Версия // Украина // Украинские солдаты массово бегут в Россию

Украинские солдаты массово бегут в Россию

4438

Москальское гостеприимство

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На прошлой неделе несколько сотен украинских военнослужащих перешли границу и обратились к российским пограничникам с просьбой предоставить им убежище. Этот случай дезертирства стал уже не первым и даже не вторым. Правда, сперва на территорию России переходили небольшими группами – 12 солдат, 20, 40… Теперь, когда пошли уже сотнями, наметилась тенденция, которая требует осмысления и прогноза. Что будет дальше и к чему это приведёт, разбиралась «Наша Версия».

По информации погранслужбы ФСБ России, общее число перешедших границу 4 августа украинских солдат составило 438 человек, из них 164 – пограничники и 264 – военнослужащие 72-й механизированной бригады. В Киеве называют несколько иные цифры: по словам официального представителя информационно-аналитического отдела Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Лысенко, в России оказались 171 военнослужащий и 140 пограничников. Впрочем, точное количество здесь вряд ли так уж важно. Дело в другом. В начале лета руководство антитеррористической операции (АТО), которую Киев проводит против ДНР и ЛНР, победоносно заявляло о скором окончании так называемой активной фазы противостояния. Причиной для оптимизма явилось наступление украинской армии вдоль границы с Россией, резко сократившее участок границы, находившийся под контролем ополченцев. По мнению украинского командования, таким образом самопровозглашённые республики будут фактически отрезаны от любой помощи из России. Однако на деле пятитысячная группировка украинских войск сама оказалась блокирована. Поначалу снабжение осуществлялось по воздуху, но после катастрофы малайзийского «Боинга» полёты прекратились. Тогда-то украинские военные и стали в массовом порядке переходить границу с белым флагом.

Дорогие дезертиры!

«В течение двух недель мы практически отбивались без боеприпасов и топлива. Кормить людей у меня не было возможности практически больше двух недель», – рассказал командир одной из перешедших границу частей майор Виталий Дубиняк. По его словам, в последние дни ситуация стала совсем безнадёжной – из центра военные получали лишь команды «держитесь!». «А в последнюю неделю с нами даже не выходили на связь – они нас уже похоронили, – рассказал Дубиняк. – Чтобы сохранить людей, командирами подразделений было принято решение на переход границы с Россией». При этом технику и вооружение украинским военным пришлось оставить. Сейчас все перешедшие проходят проверку – российские военные специалисты должны убедиться, что перед ними не шпионы и не диверсанты. Раненым оказывается медицинская помощь, нескольким потребовалась госпитализация. К многочисленным лагерям беженцев из Донецка и Луганска, которые специалисты российского МЧС развернули вблизи границы с Украиной, теперь прибавился ещё и специальный лагерь для украинских военнослужащих. Правда, статус его неясен – Россия не является стороной конфликта и украинских военных в плен не брала. После стандартной проверки каждому украинскому солдату предоставляется выбор – вернуться к себе или остаться в России, обратившись с просьбой об убежище. Выбор этот непростой: на родине этим солдатам рады далеко не все.

Еду я на родину

Дело в том, что свыше 40 бойцов 51-й отдельной механизированной бригады ВС Украины, вернувшихся из России на родину, уже предстали перед украинским судом: военнослужащих в возрасте от 18 до 30 лет, которые пересекли российскую границу, обвиняют в дезертирстве. По версии следствия, солдаты сдали военные позиции и перешли на сторону противника. Тот факт, что оставить позиции солдат вынудило фактически предательство со стороны высшего командования, загнавшего пятитысячную группировку в «котёл», прокуратуру не заинтересовал. Равно как и ответ на простой вопрос: почему же «дезертиры» не пожелали остаться в России, а все как один вернулись на родину? Сами бойцы утверждают: на сторону ополченцев они не переходили, а свои позиции оставили, потому что не хотели бессмысленно умирать. После 10 дней ожесточённых боёв и пребывания в осаде у них закончились вода и боеприпасы, их обстреливали из тяжёлого вооружения, а военное руководство про них просто забыло. На переход границы солдаты решились лишь после того, как их бросил на произвол судьбы собственный командир. Когда вся эта информация стала достоянием гласности, даже украинский суд не решился арестовать тех, кого киевские власти с такой лёгкостью именуют дезертирами и предателями. Кстати, солдаты честно рассказывают: российские военные им предлагали обратиться с просьбой об убежище, предупреждая, что на родине их ждёт суд. Представители военной прокуратуры уже потребовали для вернувшихся ребят сначала 2 месяца ареста, а в перспективе – 10 лет тюрьмы. Неудивительно, что подобное отношение к тем, кого собственное командование своими неумелыми действиями сначала фактически обрекло на гибель, а потом выживших объявило дезертирами и военными преступниками, никак не поднимает боевой дух других бойцов украинской армии. По мнению украинских военных экспертов, теперь уже не один солдат задумается над тем, стоит ли брать в руки оружие и защищать тех, кто завтра же его и «сдаст». Тем временем в Житомире командир одной из частей попросил городские власти обнародовать списки солдат, призванных в украинскую армию в ходе очередной мобилизации, которые самовольно покинули расположение воинской части. «С целью демонстрации их позорного поступка прошу опубликовать данные списки в местных и областных печатных изданиях, известить органы власти по месту их жительства», – написал он. Всё это выглядит как попытка переложить ответственность за всё более многочисленные неудачи, которые терпит украинская армия, с высшего руководства на простых солдат и офицеров. При этом масштабы борьбы с «дезертирством» растут день ото дня: генпрокурор Украины Виталий Ярема в начале августа сообщил, что по соответствующим статьям заведено более полусотни уголовных дел, фигурантами которых являются свыше полутора тысяч человек. Однако репрессии вряд ли помогут мобилизовать необходимое количество военных: во многих регионах Украины семьи прячут призывников, блокируют военные комиссариаты и жгут повестки о призыве.

По теме

В свою очередь, те, кому удалось вырваться из окружения, обещают больше оружия в руки не брать. «Не знаю, как буду смотреть в глаза матерям своих погибших пацанов, – признаётся майор Дубиняк. – Но знаю точно, что эту гражданскую бойню надо прекращать. Я уже насмотрелся на слёзы местных жителей и на мучения своих ребят. Главное – мы живы. А с остальным будем разбираться, когда вернёмся домой».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.08.2014 20:19
Комментарии 0
Наверх