Версия // Общество // Бизнесмены и политики стали актёрами, чтобы заработать на детсады

Бизнесмены и политики стали актёрами, чтобы заработать на детсады

1930

Игра на выживание

Кострома отчасти пребывает в разрухе, что не мешает реализовывать в городе вполне современные социальные инициативы
В разделе

Принято считать, причём небезосновательно, что в деле дошкольного воспитания наша страна недалеко ушла от каменного века и человеческих стад. Что детских садов не хватает, что на их содержание нет средств – «Наша Версия» без устали пишет об этих проблемах. В этот раз мы решили нарушить традицию и написать о положительном опыте. Причём далеко не столичном, а самом что ни на есть костромском.

Недавно в Костроме все желающие могли увидеть «Обыкновенное чудо». Местные политики и бизнесмены на время стали актёрами, чтобы сыграть в спектакле по знаменитой пьесе Евгения Шварца. Выбрали её не случайно – ведь мероприятие носило благотворительный характер. И в регионе действительно появилась надежда на позитивные изменения, что многим кажется настоящим чудом. Ведь инфраструктурно, демографически и по ряду других показателей Костромская область, как считают многие местные жители, регрессирует даже по сравнению с царскими временами...

В Костроме говорят: у нас город творческий. Это действительно так: особенно творчески переосмыслена инфраструктура. По весне дороги здесь покрываются таким количеством крупных ям и мелких выбоин, что вестибулярный аппарат столичного жителя едва выдержал двухдневное испытание. «Ты ещё в области не был», – сказал мне приятель, любитель путешествовать по заброшенным деревням. Костромская область – один из главных маршрутов для таких путешественников: до ряда населённых пунктов, в которых когда-то проживали по 3–5 тыс. человек, теперь можно добраться только пешком. Ну а в самом центре Костромы стоят разваливающиеся деревянные дома, к которым не подведена даже центральная канализация.

Казалось бы, жизни в таком городе нет и быть не может, однако энергичных людей с хорошими идеями в Костроме предостаточно. Вот только живут обычно эти люди каждый сам по себе, пытаются что-то сделать, но без особого результата. Можно найти в регионе и необходимые средства: в селе Красном-на-Волге, например, ещё в XVII веке началось развитие ювелирного дела. Есть успешные предприниматели и в других сферах, заседает даже собственный бизнес-клуб. «У нас в городе деньги-то есть, – говорит Максим Кубылькин, директор частного костромского центра амбулаторной хирургии. – Деньги есть, а смыслов не хватает».

Многие бизнесмены занимаются частной благотворительностью или хотят это делать, но «смысла» и правда не хватает. Одна из лучших форм их объединения – это благотворительный спектакль. Такие постановки привлекают как ВИПов из политики и бизнеса, так и простых людей, которые покупают билеты. Инициаторами спектакля, как правило, выступают так называемые фонды местных сообществ (ФМС) – грантодающие организации, деятельность которых ограничена определённой территорией.

ФМС привлекают средства бизнеса и частных лиц для финансирования социально значимых инициатив на местном уровне. Первый в России ФМС появился в 1998 году в Тольятти. Модель оказалась успешной: сейчас у нас в стране насчитывается уже около 50 таких организаций. По уровню развития ФМС Россия занимает четвёртое место после США, Великобритании и Германии. Инициаторами создания такого фонда могут выступать и бизнес-структуры, и некоммерческие организации, и представители местной администрации. При этом стремятся к созданию неприкосновенного капитала, обеспечивающего устойчивость и независимость их деятельности.

Благотворительность в небольших городах (и в больших, кстати, нередко тоже) обычно заключается в том, что богатые люди откликаются на просьбы некоторых людей. Или же следуют велениям чиновников, указывающих, куда нужно вложиться. Но просителей всегда больше, чем денег, и в какой-то момент филантроп отказывает и тут же в глазах местного общества превращается в жадного буржуина.

По теме

«Решить эту проблему позволяет такой простой механизм, как грантовый конкурс», – говорит Лариса Аврорина, которая более 10 лет занимается программой развития ФМС в России. Делается это так: ФМС аккумулирует деньги и экспертный потенциал бизнеса, власти и общественности, а потом проводит конкурс социальных инициатив. Граждане и организации представляют свои проекты, а деньги получают те из них, что признаны наиболее важными и эффективными. «В разных городах речь идёт о разных деньгах, – рассказывает Лариса Аврорина. – Даже за грант в 5 тыс. рублей бывали самые настоящие битвы на конкурсах. Главное, если человек получает деньги от своего же сообщества, отношение к ним у него куда более серьёзное, чем к грантам со стороны. Свои спросят жёстче».

Разумеется, сам по себе конкурсный механизм ещё не гарантирует справедливости, прозрачности и эффективности распределения ресурсов. Но, во-первых, лучше всё равно пока не придумали. А во-вторых, когда люди ищут деньги на обустройство собственного двора, своровать их сложнее, чем на строительстве объекта в другом регионе страны.

В Костроме до создания полноценного ФМС и уж тем более до проведения грантовых конкурсов пока ещё далеко. Благотворительный спектакль – это такой стартовый проект. Для начала организаторы, Фонд развития Костромской области, выделили проблему, касающуюся действительно практически каждого жителя города, – нехватку мест в детских садах. В очереди сейчас стоят около 8,5 тыс. детей, что для

270-тысячной Костромы – внушительная цифра.

Два показа благотворительного спек-такля должны принести 750 тыс. рублей – этого хватит на обустройство трёх дополнительных групп на 60 детей. «Наверное, нам проще было бы сложиться и собрать эти деньги, но это не так интересно», – говорит Максим Кубылькин. Его позвали на роль Короля одним из последних – менее чем за два месяца до премьеры. Костюм он примерял прямо на рабочем месте, в своей клинике. Там же зачитывал роль пациентам.

Другие участники, весьма занятые люди, репетировали пять месяцев. А в итоге на премьере 9 апреля собрали полный зал и 500 тыс. рублей. Причём зал хлопал как городскому депутату-оппозиционеру Виктору Емцу, который вставил в свою роль Первого министра острый пассаж об «откатах», так и видному представителю партии власти, зампреду областного парламента Алексею Ситникову. «Роют под меня, роют», – говорил со сцены Ситников, переодетый в костюм Охотника, а зал искренне хохотал. Местное телевидение забыло о своей политической ориентации и показывало всех актёров.

Практически каждый из 18 участников спектакля делает своё маленькое общественно полезное дело – помимо основной работы. Алексей Ситников, руководящий большим агропредприятием, обучает в своих теплицах молодёжь и бесплатно озеленяет город. Максим Кубылькин занимает пост зампредседателя Общественной палаты Костромской области и помогает Российскому детскому фонду. Дмитрий Михалевич, исполнявший одну из ролей в спектакле, владеет заведением под названием «Бляхин клуб». И он устроил здесь маленький музей, посвящённый жившему в Костроме Павлу Бляхину, автору повести «Красные дьяволята», сюжет которой лёг в основу фильма «Неуловимые мстители». Общий проект заставил их говорить о своих инициативах и сделал чуть более публичными.

Матвей Масальцев,

главный редактор портала

www.philanthropy.ru,

специально для

«Нашей Версии»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2012 15:56
Комментарии 0
Наверх