Версия // Культура // «Человек на Луне», «Мэнди» и «Основано на реальных событиях» - обзор главных новинок кино этой недели

«Человек на Луне», «Мэнди» и «Основано на реальных событиях» - обзор главных новинок кино этой недели

12312

Сквозь пустоту

Райан Гослинг. Кадр из к/ф «Человек на Луне», реж. Дэмьен Шазелл
В разделе

На этой неделе в большинстве российских кинотеатров выходят: биографическая драма от Дэмьена Шазелля «Человек на Луне», психоделический артхаусный триллер с Николасом Кейджем «Мэнди» и психологический триллер от Романа Полански «Основано на реальных событиях».

Человек на Луне

(12+)

Реж. – Дэмьен Шазелл

В ролях – Джон Бернтал, Райан Гослинг, Клер Фой, Кайл Чандлер, Кори Столл, Джейсон Кларк, Итэн Эмбри, Шей Уигэм, Кори Столл

Производство – США

Голливудская драма, основанная на реальных событиях. Режиссером выступил Дэмьен Шазелл, доселе снявший всего две полнометражки, зато какие - «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд» (последний фильм принес ему Оскар как лучшему режиссеру и чуть было не стал фильмом года). В основу сценария лег роман Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила Армстронга».

События фильма происходят в начале второй половины прошлого века в США. Нил Армстронг (Райан Гослинг) – американский инженер, летчик-испытатель и астронавт, работающий в NASA во время ожесточенного космического (и не только) противостояния Советского союза и США. Когда трагически погибает его маленькая дочка, Нил в поисках отдушины с головой углубляется в работу над подготовкой к экспедиции космического корабля «Аполлон-11».

«Человек на Луне» в оригинале называется «Первый человек», что немного точнее отражает суть ленты. Шазелл в своей картине не старался сделать главный упор на саму первую лунную экспедицию и многочисленные трудности с ней связанные. Режиссер акцентирует внимание на личности главного героя – Нила Армстронга, его тяжелейший жизненный путь, семейную трагедию, повлекшую за собой глубокую душевную рану. Невероятную душевную пустоту, которую ему суждено было «доставить» на единственный естественный спутник нашей планеты.

Эта картина Шазелля имеет четкую структуру стандартного байопика, по тону выглядит серьезнее и гораздо масштабнее его предыдущих работ. Музыке здесь отведено далеко не центральное место в полотне повествования, но и без вставки обожаемого джаза Шазелл не обошелся.

«Человек на Луне» - это не космический аттракцион, наподобие куароновской «Гравитации»; это трогательная, слегка затянутая драма, которая лунную экспедицию использует лишь как средство для более выразительного повествования. Но нельзя сказать, что постановка испытаний и самого полета вышла скучной - Шазелл постарался максимально усилить правдоподобность для того, чтобы зритель в кинотеатре сам почувствовал катастрофические перегрузки и все «прелести» испытаний и космических путешествий. Помимо этого, режиссер всеми силами старался не допустить в своей работе «фантастичности», т.е. пренебрежения законами физики и здравого смысла, как было в вышеупомянутой «Гравитации». Сделал он это весьма успешно, потому что при первом просмотре нелепости и ляпы в глаза не бросаются.

Райан Гослинг, ранее уже крайне плодотворно сотрудничавший с Дэмьеном Шазеллем, здесь также не подкачал – в экранном образе Нила Армстронга актер постарался соединить глубочайшую тоску и боль, скрываемые за толстой стеной решимости и целеустремленности. В его драму веришь несмотря на то, что режиссер не стал злоупотреблять слезовыжиманием.

Несомненно, это оскаровский фильм, который будет претендовать на главные награды киноакадемии (получит ли он их, это вопрос спорный – все мы прекрасно помним позапрошлую церемонию…).

Эпикриз: качественный, масштабный и волнующий байопик, который не отваживается на режиссерские эксперименты, но детально рассказывает зрителю историю самого великого американского астронавта. Здесь нет напыщенного американского патриотизма и пространных речей о величии. «Человек на Луне», в первую очередь, кино про человека, самого первого человека на Луне, чей путь туда был более тяжелым, чем кажется на первый взгляд.

Мэнди

(18+)

Реж. – Панос Косматос

В ролях – Николас Кейдж, Андреа Райзборо, Лайнес Роуч, Билл Дьюк, Ричард Брэйк, Клеман Баронне, Алексис Жюльмон

Производство – Бельгия, США

Остросюжетный триллер с элементами хоррора от малоизвестного итальянского режиссера с не очень благозвучным для российского уха именем Паноса (ударение на первый слог) Косматоса. Ранее он ставил лишь один фильм ужасов – «По ту сторону черной радуги».

Действия фильма происходят в 1983 году. В отдалении от города на берегу живописного лесного озера в особняке живет супружеская пара – простой дровосек Рэд (Николас Кейдж) и художница Мэнди (Андреа Райзборо), которая подрабатывает в местном магазине продавщицей, увлекается готикой и оккультизмом. Поблизости от них, посреди леса, обосновалась немногочисленная христианская секта во главе с Иеремией (Ричард Брэйк), который, увидев Мэнди из окна своего фургона, тут же решает приобщить ее к таинствам своей религии. Под покровом ночи религиозные фанатики в сопровождении сумасшедших чудовищных байкеров вламываются в дом, избивают Рэда, а Мэнди убивают ужасной смертью. Ее супруг выживает и, обезумев от потери любимой, решает жестоко покарать каждого, кто был к этому причастен.

Двухчасовой неторопливый кислотный психоделический «бэд трип» - эта фраза как нельзя лучше характеризует работу Паноса Косматоса. Скажем сразу – это кино рассчитано на очень узкую целевую аудиторию, и точно не относится к попкорновым фильмам. Лента не расскажет вам оригинальную историю – весь сюжет прекрасно умещается в синопсис, а возьмись за дело более «стандартный» режиссер, то хронометраж едва перевалил бы за полтора часа. Но Косматос сотворил свое полотно не ради изощренного сценария и не ради закрученного оригинального сюжета; «Мэнди» цепляет киноманов своей формой, а снят он действительно нетривиально. При просмотре даже человек в трезвом здравии может почувствовать себя под сильнодействующими галлюциногенными препаратами, которые, к слову, занимают в сюжете далеко не последнюю роль, явно намекая своим зрителям, что не стоит воспринимать повествование чересчур буквально. Да, при желании и внимательном просмотре «Мэнди» начинает играть огромным спектром красок – от банального ужастика лента проделывает путь до яркого философского высказывания на трансгрессии человека и выхода его за рамки привычного мироздания (и за ограничения собственного бренного тела). И это лишь самое явное, что бросается в глаза.

Косматос старается создать ощущение иной реальности, при этом не давая повода усомниться в потугах на реализм происходящего (т.е. ловко лавирует на грани абсурда, но не скатывается в него). Это создается беспощадной цветокоррекцией – красные и синие светофильтры, «замыленная» картинка как раз под стиль хорроров 80-х годов; зацикливание на крупных статичных планах, медленные наезды камеры, старающиеся будто загипнотизировать своего зрителя. К этому стоит прибавить невероятно проникновенный футуристический саундтрек, написанный незадолго до смерти Йоханом Йохансоном, снискавшим популярность по сотрудничеству с Дени Вильнёвым («Прибытие», «Убийца», «Пленницы»). В этом Косматос «не жалеет» своего зрителя – ищущие напряженного триллера или страшного ужастика, скорее всего, заснут еще на первой трети фильма. Да, действие картины невероятно тягуче, особенно первая его половина. Именно это обстоятельство делает фильм малопригодным для широкой аудитории, которая привыкла расслабляться при просмотре, получая необходимую долю примитивных эмоций.

Также нельзя не отметить отлично подобранный каст - Андреа Райзборо в роли Мэнди впивается в память готичным образом и невероятно огромными глазами, которые будто смотрят в самое сердце. Не менее впечатляюще выглядел Ричард Брэйк в роли Иеремии – фанатик, уверовавший в собственную божественность, но терзаемый изнутри. И, конечно же, Николас Кейдж, которого последние годы носит по всяческим сомнительным проектам. Но здесь он бесподобен – надеемся, что после «Мэнди» Кейдж крепко и надолго пропишется в артхаусном кино. Здесь он не показывает поэтапной трансформации своего героя, но выдает зрителям неподдельные эмоции, достигающие своего апогея и катастрофического накала в самой развязке.

Эпикриз: достоинства этого фильма смогут оценить далеко не все, поэтому рекомендовать сходить на сеанс мы будем только проверенным киноманам, которые никогда не засыпают на фильмах, в простонародье называемых «нудятиной». Авторское кино – это искусство, а не ремесло.

Основано на реальных событиях

(16+)

Реж. – Роман Полански

В ролях – Ева Грин, Эммануэль Сенье, Венсан Перес, Доминик Пиньон, Брижит Роюан, Жозе Дайан, Ноэми Львовски, Леонелло Брандолини, Элизабет Куин

Производство – Франция, Польша, Бельгия

Психологический драматичный триллер европейского производства от Культового режиссера Романа Полански, которому не так давно исполнилось 85 лет! Несмотря на одиозную известность, Полански поставил множество отличных фильмов, среди которых: «Отвращение», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Горькая луна», «Девятые врата» и, конечно же, «Пианист», за который он получил свой единственный Оскар.

События фильма развиваются в современном Париже. Дельфин (Эмманюэль Сенье) - именитая писательница, с презентации последней книги которой и стартует повествование. Во время раздачи автографов своим поклонникам она замечает Эль (Ева Грин), которая быстро входит в доверие к писательнице. Спустя какое-то время они сталкиваются вновь, их общение становится все более плотным, и, несмотря на разницу в возрасте и образе жизни, между женщинами завязывается дружба. Вскоре Эль из-за проблем со съемным жильем просит Дельфин пожить в ее квартире. Небольшая услуга служит отправной точкой, после которой новая приятельница начинает все больше и больше проникать в личную жизнь замкнутой писательницы, общаться с ее поклонниками в социальных сетях и отвечать на электронную почту, а после даже в реальности выдавать себя за Дельфин на встречах с фанатами. Когда все заходит слишком далеко, это выводит Дельфин из себя…

В последние годы Роман Полански все больше и больше углублялся в камерное кино, что привело к появлению замечательных лент, наполненных сатирическим тонким юмором и иронией – «Резня» и «Венера в мехах» (где также главную роль шикарно исполнила Эмманюэль Сенье). «Основано на реальных событиях» чуть менее камерный, и гораздо более серьёзный по интонации фильм. От комедии здесь ни осталось и следа, но лента четко следует канонам психологического триллера. Только в этом-то и кроется ее главная проблема. Пока сюжет набирает обороты, очень трудно сказать, куда он клонит. Особенно, если хорошо знать прошлые работы этого режиссера. Но где-то после середины картины развязка может стать очевидной, хотя самые проникновенные зрители смогут разгадать ее с самого начала. И, надо сказать, что финал хоть и старательно подведен, но выглядит «приятно» ожидаемым.

Кроме двух главных героинь в кадре если и будут появляться люди, то вы едва их запомните. Весь фильм – это бенефис Эммануэль Сенье и Евы Грин, экранное взаимодействие которых выглядит крайне выразительным. Первую часть фильма зритель попросту не знает, что ожидать – история может повернуть в любую сторону. Но ближе к концу всё становится более-менее ясно и из-за этого вся история сильно теряет свое очарование. И ладно бы сценарий был наполнен хитросплетенными диалогами, как в вышеупомянутой «Резне», но грамотно созданная на первых минутах интрига рассыпается, отчего развязка не восхищает и не врезается в память.

Эпикриз: весьма предсказуемый, почти что камерный триллер, имевший большой потенциал, но в результате пошедший по неоригинальному пути. Кроме очаровательных актрис смотреть здесь особо и не на что.

А дела в российском бокс-офисе обстоят следующим образом: первое место по кассовым сборам за прошлые выходные ожидаемо занял фантастический боевик с Томом Харди «Веном». На второе место опустилась российская биографическая драма от Сарика Андреасяна «Непрощенный». Последним в тройке лидеров стал анимационный фильм для детей «Пришельцы в доме».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.10.2018 17:00
Комментарии 0
Наверх