Версия // Общество // Инвесторы ЮКОСа намерены добиться ареста имущества России в Европе и США

Инвесторы ЮКОСа намерены добиться ареста имущества России в Европе и США

1977

Там, где ступала Noga

РИА Новости
В разделе

На прошлой неделе адвокат инвесторов ЮКОСа Тим Осборн сообщил, что в самое ближайшее время акционеры намерены подать иски в суды стран ЕС и США, чтобы те наложили арест на принадлежащее России имущество и денежные вклады. В первую очередь соответствующие документы будут направлены в суды Германии, далее в планах истцов значатся Великобритания, Нидерланды, Франция и США.

Основанием для планируемых исков стало решение Международного третейского суда в Гааге, который в июле этого года постановил, что бывшие владельцы ЮКОСа имеют право на компенсацию за национализацию нефтяной компании. Фактически суд признал банкротство ЮКОСа и последующую распродажу его имущества экспроприацией, нарушающей Европейскую энергетическую хартию. Россия пообещала оспорить решение суда, однако до настоящего момента этого не сделала. Срок подачи апелляции истекает в середине ноября.

Изначально акционеры ЮКОСа оценили свои требования в 28,3 млрд, затем сумма возросла до 114 млрд долларов. В конечном итоге суд оценил ущерб акционерам компании в 50,02 млрд долларов, ещё 65 млн Россия должна выплатить в качестве судебных издержек. Выплаты должны быть произведены до 15 января 2015 года — после этого начнётся начисление процентов.

Сами акционеры не верят в то, что Россия добровольно согласится выполнить решение суда, и намерены получить в счёт присуждённых им компенсаций российское имущество. В Германии, например, речь может идти о платежах «Газпрому» за поставляемый газ. Правда, для этого нужно, чтобы высший земельный суд Германии сначала подтвердил, что решение Гаагского суда имеет силу на территории страны.

Наблюдатели отмечают, что на фоне санкций против России шансы на то, что немецкие суды удовлетворят иски акционеров ЮКОСа, достаточно высоки. Однако препятствием может стать тот факт, что российской госсобственности в чистом виде в Европе не так много. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что арест уже упомянутых платежей «Газпрому» может нанести ущерб миноритарным акционерам немецкой E.ON Ruhrgas, 90% акций которой находятся в свободном обращении. «Помимо этого, например, здания посольств подпадают под дипломатический иммунитет, их нельзя изымать», – рассуждает эксперт. То же касается и строящихся в Германии самолётов – их заказчиком является «Аэрофлот», в котором государству принадлежит чуть более 51% акций, остальные находятся в собственности различных юридических и физических лиц, а около 7% акций свободно торгуются на Московской бирже.

Гораздо более перспективным активом с точки зрения его возможной конфискации в пользу акционеров ЮКОСа выглядят два вертолётоносца «Мистраль», строящиеся во Франции по заказу российского Минобороны. Сумма контракта составляет 1,2 млрд евро (1,52 млрд долларов). Однако тут акционерам придётся столкнуться с французским правосудием, а, как показывает опыт, французские суды имеют обыкновение сначала накладывать арест на российскую собственность, однако затем его снимают.

Примером может служить процесс, который в течение почти 15 лет вели против России швейцарская фирма Noga и её владелец Нессим Гаон. В начале 90-х Noga заключила с несколькими российскими государственными организациями контракты на поставки детского питания и химических удобрений в обмен на нефть и нефтепродукты. Контракты вскоре были расторгнуты, а претензии компании были выкуплены через посредников российским правительством.

Однако это не помешало французским и швейцарским судам несколько раз арестовывать российскую собственность по искам владельца компании Нессима Гаона. Так, в 1993 году по решению суда был наложен арест на зарубежные счета Банка России, Внешэкономбанка и российских внешнеторговых объединений. Вскоре арест был снят. В 2000 году Гаон вновь добился от французского суда ареста счетов Банка России, а заодно и находившегося во Франции с визитом российского учебного парусника «Седов». В следующем году предметом ареста чуть было не стали российские самолёты, принимавшие участие в авиасалоне Ле-Бурже. В итоге все счета были разблокированы, а аресты имущества сняты.

В 2005 году Гаон добился ареста в Швейцарии коллекции картин из Пушкинского музея, однако и в этом случае арест был снят, а картины вернулись в Москву – правда, лишь после вмешательства Федерального совета Швейцарии. Лишь в 2007 году швейцарский суд поставил точку в претензиях фирмы Noga к России, признав их необоснованными.

Алексей Макаркин считает, что исход споров с Нессимом Гаоном определялся в том числе и тем, что тогда Россия не была на Западе в изоляции. «Её воспринимали как страну со своими рисками и проблемами, но с которой можно вести диалог. Сейчас РФ воспринимают совершенно иначе, и в силу санкций суды будут более склонны принимать решения об аресте», – отмечает политолог.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.10.2014 11:41
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх