Версия // Культура // Чем привлекает издателей рынок детской литературы

Чем привлекает издателей рынок детской литературы

3174

Продать смешариков

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В Госдуме готовится к рассмотрению законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Предполагается, что предназначенная для юного поколения печатная продукция будет поделена на категории в зависимости от её воздействия на психику ребёнка. Депутаты считают, что существующая в стране законодательная база не препятствует распространению информации, травмирующей психику ребёнка. Что происходит в современной отечественной литературе для детей, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис. Поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далёких от российского менталитета.

Действительно, долгое время российские книжные издательства, выпускающие детскую литературу, из года в год печатали огромными тиражами популярные детские сказки. И, наверное, правильно делали: «Муха-цокотуха» и «Конёк-горбунок» пользовались и пользуются постоянным спросом.

Между тем и талантливых авторов в России немало: Андрей Усачёв, Михаил Яснов, Марина Москвина, Марина Бородицкая, Сергей Седов, иллюстраторы Игорь Олейников, Микола Воронцов, Леонид Тишков, а также, конечно, классики жанра Виктор Пивоваров, Лев Токмаков, Генрих Сапгир и многие другие. Однако, посетив несколько книжных магазинов, легко убедиться – найти книги этих авторов не так просто. Да и вообще список детских книг, представленных на книжных полках, длинным не назовёшь.

«Детскую книгу труднее создавать. А ребятишкам нужны разные книги. Они очень быстро развиваются, то, что им читают в возрасте двух-трёх лет, очень отличается от литературы, написанной для четырёх-семилетних малышей. При этом книга должна быть хорошо издана, в ней должны быть яркие иллюстрации. И очень мало книг для подростков. Что им читать? Аркадия Гайдара, Каверина или Крапивина? Но их книги написаны в советское время и слишком идеологизированы. А когда тинейджеры говорят, что никакая другая книга не отвечает на волнующие их вопросы так, как «Гарри Поттер», об этом нужно задуматься. И писателям, и книжным магазинам, и прежде всего государству. Надо поддерживать детские издательства и детских авторов. Если, конечно, мы хотим, чтобы в нашей стране росли грамотные и развитые дети», – говорит Надежда Михайлова, генеральный директор Московского дома книги.

Российский книжный союз совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям разработали программу поддержки издательств, занятых выпуском детской книги. Но программа эта так и не была принята. А нужна ли вообще государственная программа? Или можно обойтись своими силами?

Как выясняется, можно. Тем более что большинство издательств давно уже частные. Например, издательство «Рипол классик» решило отойти от привычных штампов и выпустило серию «Новые сказки нового времени». Первыми из печати вышли произведения авторов, никогда ранее не пробовавших свои силы в написании книг для самых маленьких читателей. Так, режиссёр Марк Розовский записал сказки, которые некогда рассказывал своей дочке Саше. «Международник» Юрий Вяземский сочинил «Сказку про девочку Настю и злую Невидимку», а писатель и журналист Андрей Максимов стал автором «Сказок для тебя».

Есть и другие любопытные серии. Так, в последние несколько лет большую популярность приобрёл проект «Смешарики». Напомним, он появился как мультсериал (его создал аниматор Михаил Мещанинов). Но уже летом 2004 года стартовал издательский проект. В итоге к сегодняшнему дню было издано более 100 наименований детской книжной продукции общим тиражом более 5 млн. экземпляров.

По теме

Руководитель отдела детской литературы издательства «Рипол классик» Сергей Тишков полностью согласен с тем, что «Смешарики» – настоящий успешный массовый продукт. Он, впрочем, считает, что этот проект так же далёк от того, что можно назвать литературой и искусством детской иллюстрации, как «Макдоналдс» от высокой кухни. Хотя всё ярко, интересно, и детям нравится, и родителям понятно.

При этом многие издатели сейчас хотели бы заниматься детской литературой. Ведь это огромный рынок. И он очень живой, несмотря на ситуацию в экономике. Напомним, в течение нескольких лет демографическая ситуация в России улучшалась, целевая аудитория детских товаров непрерывно росла и растёт. Соответственно и спрос на книги для ребятишек стабилен.

Сколько же нужно вложить в «детский» продукт? Если минимально – а это стоимость прав и печать тиража одной книги, – то порядка 7 тыс. долларов. И далее полагаться на талант и упорство издателя. Верхняя же граница вложений не лимитирована. Речь может идти о сотнях тысяч и даже миллионах, а основные расходы будут связаны с продвижением продукта и рекламой.

Так не проще ли издавать переводную литературу? Но не всё так просто. Да, можно купить лицензию у издательства, которое выпустило книгу. Если речь идёт о формате «книга – картинка», а этот формат очень популярен на Западе и называется picture-book, то нужно потратить от 1 до 5 тыс. долларов. Но с западной продукцией, как говорят специалисты, очень тяжело работать из-за огромной разницы в менталитете.

Те издательства, которые специализируются на переводных книгах в России, конечно, стараются найти бестселлеры, которые пользуются большим спросом за границей. Но популярность в другой стране совсем не гарантирует, что книга станет бестселлером и в России. «Гарри Поттер», выходящий миллионными тиражами в самых разных странах, это особый случай.

Так, может, стоить попробовать раскрутить пока ещё неизвестного российского автора: вложиться в рекламу, поработать с детскими центрами, книжными магазинами, цирком, поставить спектакль, сделать мультфильм, на ледовом шоу под лёд закатать рисунок с главным героем сказки? И родители будут покупать эту книгу.

Но здесь есть один очень важный момент. Книга действительно должна быть хорошей. Вряд ли она станет бестселлером, если она будет плохо написана, герой будет неинтересный и бледный или всё будет сделано на коленке. Надо отдать нынешним мамам и папам должное: вкус к детской литературе у них есть.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2009 19:51
Комментарии 0
Наверх