Версия // Общество // У государства нет денег – собрать их решено с граждан

У государства нет денег – собрать их решено с граждан

3103

Засиделись на трубе

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В ближайшие годы в России будут увеличены налоги, повысится возраст выхода граждан на пенсию, а медицина может перестать быть бесплатной. На этом настаивает российский Минфин. Его глава Антон Силуанов замечает: «Настало время простых и непопулярных решений». Причина для их принятий проста – в государственной казне отчаянно не хватает денег.

Долгосрочные цели в области социальной политики, образования и здравоохранения обязательно будут достигнуты! Вроде бы так ещё недавно рапортовали чиновники, выступая в СМИ и комментируя главные задачи верстаемых бюджетов. Однако теперь выясняется: кругом придётся экономить.

Суть озвученных Силуановым грядущих преобразований проста: в борьбе за повышение доходов госказны все средства хороши. «Все страны, которые сталкиваются с бюджетными трудностями, идут по одним и тем же направлениям: сокращение расходов и увеличение доходных источников» – так он определил бюджетную стратегию на ближайшие годы.

В результате предполагается, что уже с 2015 года будет введён налог с продаж, с 2016-го увеличится ставка страховых взносов в ФОМС, а после президентских выборов в 2018 году вверх пойдут ставки НДС и НДФЛ. Одновременно Минфин выдвинул инициативу, чтобы уже с будущего года домохозяйки и все, кто работает без официального оформления, платили за услуги государственных больниц и поликлиник.

Около нуля

Причину того, что российская казна внезапно обмелела, эксперты объясняют просто. По их словам, Европа, выбираясь из долгового кризиса конца нулевых, «поджалась» по всем статьям. Россия же этот период просто «пересидела на трубе»: высокие цены на нефть и другое сырьё позволяли ей тратить всё больше, при этом не обрастая долгами. Так, если в 2008 году расходы бюджета составили около 7,6 трлн рублей, то уже в 2012-м они увеличились почти в два раза. При этом, как отмечают аналитики, доходы бюджета были соизмеримы, позволяя заверстать его либо в ноль, либо с незначительным дефицитом. В результате за тучные годы страна привыкла жить хорошо, но теперь ситуация изменилась и такой возможности больше нет: российская экономика втянулась в стагнацию.

Свою роль сыграл и «крымский фактор» – «плата за присоединение Крыма к России», как обозначил эту движущую силу экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Мой прогноз – экономический рост будет около нуля, плюс-минус 0,5%», – заявил он ещё весной. А чуть позже и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) отметил в своём докладе те же тенденции, связав их со сложной геополитической обстановкой, хотя ранее прогнозировал рост на уровне 2,5%.

Известно, что на поддержку экстренных антикризисных мер для стратегически важного полуострова ушёл солидный резерв бюджета, собранный за счёт замораживания пенсионных накоплений граждан за 2014 год. Как сообщают «Ведомости», это решение было принято «кулуарно с подачи чиновников социального блока правительства и настолько внезапно, что стало неожиданным даже для высокопоставленных чиновников экономического блока». По данным экспертов, одним траншем дело не обойдётся. Подтверждение – неосторожное заявление главы Минфина Антона Силуанова о том, что замороженные в Пенсионном фонде (ПФР) накопления не вернутся: «Источников для этого нет. Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер. Сейчас пока ещё ресурс этот есть, он скорее всего пойдёт на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя».

По теме

Чрезвычайное правительство

На фоне нестабильной ситуации ожидаемое повышение некоторых налогов связали с ростом расходов на оборонку, пенсии и зарплату бюджетников. Кроме того, поддержка ПФР требует постоянных и внушительных денежных вливаний. Текущее положение дел и заставило ключевые ведомства кардинально пересмотреть принятые ранее решения, направленные на «подкормку» ослабленной экономики, в том числе и основные параграфы проекта бюджета 2015–2017 годов, обнародованные в первых числах июля. Тогда глава Минфина уточнил, что параметры главного финансового документа страны могут быть пересмотрены, что вскоре и произошло. «В то время, когда принимались эти затратные решения, у нас были совершенно другие прогнозы темпов роста поступлений в казну. Этих поступлений нет. А расходы-то приняли, и их надо финансировать», – объяснил он.

Как признаются чиновники, вышеперечисленные меры призваны укрепить «сбалансированность бюджетной системы». Аналитики же объясняют шлифовку бюджетных статей тем, что вместе с целями меняется и подход государства к выбору механизмов проводимого курса, а прогнозируемое повышение налоговой нагрузки на граждан и бизнес называют спасательной «операцией» казны. Другой вопрос, что за этим последует.

Можно предположить два немудрёных сценария: первый связан с резким ухудшением финансовых показателей, инфляцией и безработицей, а другой – с оттягиванием этих процессов. Тот же Алексей Кудрин, например, предсказывает шоковую терапию в духе кризиса 2008 года. «У нас такой шок уже был, сейчас будет шок поменьше, и это наша некая плата за то, что мы проводим самостоятельную внешнюю политику, – в частности уточнил он, резюмировав: – Общество пока готово согласиться с этой платой». Скорее всего это и есть ключевое звено в предлагаемых обстоятельствах – цена политического вопроса в ракурсе экономических преобразований.

Операция «Оптимизация»

Тем временем на фоне рапортов чиновников об очередных достижениях сокращаются как инвестиционные, так и социальные статьи бюджета. К примеру, резкая минимизация расходов на ЖКХ в текущем году более чем на 20% выглядит так, как будто все коммунальные проблемы уже давно решены. Непонятно и секвестирование расходов на здравоохранение. По замыслу чиновников Минздравсоцразвития каждая вторая поликлиника должна быть оснащена современной медицинской техникой и не иметь очередей. Эта картина далека от реальности, особенно в регионах.

Условно происходящее напоминает то, как испанский социолог и философ Хосе Ортега-и-Гассет, написавший книгу «Восстание масс», изданную в 1930 годах прошлого века, охарактеризовал определённый тип государственного устройства, управляемого людьми, вышедшими из всемогущей толпы. «Они настолько всесильны, что свели на нет саму возможность оппозиции». И в чрезвычайной ситуации такое правительство всегда ищет самооправданий, упирая на сегодняшний день, не думая о перспективах, говоря: «Мы – чрезвычайная власть, рождённая чрезвычайными обстоятельствами». «Недаром и само правление сводится к тому, – пишет автор, – чтобы постоянно выпутываться, не решая проблем, а всеми способами увиливая от них и тем самым рискуя сделать их неразрешимыми».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2014 14:41
Комментарии 0
Наверх