Версия // Власть // Ликвидация военно-лечебных учреждений привела к тому, что в 17 регионах не осталось военных врачей, 40 тысяч солдат лечатся в гражданских поликлиниках

Ликвидация военно-лечебных учреждений привела к тому, что в 17 регионах не осталось военных врачей, 40 тысяч солдат лечатся в гражданских поликлиниках

4062

Здравницы в коме

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В середине ноября прошлого года появились сообщения, что депутаты Госдумы начали работу над законом «О военной медицине». По задумке парламентариев новый нормативный правовой акт будет защищать армейских врачей от необдуманных реформ, подобных тем, которые провёл экс-министр обороны Анатолий Сердюков. «Наша Версия» разбиралась, почему депутатов Госдумы тревожит будущее военной медицины.

По оценкам специалистов, в ходе последнего реформирования Вооружённых сил России медицинская составляющая армии подверглась самым радикальным преобразованиям с момента своего существования.

Как штормило военную медицину

В 2009 году офицерский состав военных медиков был сокращён почти в три раза – с 16 до 5 тыс. человек, а гражданский персонал – с 145 тыс. до 90 тыс. человек. Также на одну-две ступени были понижены штатно-должностные категории офицеров медслужбы. В заключение Минобороны объявило, что офицерские должности будут сохранены только для хирургов, анестезиологов и реаниматологов, а вот остальные врачи станут преимущественно гражданскими с существенным понижением окладов.

Далее были ликвидированы 32 госпиталя в военных гарнизонах и десятки военных поликлиник в различных регионах России. В 2010 году были закрыты четыре вуза, где велась подготовка военных медиков, в том числе филиалы Военно-медицинской академии в Саратове, Самаре и Институт усовершенствования врачей Минобороны. О том, как штормило военную медицину, говорит красноречивый факт, что за четыре года реформ экс-министр обороны Анатолий Сердюков шесть раз менял начальников Главного военно-медицинского управления, один из них, генерал-майор медслужбы Александр Белевитин, за коррупционные проявления осуждён военным судом на восемь лет и сейчас находится в местах лишения свободы. Ещё год назад казалось, что эту радикальную реформу не остановить, конца её не было видно. Так, согласно директиве бывшего Генштаба в конце 2012-го ожидалась новая волна сокращений военно-лечебных учреждений. Всё повернулось вспять с приходом нового министра обороны. Шойгу чуть ли не первыми своими решениями на новом посту приостановил выполнение всех распоряжений своего предшественника относительно реформ военного здравоохранения. Более того, было объявлено, что рассматривается возможность повысить должностной статус более 1,5 тыс. военных медиков в военных госпиталях и в войсковом звене, не исключено, что также будут возвращены около 1200 офицерских должностей военных медиков в штаты органов управления медслужбы.

В 17 регионах не осталось военных врачей

Но стоит отметить, что, критикуя Сердюкова, большинство экспертов признают, что реформы в области военной медицины были необходимы. Впрочем, подчёркивается, не столь радикальные. Расходы на военную медицину, которая не реформировалась с советских времён, по мнению специалистов, стали настоящей обузой для военного ведомства. Кратко ситуация выглядит так: сейчас правом лечиться в военно-медицинских учреждениях обладают около 7 млн человек. Только пятая часть из них – действующие военнослужащие, десятая – гражданский персонал военного ведомства, чуть более 10% – пенсионеры Минобороны. И больше половины, около 4 млн человек, – члены семей военнослужащих и военных пенсионеров. Последняя цифра, по мнению экспертов, как раз и стала основной причиной нынешних радикальных перемен. Реформа Сердюкова преследовала цель оставить на балансе медучреждений Минобороны только военнослужащих, остальных всеми доступными способами перенаправить в гражданские поликлиники и больницы.

По теме

Массовая ликвидация военно-лечебных учреждений привела к тому, что сейчас в 17 субъектах Российской Федерации вовсе не осталось военных врачей, при этом лишились возможности получать медицинскую помощь не только военные пенсионеры. Порядка 40 тыс. солдат (в том числе проходящих военную службу по призыву) и офицеров сегодня переведены в гражданские медучреждения, для этого заключены отдельные договоры на медицинское обслуживание с гражданскими врачами. При этом, как отмечают военные, качество медицинских услуг заметно снизилось.

Госпитали шли с молотка

Нужно отметить, что команда Сердюкова использовала сокращение медицинской инфраструктуры в армии как один из способов получения прибыли. С большой охотой распродавались здания, где раньше размещались военные госпитали и поликлиники. Благодаря тому, что эта недвижимость чаще всего находится в привлекательных местах, она пользовалась спросом у покупателей. Например, большой скандал разгорелся вокруг Военно-медицинской академии (ВМА) имени С.М. Кирова. Напомним, что в конце 2011 года было принято решение о её перебазировании из центра Санкт-Петербурга на окраину города. По предварительным оценкам, на перевод ВМА военное ведомство планировало потратить 20 млрд рублей. Однако бывшие сотрудники академии утверждали, что переезд ВМА был затеян с одной целью: продать исторические здания и дорогостоящую землю академии. Напомним, что в конце 2012 года переезд Военно-медицинской академии был отменён, при этом выделены значительные средства на её модернизацию на прежнем месте.

К большой распродаже готовились и военные санатории. Сначала, чтобы оправдать закрытие военных здравниц, реформаторы предварительно обесценили их значимость. Первым шагом к понижению статуса санаториев стало переподчинение военных санаториев и домов отдыха Минобороны особому департаменту министерства, от распределения путёвок были отстранены санаторно-отборочные комиссии Минобороны, то есть медики. Это означало, что фактически лечение и оздоровление военнослужащих и отставников в санаториях заменяется культурным отдыхом и туризмом. Дальше были ликвидированы значительные льготы на приобретение путёвок для военнослужащих, что значительно повысило стоимость отдыха в санаториях. Вышло так, что санатории, куда обычно невозможно было достать путёвку, неожиданно оказались невостребованными даже в разгар сезона. Это дало повод команде министра обороны Анатолия Сердюкова поднять вопрос об отказе от военных здравниц. Не остановило их даже то, что помимо своего прямого назначения санатории относятся к «мобилизационным резервам», то есть во время войны на их базе предполагается разворачивать полноценные госпитали. Ведь это, пожалуй, самые лакомые куски военной недвижимости. Около полусотни санаториев и домов отдыха расположено на курортных побережьях Чёрного и Балтийского морей, в районе Кавказских Минеральных Вод и в других престижных и дорогих местах.

Однако потери значительной части военной недвижимости – ничто по сравнению с тем, какой кадровый ущерб нанесли массовые сокращения и увольнения квалифицированных специалистов. Сегодня в Вооружённых силах не хватает врачей, в военном ведомстве говорят, что этот дефицит главным образом вызван закрытием военно-медицинских институтов. Напомним, что в прошлом году наконец после четырёхлетнего перерыва набрали курсантов и слушателей в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова, на сегодняшний день это единственный уцелевший после реформ военный вуз, где готовят военврачей.

Чтобы восполнить кадровые потери, Минобороны предпринимает и другие меры. Так, в конце мая прошлого года начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-майор медслужбы Александр Фисун заявил, что опытных военных медиков, уволенных по приказу бывшего руководства военного ведомства, будут призывать из запаса. Также в ведомстве организована работа по приёму медицинских специалистов на военную службу по контракту. В министерстве надеются, что высокая зарплата и перспективы карьерного роста привлекут в строй молодых талантливых врачей.

Кроме того, Минобороны принимает ещё одно, правда, неоднозначное решение – с нынешнего года в армию начнут призывать интернов, которых будут направлять для прохождения службы в специальные медицинские роты. Пока непонятно, на какие должности их будут назначать: на врачебные не имеют права, а использовать дипломированных специалистов как медбратьев и санитаров – расточительно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.02.2014 15:31
Комментарии 0
Наверх