Версия // Власть // Россия не готова воевать за Сирию

Россия не готова воевать за Сирию

2464

Асадное положение

Темур Козаев
В разделе

Ситуация в Сирии после химической атаки 21 августа в пригороде Дамаска становится всё более непредсказуемой. Ведущие страны НАТО, включая США, Францию и Великобританию, и Турция приводят свои армии в состояние повышенной боевой готовности и рассматривают возможные варианты военного вмешательства в Сирию, заявляя, что проведут военную операцию в Сирии даже в том случае, если данное решение не будет поддержано Совбезом ООН. Угроза международной военной операции в Сирии становится всё более реальной, а шансы на урегулирование ситуации дипломатическим путём катастрофически снижаются. «Наша Версия» разбиралась, как может развиваться военный конфликт и какую роль в нём будет играть Россия.

События вокруг Сирии меняются с калейдоскопической быстротой. Пентагон за­явил, что Америка разработала сценарии применения силы против правительства Сирии в связи с использованием химического оружия, но не планирует полномасштабную военную операцию, а только устрашающую ракетную атаку, которая продлится всего несколько дней. Такую «гуманность» американцы объясняют тем, что вроде не хотят оказывать влияние на ход военных действий в Сирии и предпринимать попытку силового смещения президента Башара Асада. Оказывается, цель Белого дома – наказать сирийский режим за использование химического оружия и предостеречь другие авторитарные режимы от подобных действий.

Признаки надвигающейся войны

По сообщению некоторых источников, переговоры о вторжении в Сирию в настоящее время ведут военные из Саудовской Аравии, Катара, Турции, Великобритании, Франции, Германии, Италии, США и Канады. Скорее всего по итогам этих консультаций и будет принято решение о создании антисирийской коалиции и утверждён военный сценарий. Вероятно, в коалицию войдёт и Израиль, чья разведка также рапортовала о получении неопровержимых сведений о применении властями Сирии химоружия.

Тем временем эксперты делают предположения о том, как на самом деле будут развиваться события в случае принятия странами НАТО военного решения. Детализации возможных сценариев нет, но наброски предстоящей операции вырисовываются всё отчётливее. США значительно наращивают группировку своих ВМС в зоне возможного военного конфликта. К авианосной ударной группе во главе с авианосцем Nimitz, действующей вблизи возможного театра военных действий, в ближайшее время подключится авианосец того же типа Harry S. Truman в сопровождении двух ракетных крейсеров и двух эсминцев. Ещё один признак надвигающийся войны: эсминец Маhan, у которого закончился срок дежурства, остаётся в регионе, видимо, до конца операции. И без того немалую группировку ВМС США в Средиземноморье и Персидском заливе в скором времени ждёт усиление кораблями союзников по НАТО. Великобритания и Франция заявили о готовности к военной интервенции. Минобороны Великобритании сразу же начало наращивать группировку своих военных кораблей в восточной части Средиземного моря. Кроме того, главный союзник США уже перебросил дополнительные военные самолёты на свою авиабазу на Кипре, которая расположена всего в 160 километрах от побережья Сирии. Аэродром в Акротири, как ожидается, вновь станет основным транспортным узлом военной кампании. В этом качестве его использовали во время международной операции в Ливии два года назад.

Ожидается, что главными целями станут позиции сирийских войск и объекты правительственной инфраструктуры. Предполагается, что удары будут наноситься дистанционно с кораблей, расположенных в Средиземном море, в первую очередь высокоточными крылатыми ракетами Tomahawk, и с самолётов, базирующихся на авианосцах. К операции могут быть подключены и стратегические бомбардировщики с ближайших военных баз. При этом нужно заметить, что авиация не будет входить в зону действия сирийских средств ПВО, поражать цели будут на безопасном расстоянии с применением высокоточного оружия.

Ракетные обстрелы и бомбардировки затронут ключевые объекты военной сирийской инфраструктуры, чтобы снизить боеспособность сирийской армии. Как замечают военные эксперты, подобные удары по большому счёту имеют только политическое и психологическое значение, в военном отношении они не выходят за рамки тактического эффекта. Основными целями станут системы противовоздушной обороны, командные и координационные пункты, правительственные здания, ракетные склады и базы. Также американцы собираются уничтожать соединения, на вооружении которых стоят средства доставки химического оружия. К примеру, одной из основных целей эксперты называют самую боеспособную 4-ю танковую дивизию сирийской армии, которой командует младший брат президента Махер Асад, именно его подозревают в использовании химоружия 21 августа.

Дальше для доразведки целей будут использоваться беспилотные летательные аппараты. И хотя западная коалиция не настроена полноценно втягиваться в сирийскую войну, эксперты предсказывают, что проводить операции на земле всё же придётся. Только так будет возможно предотвратить тотальную гражданскую резню в ослабленном государстве и не дать террористам завладеть запасами оружия, в том числе массового поражения. Это как минимум потребует установления наземных «зон контроля», для чего необходимо будет использовать силы спецназа.

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, дальше многое будет зависеть от реакции на агрессию Сирии. Однако, если вспомнить, что Дамаск так и не отреагировал на неоднократные бомбёжки израильских ВВС, которые весной этого года не один раз наносили удары по объектам военной инфраструктуры, можно предположить, что при новых обстрелах реакция также не выйдет за рамки угрожающих заявлений.

Сергей Лавров призвал западные страны не вторгаться в Сирию

Единственной страной, которая ещё может остановить войну в Сирии, остаётся Россия, которая пытается это делать, активно выступая против военного вмешательства. Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал западные страны не вторгаться в Сирию без мандата ООН. Начало военной операции он назвал «большой ошибкой». Напомним, что в этом регионе аналогичная ситуация уже была в 1957 году. Тогда атаке американского флота и вторжению турецких войск помешали резкие заявления Никиты Хрущёва и отправка в регион советских кораблей.

Причина, почему у России такой интерес в этом регионе, существенна: в Сирии размещается последняя российская военная база в дальнем зарубежье. Официально военный объект в Тартусе значится как пункт материально-технического обеспечения, но тем не менее для России он имеет стратегическое значение, поскольку снабжает всем необходимым военные корабли, выполняющие задачи в Ближневосточном регионе, в Атлантике, у берегов Африки, в Персидском заливе. Есть и экономическая составляющая: Дамаск – постоянный покупатель российского оружия, доля которого в сирийской армии составляет более 70%.

Ещё совсем недавно периодически появлялись сообщения российского Минобороны, что столь важного парт­нёра Россия готова защищать даже с оружием в руках. Например, полгода назад официально было заявлено, что корабли ВМФ России будут находиться в этом регионе на постоянной основе на страже геополитических интересов страны. Россия всеми возможными средствами демонстрировала силу в этом регионе: в январе 2012 года в Тартусе побывала корабельная авиа­носная группа во главе с флагманом российского флота тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». В начале года намекали, что Минобороны России начало интенсивную подготовку частей и подразделений для действий в Сирии. Предполагалось, что воевать в этой стране будут 76-я десантно-штурмовая дивизия ВДВ, 15-я общевойсковая бригада Центрального военного округа, а также спецподразделения, укомплектованные чеченцами, которые ранее служили в спецбатальонах ГРУ «Запад» и «Восток». Однако эта информация не нашла подтверждения, но, по оценкам военных экспертов, эти вбросы были сделаны намеренно в рамках информационной войны, главная цель которой убедить всех, что Россия не остановится ни перед чем, поддерживая своих сирийских друзей.

Соединение ВМФ ведёт наблюдение за действиями натовских ВМС

Однако сейчас, когда ситуация в регионе действительно становится критичной, российские власти, похоже, не хотят создавать у мирового сообщества даже подозрения насчёт своего участия в боевых действиях. Так, Мин­обороны РФ, по имеющимся данным, не решается даже усилить группировку ВМС в Средиземном море. При этом по странному стечению обстоятельств ВМФ России заблаговременно вывел свою основную военно-морскую группировку из Средиземноморья. В июле 2013 года часть российских военных кораблей убыла в пункты постоянной дислокации на Северный и Балтийский флоты. А флагман Черноморского флота крейсер «Москва» с кораб­лями обеспечения сегодня находится в другом конце света – у бегов Латинской Америки. В военном ведомстве заявляют, что не получали каких-либо указаний по наращиванию сил средиземноморской группировки ВМФ и что российские корабли и без дополнительных мер находятся в достаточной степени боевой готовности к решению внезапно возникающих задач. Средиземноморское соединение ВМФ, в частности, ведёт пристальное наблюдение за действиями натовских ВМС в регионе и готово при резком обострении ситуации вывести под свою защиту плавмастерскую ПМ-138, находящуюся в настоящее время на российской базе в Тартусе.

Уже официально объявлено, что в случае нападения на Сирию Россия будет использовать только дипломатические возможности. Основная причина, конечно, не в возросшем миролюбии России, а в слабости Российской армии. Это 56 лет назад у Советского Союза был один из самых мощных флотов и крупные военные базы были натыканы в этом регионе: в соседнем Египте и в близлежащих Болгарии и Албании. Сегодня, кроме как увещевать, у России нет никаких рычагов давления, с помощью которых можно подействовать на страны антисирийской коалиции. По мнению Александра Храмчихина, ввод российских кораблей в Средиземное море совершенно бесполезен, «особенно, если учитывать, что у России, даже суммируя потенциал всех трёх флотов, осталось не так много боеготовых кораблей, способных без инцидентов своим ходом хотя бы дойти до района вооружённого конфликта». Не говоря уже о том, чтобы соперничать в современной войне с более «свежими» и технологичными кораблями НАТО. По мнению эксперта, Россия в этой ситуации, кроме поставок ограниченных партий оружия, доставка которого затруднена по естественным географическим причинам, мало что может сделать.

Согласно оценкам экспертов, Россия сегодня действительно оказывает полуподпольную военную помощь сирийским властям. О том, что поставки оружия в осаждённую страну продолжаются, намекнул президент Сирии, заявив, что Россия чётко исполняет военные контракты. Судя по неофициальной информации, сирийская армия успела частично усилиться новыми системами вооружения, в страну были поставлены современные российские комплексы ПВО ближнего и среднего радиуса действия. Так что в случае силового сценария против Дамаска Россия и США, как во времена холодной войны, снова будут находиться по разные стороны баррикад. Конечно, до прямого военного противостояния дело скорее всего не дойдёт. Однако эксперты предполагают, что наличие в сирийской армии сложной в техническом отношении военной техники, особенно ракет, средств ПВО, требует присутствия военно-технических специалистов из страны-производителя. При этом информация о возможности нахождения в Сирии российских военспецов и советников до сих пор не опровергалась. В любом случае, если применение российского вооружения вызовет потери у США и их союзников, это в лучшем случае негативно отра­зится на военных отношениях России с США и другими странами НАТО.

P.S. Когда номер уже был готов к печати, из Брюсселя поступила информация, что по крайней мере 12 стран НАТО уже отказались от участия в операции против Сирии, если её не санкционирует Совет Безопасности ООН. По данным из различных источников, в число стран, которые не намерены посылать свои войска в Сирию, входят в том числе и главные союзники США – Италия и Германия. Такая реакция последовала после того, как 29 августа в парламенте Великобритании выразили критическое отношение к возможности военной операции против этой страны.

Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем (АГП), доктор исторических наук, в 1996—2001 годах – начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, генерал-полковник:

– По моему мнению, российские власти делают далеко не всё, чтобы решить проблему Сирии мирным путём. Идёт какая-то торговля, которая непременно приведёт к войне. Американцы на протяжении последних лет планомерно готовят операцию против Сирии, вовлекая в предстоящую войну Саудовскую Аравию, Катар и Турцию. К примеру, Турция уже предоставила свою территорию для развёртывания штабных структур, разрешила установку американских зенитных ракетных комплексов Patriot. Но, несмотря на все усилия, США не могут добиться нужных им результатов, поэтому сейчас решили пойти ва-банк. Чтобы предотвратить войну, нужно созвать Совет Безопасности ООН, предложить проект резолюции, осуждающий агрессию против независимого государства, в конце концов, провести консультации с Китаем, который выступает на нашей стороне. В случае агрессии против Сирии объявить о выходе из договора между Россией и НАТО, который был установлен в 1991 году, когда Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. Необходимо прекратить сотрудничество со всеми странами, входящими в эту организацию. Совместно со странами БРИКС сформировать международные миротворческие силы. Если же война начнётся, необходимо Сирии, как субъекту международных и межгосударственных отношений, предоставить всё необходимое для защиты от агрессии. Если Россия не вмешается сейчас, то мы очень скоро на себе ощутим последствия пересмотра устоявшегося миропорядка. У нас не будет в этом большом и стратегически важном регионе даже места для захода наших боевых кораблей, далее для нас закроют черноморские проливы Босфор и Дарданеллы и запрут наш Черноморский флот в Чёрном море. Следующим объектом агрессии наверняка станет Иран, и тогда мы отовсюду почувствуем военное давление. В перспективе Россию вытеснят из Каспийского региона и подожгут Кавказ.

Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем (АГП), доктор исторических наук, в 1996—2001 годах  – начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем (АГП), доктор исторических наук, в 1996—2001 годах – начальник главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, генерал-полковник

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2013 14:46
Комментарии 0
Наверх