Версия // Бизнес // Цены на авиабилеты росли, растут и будут расти

Цены на авиабилеты росли, растут и будут расти

6910

Жадный флот

Цены на авиабилеты росли, растут и будут расти
(рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Цены на авиабилеты в наступившем году продолжат расти. Примечательно, что даже достаточно низкий спрос на перевозки внутри страны, похоже, не заставит компании пересмотреть свою тарифную политику. И то верно – зачем терять деньги? Ведь всегда можно добиться субсидий от государства!

По официальным данным, подорожание авиабилетов внутри страны по итогам прошлого года оказалось совсем незначительным – в среднем 5–8%. Вот и сегодня звучат уверения, что в наступившем году цены на билеты подрастут разве что с учётом инфляции. Однако в этих усред­нённых цифрах есть известная доля лукавства. Весной прошлого года сервис Tutu.ru подсчитал: средняя стоимость полёта в Сочи и Калининград уже тогда выросла на 9–11% по сравнению с показателями 2021 года, в Екатеринбург, Уфу и Новосибирск – на 16–18%, в Махачкалу – на 29%. В пределах 3–5%, по данным сервиса, подорожали лишь билеты до Москвы и Санкт-Петербурга.

Очевидно, что с марта цены выросли ещё больше. Дополнительной причиной этого стало повышение с 1 ноября прошлого года сборов на аэронавигационное обслуживание. Оно выросло в среднем на 60%, так что авиакомпании, естественно, переложили затраты на потребителей.

Другой дополнительной статьёй расходов для авиакомпаний стали затраты на поддержание лётной годности авиапарка. Поиск запчастей, выстраивание новых логистических цепочек, налаживание отношений с новыми поставщиками – все эти допрасходы в итоге также приходится оплачивать пассажирам. В наступившем году кардинального изменения ситуации ждать не приходится. На 1 апреля уже запланировано очередное повышение цен на аэронавигационное облуживание – в этот раз рост составит 10%.

Тем временем глава «Аэрофлота» Сергей Александровский продолжает уверять, что билеты подорожают «на уровень инфляции». Не иначе крупнейший российский авиаперевозчик ведёт какую-то свою, никому неведомую статистику. Что интересно: гражданская авиация по итогам прошлого года получила весьма щедрые вливания из госбюджета и значительную их часть получил как раз «Аэрофлот». По данным Рос­авиации, в общей сложности на поддержку отрасли было выделено 172 млрд рублей. При этом рост региональных авиаперевозок составил всего лишь 5–8%. Да, развитию пассажиропотока всерьёз помешало закрытие целого ряда аэропортов на юге страны. Однако кто мешал тому же «Аэрофлоту» развивать остальные направления? И почему при этом надо было повышать цены на билеты в тот же Сочи, который де-факто превратился в крупный транспортный хаб?

Парадоксально, но факт: добиться показателя в 94,5 млн пассажиров удалось благодаря… зарубежным направлениям. И это при том, что многие зарубежные перевозки из-за санкционных ограничений для российских компаний оказались и вовсе недоступными. Но даже в столь сложных условиях количество пассажиров на зарубежных рейсах составило целых 16,6 млн человек, что оказалось существенно больше прогнозируемых Минтрансом 10 миллионов. Получается, что российские авиакомпании, как и во все предыдущие годы, на развитие внутрироссийских перевозок попросту «забили»? Между тем именно на внутреннем рынке сегодня есть достаточно объективных причин, чтобы цены если не снижались, то как минимум не показывали такой взрывной рост. Существенное сокращение зарубежных маршрутов неизбежно привело к росту конкуренции на внутрироссийском рынке. Многие самолёты, как известно, сегодня не могут совершать полёты за рубеж даже на открытых направлениях. «Они (самолёты. – Ред.) могут летать только внутри страны, соответственно их нужно загружать, ставить на новые направления. Предложение выросло, а спрос более-менее остался на том же уровне», – констатировал гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Однако по факту ни щедрые госсубсидии, ни повышение конкуренции, ни сокращение зарубежных маршрутов пока так и не подтолкнули участников рынка к развитию маршрутной сети внутри страны. Единственным итогом всех последних кризисов в авиаиндустрии был и остаётся рост цен на билеты для пассажиров.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.01.2023 13:55
Комментарии 0
Наверх