Версия // Власть // Миллиардер умеет прогибать под себя мир

Миллиардер умеет прогибать под себя мир

3357

Принцип Вексельберга

РИА Новости
В разделе

Над знаменитой усадьбой «Архангельское» вновь сгущаются тучи. Министерство культуры объявило конкурс на изменение статуса уникального дворцово-паркового ансамбля конца XVIII века на «достопримечательное место». В случае изменения статуса запрет на застройку территории усадьбы снимется сам собой. Битва за территорию «Архангельского» идёт уже 10 лет. С одной стороны в ней участвуют защитники экологии и старины, с другой может стоять председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Похоже, что один из богатейших людей России решил всё-таки показать, кто в усадьбе хозяин. И не только в ней.

Ещё в 2004 году участки двух украшающих усадьбу рощ были сданы в аренду сроком на 49 лет трём частным фирмам. ООО «Эрликом груп» и ООО «Облстройуниверсал», контролируемые ГК «Ренова», получили по 20 гектаров. С тех пор защитники «Архангельского» не перестают вести борьбу за спасение усадьбы, убеждая, что строить элитные коттеджи рядом с историческим театром Гонзаго или вести вырубку леса – преступление перед культурой и будущими поколениями. Однако суды раз за разом выносили решения в пользу арендаторов.

Переломить ситуацию удалось лишь после того, как в марте прошлого года заместитель председателя Московского областного отделения ВООПиК Евгений Соседов смог пробиться к Владимиру Путину и рассказать лично главе государства о том, что творится в «Архангельском». После встречи с президентом суды вдруг изменили прежнюю точку зрения и подтвердили охранный статус участка ООО «Эрликом груп», что сделало невозможным реализацию планов по застройке.

И вот теперь ситуация снова меняется. Как сообщает «Новая газета», инициативе Минкульта о смене статуса предшествовало закрытое совещание у вице-премьера Дмитрия Козака. Согласно протоколу совещания, на который ссылается издание, Козак потребовал «принять к сведению информацию», что дополнительные соглашения по аренде компаниями Виктора Вексельберга территорий усадьбы Архангельское «содержат необходимые и достаточные меры, обеспечивающие защиту ансамбля». Если это действительно так, то выходит, что миллиардер фактически получил карт-бланш на дальнейшие действия. Отмашка сверху, похоже, дана – делай что хочешь.

Поднялся на алюминии

Случись подобное за рубежом, офис «Реновы» уже наверняка осаждали бы демонстрации «зелёных» с плакатами. Но у нас, как известно, свой особый путь, на котором большие деньги могут иметь такую же особую власть. Тем более что самому Виктору Вексельбергу к скандалам не привыкать.

Всегда любопытно узнать, как составляются крупные капиталы. Сегодня, по данным Forbes, состояние Виктора Вексельберга оценивается в 17,2 млрд долларов, что делает его третьим в списке самых богатых россиян. А с чего всё начиналось? Да очень просто: как пишет тот же журнал, в конце 80-х завлаб особого конструкторского бюро по бесштанговым насосам «Коннас» создал предприятие «КомВек» («Компания Вексельберга»), которое занималось продажей за границу алюминия и меди, полученных из отработанного кабеля.

Случись такое чуть раньше, предприимчивого научного сотрудника наверняка самого отправили бы добывать тот самый алюминий, но Союз уже дышал на ладан и было «всё можно».

Предприятие стало основой, на котором выросла будущая группа компаний «Ренова», впоследствии превратившаяся в целую финансово-промышленную империю: «ТНК-ВР», «Российский алюминий», «Комплексные энергетические системы», «Уральский турбинный завод», «Меткомбанк», а также активы в энергетическом и транспортном бизнесе, в золотодобыче, девелопменте и многих других сферах – делать деньги Виктор Вексельберг умеет практически на всём.

По теме

Вот только это умение время от времени заставляло поднапрячься правоохранительные органы. Весной 2009 года уголовно-правовая служба министерства финансов Швейцарии заявила о начале расследования в отношении Виктора Вексельберга и его партнёров по подозрению в нарушении правил раскрытия информации при скупке акций производителя оборудования для нефтяной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности Sulzer. Как полагало следствие, в результате незаконной скупки акций этой крупной машиностроительной компании бизнесмены стали владельцами 31,9% акций. Позже претензии швейцарцев к Вексельбергу возникли в связи с покупкой акций компании Oerlikon. Впрочем, впоследствии все обвинения с российского предпринимателя были сняты, хотя «Ренове» и пришлось заплатить крупный штраф.

У многих это вызвало если не уважение, то белую зависть к Вексельбергу – так искусно переиграть швейцарцев надо уметь.

В очередной раз предпринимательские таланты миллиардера вызвали восхищение в начале 2011 года, когда «Ведомости» выдали новость: по данным издания, Вексельберг выступил посредником в сделке со зданием на Красной Пресне. Купив у Венгрии помещение его бывшего торгпредства, он сумел продать его правительству РФ в семь раз дороже. Грянул скандал, но Россия не Швейцария, и всё закончилось, даже не начавшись.

Сфера интересов миллиардера – вся Россия

Следы деятельности «Реновы» можно встретить по всей стране. Правда, далеко не везде они оказываются благотворными для жителей тех регионов, где присутствует компания.

Минувшей весной Федеральная антимонопольная служба заподозрила структуры энергетической компании «КЭС-холдинг», входящей в бизнес-империю Виктора Вексельберга, в завышении цен на электроэнергию с декабря 2011 года по январь 2013-го, как сообщают те же «Ведомости». В результате только в 2012-м потребители могли переплатить за электричество 16,6 млрд рублей. Напомним, что сегодня «КЭС-холдингу», который осуществляет энергоснабжение в 16 регионах страны, принадлежит более 6% установленной мощности электростанций России.

Ещё один, куда более громкий скандал разразился в Удмуртии, куда на железнодорожную станцию Балезино с новочебоксарского завода «Химпром», входящего в «Ренова-Оргсинтез», прибыли цистерны с отходами четырёххлористого углерода. Позже высокотоксичное вещество было попросту слито в открытую ёмкость на заброшенном асфальтобетонном заводе. «В больших дозах оно вызывает тяжёлые дистрофические изменения в печени, почках, сердце и других органах, – негодовал заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Удмуртии Иван Мокшанов. – Обязанность вывезти опасные отходы с места его незаконного размещения лежит на ОАО «Химпром».

Примечательно, что незадолго до этого аналогичная история произошла в Ивановской области, где в километровую скважину было закачано более 3 тыс. тонн опасных отходов с «Химпрома».

«Золотой» проект

Конечно, ко всему этому лично Виктор Вексельберг прямого отношения не имеет. Глава «Реновы» должен заниматься решением вопросов, стоимость которых оценивается в суммы со множеством нулей. И, берясь за них, Вексельберг действует, как всегда, расчётливо и жёстко.

В конце сентября компания «Базэл Аэро», входящая в структуры Олега Дерипаски, обратилась в ФАС с жалобой. Предметом её стало решение властей Ростовской области доверить «Ренове» строительство нового международного аэропорта. Воздушный хаб, призванный стать главным на юге России, должен быть построен к чемпионату мира по футболу 2018 года. После встречи губернатора Ростовской области Василия Голубева с Виктором Вексельбергом стало известно, что инвестором строительства аэропорта региональные власти выбрали «Ренову». Причём почему-то без проведения конкурса.

Но ладно бы всё дело заключалось только в этом. Как выясняется, взамен на инвестиции в новый авиаузел компания Вексельберга получит территорию действующего Ростовского аэропорта. А это, на минуточку, 400 гектаров земли в городской черте рядом с развитой транспортной инфраструктурой. Застройка этого участка жилыми высотками принесёт баснословные деньги. Неудивительно, что многие теперь ехидно интересуются: мол, нельзя ли без конкурса войти в какой-нибудь похожий «золотой» проект?

Впрочем, похоже, что разбирательства Виктора Вексельберга ждут не только в ФАС. Недавно стало известно, что миноритарии ТГК-5 пытаются оспорить в суде оценку акций, проведённую «КЭС-холдингом» для консолидации своих дочерних компаний. По мнению акционеров, их загнали в угол предложением либо аномально дёшево продать свои бумаги, либо купить акции уже объединённой компании, но только с наценкой в 500%.

«Я надеюсь, что слово «олигарх» не будет употребляться перед моим именем, а вместо этого меня будут называть «инноватор» или «координатор проекта «Сколково», – как-то заметил Вексельберг. Увы, похоже, что при таком прошлом и настоящем олигархом его будут величать ещё долго.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.10.2014 12:00
Комментарии 0
Наверх