Версия // Общество // Автоворам собираются ужесточить наказание

Автоворам собираются ужесточить наказание

1779

Про гон

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В Госдуму внесён законопроект, ужесточающий наказание за угон автомобиля без цели хищения. Авторы документа предлагают сажать всех любителей кататься на чужих машинах, не оставляя им альтернативного наказания в виде штрафа. Однако эксперты сомневаются, что это нововведение улучшит ситуацию с кражами автотранспорта. Тем более что прежнее разделение на «покататься» и на «украсть ради наживы» позволяло корректировать статистику.

Как отмечают авторы законопроекта – члены Совета Федерации Евгений Трофимов и Владимир Фёдоров, – принятие документа необходимо «в целях усиления борьбы с автомобильными угонами». Для этого по замыслу сенаторов нужно перекрыть для автоворов лазейку в уголовном законодательстве. Дело в том, что угон может квалифицироваться по двум статьям УК: 158-й (кража) и 166-й (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения). Первая статья предусмотрена для преступников, планировавших продать похищенную машину, вторая – для тех, кто «позаимствовал» чужое авто, чтобы, скажем, прокатить подружку. По ней преступнику-одиночке, не применявшему насилия и не причинившему крупного ущерба, грозит штраф до 120 тыс. рублей, арест на три-шесть месяцев или ограничение свободы на срок до трёх лет. Лишение свободы (до пяти лет) здесь выступает как альтернативная вышеперечисленным мера наказания. То есть могут посадить, а могут и нет. И чаще всего не сажают: тюремными сроками карается не более 40% осуждённых по этой статье.

По словам парламентариев, эта норма позволяет профессиональным угонщикам избежать серьёзного наказания. «Нередко преступники, пойманные по горячим следам, заявляют, что угнали автомобиль без цели продажи, – пояснил г-н Фёдоров. – И суды зачастую выносят минимальное наказание – штраф». Авторы инициативы предлагают сделать единственно возможным наказанием за угон лишение свободы. В лучшем случае это деяние обернётся для злоумышленника пятью годами заключения. А если он завладеет транспортным средством, угрожая водителю или выкинув его из кабины, то ему «светит» до 15 лет тюрьмы.

«Уверен, что большая часть раскрытых угонов планировались как кражи, но доказать это практически невозможно, – говорит Владимир Александрович. – Поэтому мы и хотим уравнять эти две статьи с точки зрения ответственности, чтобы у преступников не было возможности избежать серьёзного наказания, а у граждан не было соблазна».

«Если человек влезает в квартиру или берёт чужую машину, то это не должно рассматриваться иначе как хищение имущества с соответствующим строгим наказанием», – поддержали сенаторское начинание в Московском уголовном розыске. А вот в Госдуме его встретили неоднозначно. Одни считают неправильным выделять «железных коней» как особый вид имущества. «Почему, если кто-то залез к вам в квартиру, взял телевизор и сказал, что просто хотел новогодние передачи посмотреть, – это одно, а когда угнан «Мерседес» за 100 тыс. долларов – это другое?» – недоумевает первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец. Другие депутаты придерживаются иного мнения. «Хищение и угон без цели завладения – разные вещи, – уверен председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. – И зачем всё криминализировать? Чтобы опять половина страны сидела? Это мы уже проходили».

По теме

Автомобильные правозащитники отнеслись к предлагаемым нововведениям с осторожностью. «Все идеи, которые предлагает бывший начальник ГАИ Владимир Фёдоров, носят репрессивный характер, хотя президент Медведев недавно говорил о гуманизации законодательства, – заявил «Нашей Версии» вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Конечно, авторы законопроекта отчасти правы: профессиональные угонщики часто отделываются штрафами. Тем не менее разграничение между кражей и угоном, на мой взгляд, должно быть. Иначе вместе с автоворами в тюрьму попадут подростки, «позаимствовавшие» у соседа старый мопед или ржавый «Жигуль».

С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Безусловно, определённый смысл в предложении сенаторов есть, но боюсь, что крайними окажутся как раз хулиганистые тинейджеры, которые взяли машинку покататься и тут же её бросили», – поделился с нами правозащитник. В свою очередь, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен: никакого эффекта от поправок не будет. «Количество угонов и краж всё равно останется на прежнем высоком уровне, – говорит он. – Законодатели уходят от главной проблемы – сговора милиции, преступников и страховых компаний, с подачи которых, в частности, угонщики «пасут» своих потенциальных жертв».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2009 13:25
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх