отцом» в политике – мол, без лояльности нынешнего министра обороны назначение вряд ли состоялось бы. Новоназначенный руководитель Подмосковья от своих слов не отказывался, но в дискуссии не вступал – видимо, ясно сознавая, что никакая протекция выборы выиграть не поможет.

Если просмотреть интервью Воробьёва, которые он давал сразу после своего назначения, может показаться, что у него не было даже своей чёткой программы действий на новом посту. «Разберёмся», «мы занимаемся этим вопросом», «у области большой потенциал» – такие ответы вряд ли могли устроить журналистов. Однако в начале этого года и.о. губернатора выступил с обращением к жителям области, которое называлось «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Главное тут именно слово «наше» – за неполные три месяца нахождения в должности и.о. губернатора объехал все районы и большинство муниципальных образований региона, причём не столько говорил сам (начальственных выступлений жители Подмосковья слышали немало), сколько выслушивал жалобы и пожелания жителей. В результате анализа всей полученной информации впервые за последние годы второй по численности населения регион в стране получил реальный (и реализуемый) план развития.

Губернатор спустился с небес на землю

Не секрет, что Московская область неформально всегда считалась «падчерицей» столицы. Расширение Москвы это продемонстрировало ещё раз – городская и областная думы проголосовали за передачу территорий в состав города, с жителями толком никто ничего не обсуждал, а в результате Подмосковье оказалось буквально рассечено «по живому». Местные жители так и не поняли, почему одни из них вдруг стали москвичами, а другие так и остались жителями области. К тому же и сама Московская область крайне неоднородна: непосредственно за МКАД – это почти столица, а районы, граничащие с соседними областями, зачастую выглядят как захолустная провинция. При этом Москва и область теснейшим образом связаны. Подмосковные леса называют лёгкими столицы, но при этом все отходы из города поступают в область. Миллион жителей Подмосковья ежедневно отправляются на работу в Москву, тратя по нескольку часов на дорогу. И это только малая часть проблем, которые область пытается решать уже не первый год. Кстати, транспортную проблему бывший губернатор Борис Громов вообще предлагал решить путём создания авиатакси, которое связывало бы подмосковные райцентры со столицей, – сам он, живя в Подмосковье, прилетал на работу в столицу на вертолёте. Жители идею губернатора почему-то не оценили.

Новый губернатор в буквальном смысле слова спустился с небес на землю – за первый же год его пребывания в должности на дорожное строительство было выделено почти 100 млрд рублей. Хордовые магистрали должны соединить 15 городов Подмосковья, тем самым избавив более 3 млн жителей от необходимости пользоваться вечно загруженной МКАД, чтобы попасть в другой район области. До последнего времени средняя скорость движения на дорогах Подмосковья составляла 10 километров в час, а ведь ещё есть железнодорожные переезды, и на некоторых, как показал проведённый по указанию губернатора анализ, шлагбаум открыт не более 10 часов в сутки, и то по большей части в ночное время. О необходимости строительства путепроводов и тоннелей говорилось давно – и практически безрезультатно. Понадобился приход нового губернатора, чтобы хотя бы подсчитать необходимое их количество. В итоге запланировано строительство 16 путепроводов, 3 будут открыты в ближайшее время.

А на первом этаже – магазин

Вообще, тема строительства традиционно считается выигрышной для любого политика. Принято думать, что громко озвученные планы по введению в строй десятков миллионов квадратных метров жилья привлекают к говорящему сердца избирателей. Однако на практике это зачастую приводит к появлению странных кварталов, застроенных типовыми многоэтажками, среди которых не нашлось места ни детскому саду, ни школе, ни поликлинике. Да что детский сад – зачастую людям приходится покупать продукты и другие товары первой необходимости в грязноватых киосках просто потому, что проектировщики не подумали о том, чтобы предусмотреть в плане застройки магазин. Неудивительно, что одной из первых задач нового губернатора после избрания стала реформа строительной отрасли: теперь всем застройщикам предлагается размещать на первых этажах возводимых многоквартирных домов магазины и предприятия сферы услуг. Расчёт оказался точным – по оценкам самих девелоперов, квартиры на первых этажах продаются хуже, их стоимость в среднем на 10% ниже остальных, а вот сдача потенциальных торговых площадей в аренду может принести ощутимую прибыль. При этом собственно жильё в Подмосковье придётся строить не только больше, но и быстрее: более 15 тыс. человек сейчас проживают в домах и бараках, признанных аварийными. При существующих темпах строительства расселить их удастся не ранее чем через 10 лет, но Андрей Воробьёв, побывавший в таких домах, где, по его словам, «не то что жить – зайти страшно», отвёл на решение проблемы не более трёх лет. Бюджету области это обойдётся в 10,5 млрд рублей, но эти расходы необходимы, считает губернатор.

Конкуренция как двигатель ЖКХ

При анализе изменений, произошедших в Подмосковье за последний год, складывается ощущение, что до прихода нового главы региона на многие вещи не то что не обращали внимания, а просто не задумывались, что систему можно – и нужно! – менять. Взять хотя бы управляющие компании – именно конкуренцию в их среде считают залогом того, что граждане не будут переплачивать за коммунальные услуги. Андрей Воробьёв, только начав разбираться в запутанной системе ЖКХ Московской области, наткнулся, по его признанию, на удивительные вещи. Так, в городском округе Рошаль владелец единственной (!) котельной зарегистрирован где-то на Виргинских островах – при этом область вынуждена занимать деньги, чтобы покрыть его долги. Общая же изношенность инфраструктуры, по словам губернатора, достигает 70%. Традиционно в таком случае принято идти за деньгами на поклон в правительство. В Подмосковье решили иначе: провести ревизию всех собственников и перейти к трёхлетнему тарифному регулированию. Как следствие это позволит прийти в сферу ЖКХ долгосрочным инвесторам. Управляющие компании ждёт участие в открытом рейтинге, чтобы жители сами решали, какая из них эффективнее. Чтобы оперативно публиковать всю необходимую жителям информацию, нужны соответствующие ресурсы – и у правительства Московской области наконец-то появился нормальный современный сайт.

Политолог Леонид Поляков отметил, что именно области ЖКХ Воробьёв уделяет повышенное внимание: «На мой взгляд, стратегия Воробьёва ещё в тот период, когда он исполнял обязанности, была чётко ориентирована на эту сферу. Жители Подмосковья увидели, что руководитель региона выделяет ЖКХ как одну из ключевых проблем. В целом можно сделать вывод о том, что жители Подмосковья, когда они голосовали за Андрея Воробьёва, сделали правильный выбор. Губернатор своими действиями подтверждает то, что он сформулировал в качестве своей стратегической задачи, а именно превращение Подмосковья в комфортный регион для обитания всех его жителей».

С Поляковым согласен его коллега Максим Шевченко: «Предложения, которые внёс Андрей Воробьёв, являются фундаментальными для изменения ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Московской области. Ограничение хаотичной застройки, наведение порядка с «резиновыми» квартирами и другие меры в корне меняют ситуацию. Эти важные решения в некоторых случаях могут считаться модельными».

Мусорный передел между Москвой и Подмосковьем

Когда москвич выбрасывает мусор, он вряд ли задумывается, что в итоге этот мусор окажется в Подмосковье. А между тем половину из 10 млн тонн отходов, которые ежегодно накапливаются в Московской области, составляет мусор, вывозимый из столицы. Понятно, что никто не собирается устраивать свалку в черте города. Но 39 свалок в Подмосковье – не слишком ли много для одного региона? И это только легально действующие свалки, а ведь зачастую водители мусоровозов, не доезжая до полигона ТБО, сваливают мусор на стихийных помойках. При этом в области нет ни одного мусоросжигательного завода – какая уж тут экология! Понятно, что жить рядом с мусоросжигательным заводом захотят немногие, но в противном случае область просто захлебнётся в мусоре, убеждён Воробьёв. По его расчётам, в ближайшие три года необходимо построить не менее пяти таких заводов.

Квоты на мигрантов сокращены

Конфликт в Бирюлёве, где произошли столкновения между местными жителями и мигрантами, Московскую область вроде бы не затронул. Собственно, и московские власти поначалу сделали вид, что проблема не настолько серьёзна, чтобы в неё вмешиваться. Но проблема мигрантов в Подмосковье стоит, пожалуй, не менее остро, чем в столице. Ещё во время избирательной кампании нынешний губернатор по просьбам жителей по­обещал заняться нелегальными рынками и работающими на них мигрантами. В Подмосковье сейчас только легальных мигрантов находится более миллиона человек плюс ещё не менее 300 тыс. нелегалов. Неудивительно, что Андрей Воробьёв поехал лично инспектировать Хлебниковскую овощебазу в Долгопрудном – именно туда устремился основной поток фур и арендаторов после закрытия овощебазы в Бирюлёве. Квоты на ввоз мигрантов в регионе по указанию губернатора уже сокращены со 150 до 100 тыс. человек, в дальнейшем сокращение продолжится.

Как заманить инвестора в область?

Масштабные планы нового руководства Подмосковья требуют внушительных затрат. В условиях сокращения отдельных статей федерального бюджета было бы наивно надеяться на помощь извне – остаётся полагаться на свои силы, развивать собственную экономику и эффективно собирать налоги. Но чтобы завлечь к себе в регион бизнес, нужно предложить ему понятные и прозрачные правила игры, объяснял губернатор в начале года: предоставить землю, преференции, квалифицированные кадры и обеспечить безопасность, только тогда в регион придут инвестиции, рабочие места, технологии – и в итоге налоги. Была даже составлена инвестиционная карта Подмосковья, теперь любой потенциальный инвестор может посмотреть, какие участки пригодны для размещения тех или иных производств. Правда, одно дело выбрать участок, составить бизнес-план – и совсем другое «пробить» свой проект в коридорах власти. Чтобы исключить традиционную российскую волокиту, Воробьёв сам каждый месяц встречается с бизнесменами, то же делают и его заместители. Создавая 15 лет назад свою компанию «Русское море», Воробьёв на себе испытал все те препятствия, которые бюрократ может создать для предпринимателя, так что в этом вопросе с губернатором лучше не шутить.

При этом Московская область не просто старается привлечь к себе инвесторов, но и ставит им совершенно определённые условия. Во-первых, производства должны быть экологически чистые – это неудивительно, учитывая то, что было сказано выше об экологии Подмосковья. Во-вторых, налоги должны платиться в Подмосковье – это, к слову, вполне европейский подход. В-третьих, создаваемые рабочие места должны быть высокотехнологичными и высокооплачиваемыми – таким образом снимается столь остро стоящий вопрос привлечения мигрантов. С соответствующими кадрами в Подмосковье проблем нет.

«Может, лучше ездить на лошади?»

Ещё один способ наполнить бюджет – сократить расходы. Нет, не на инвестиции в инфраструктуру, ЖКХ или социалку. А вот критически посмотреть на структуру управления регионом вполне можно. Совсем недавно Андрей Воробьёв предложил объединить несколько муниципалитетов и тем самым сэкономить несколько миллиардов рублей. Не секрет, что у муниципальных властей зачастую не хватает средств на выполнение возложенных на них по закону обязательств. По словам губернатора, иногда местные органы власти не могут найти деньги даже на выплату зарплаты собственным сотрудникам – куда уж тут ремонтировать крыши или трубы! При этом глава муниципалитета ездит на «крутом» джипе. «Может быть, лучше ездить на лошади, но иметь достаточно ресурсов для наведения порядка?» – предложил Воробьёв. Также губернатор сообщил, что на некоторых территориях количество местных депутатов составляет под 200 человек. И все эти люди получают зарплату. Тут возникает большой соблазн для всякого высокопоставленного чиновника просто своею властью разогнать нижестоящих бюрократов, заработав тем самым дешёвую популярность. Но цель-то не в этом! И вот губернатор опять советуется с жителями, собирает местные общественные палаты, выясняет, какой муниципалитет может справляться со своими обязанностями самостоятельно, а какому укрупнение только на пользу...

Чтобы каждый житель проникся идеей лидерства

Столь не свойственную многим чиновникам привычку стремиться к примирению различных точек зрения, а главное, учитывать и отстаивать интересы большинства Андрей Воробьёв приобрёл в Госдуме, где прошёл путь от рядового депутата до руководителя фракции. Опытный политик, прошедший через несколько выборов, он не мог просто положиться на некий «административный ресурс» и обеспечить себе победу за счёт отсутствия конкуренции. Те же коммунисты в Московской области традиционно имеют сильные позиции, а тут ещё бывший депутат Геннадий Гудков*, выдвинутый «Яблоком», вёл крайне агрессивную кампанию. Правда, стараясь при этом не упоминать тот факт, что муниципальный фильтр для регистрации в качестве кандидата ему удалось преодолеть лишь благодаря тому же Воробьёву, попросившему муниципальных депутатов отдать свои подписи за оппозиционера.

Выступая на своей инаугурации, Андрей Воробьёв признался, что его мечта – превратить Подмос­ковье в регион-лидер, однако усилий одного губернатора или даже областного правительства для этого мало – нужно, чтобы идеей лидерства проникся каждый житель. После чего рассказал гостям о напутствии президента: «Главное, никогда не задирай нос и помни: единственное, для чего ты здесь находишься, – это служить людям». Судя по первому году пребывания в должности, новый губернатор Подмосковья воспринял слова главы государства всерьёз.

lori.ru
lori.ru

*
Геннадий Гудков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами. Росфинмониторинг внес Геннадия Гудкова в перечень террористов и экстремистов.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.11.2013 15:21
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх