Версия // Власть // В этом году у Минобороны украли 4,4 миллиарда рублей

В этом году у Минобороны украли 4,4 миллиарда рублей

4737

Щит и карман

Экс-министр обороны Анатолий Сердюков, считают эксперты, может из свидетеля стать обвиняемым Фото: РИА Новости
В разделе

На прошлой неделе Главное военное следственное управление Следственного комитета России возбудило очередное уголовное дело, основными фигурантами которого могут стать экс-министр обороны Анатолий Сердюков и бывший руководитель департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. На этот раз речь идёт о земельной афере на 1 млрд рублей: чиновники украли в Ленинградской области часть полигона площадью 613 гектаров. «Наша Версия» разбиралась, как в последние годы в военном ведомстве эволюционирует преступность.

Ранее в Главной военной прокуратуре сообщили об астрономическом росте масштабов коррупционных преступлений в Минобороны. Только в течение 2013 года общая сумма от многочисленных махинаций составила 4,4 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос в 5,5 раза. В общей сложности в этом году выявлено свыше 7 тыс. фактов коррупции. К административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 1,1 тыс. нарушителей закона, в отношении 505 лиц возбуждены уголовные дела. При этом наметилась тенденция: общее количество преступлений в армии снижается, но доля правонарушений, связанных с хищением финансов, неизменно растёт: на сегодняшний день это уже каждое пятое преступление. Так, например, количество выявленных фактов мошенничества с использованием служебного положения в 2013 году выросло почти в 1,5 раза. Также сохраняется высоким уровень взяточничества, должностных подлогов, превышения должностных полномочий из корыстных побуждений.

Военный аутсорсинг: через открытые шлюзы ушли миллионы

Прокуратура ещё никогда так жёстко не оценивала военное министерство. Правоохранители прямо заявляют, что в армейской структуре действует отлаженная система – через подконтрольные Министерству обороны акционерные общества уводят деньги из государственной казны. При этом в военной прокуратуре особо акцентируют внимание на том, что процветание коррупции в Российской армии «началось сверху» при Анатолии Сердюкове. В первую очередь критике подвергается решение Минобороны, которое предыдущее руководство военного ведомства считало своим любимым достижением: о передаче части своих функций сторонним организациям. Например, эксплуатацию, содержание и обслуживание объектов военной инфраструктуры. Так называемый военный аутсорсинг привёл к преступлениям, потери от которых составили сотни миллионов рублей. Например, выявлены нарушения при проведении конкурсов с привлечением к исполнению государственных контрактов посредников и фирм-однодневок, не обладающих ни производственными, ни трудовыми ресурсами.

Но наиболее подвержены коррупции, по словам прокуроров, сферы распределения и использования средств федерального бюджета, выделяемых на государственный оборонный заказ. Военные прокуроры отрапортовали: им удалось вернуть государству свыше 1,3 млрд рублей из похищенных бюджетных средств.

Выявленные факты нарушений – лишь видимая часть айсберга

Как считает ряд экспертов, выявленные коррупционные преступления являются тяжёлым наследием, доставшимся от предыдущего руководства Миноб­ороны. Самым крупным оказалось дело «Оборонсервиса», расследование которого началось в октябре 2012 года. С каждым месяцем суммы ущерба увеличиваются в геометрической прогрессии. По скандальному делу о массовых хищениях в Минобороны проходит, как известно, и сам бывший министр, правда, пока как свидетель. По мнению экспертов, факты нарушений, выявленные прокуратурой, являются только видимой частью айсберга и в будущем будут вскрыты ещё более масштабные нарушения. И ещё один неоспоримый факт: созданные при Сердюкове структуры и мошеннические схемы, придуманные для разворовывания денег, продолжают эффективно работать. Напомним, что вскрыть некоторые из них удалось только благодаря отставке бывшего главы Минобороны Анатолия Сердюкова. Раньше на конт­роль финансовой деятельности Миноб­ороны фактически было наложено табу. После того, как массовые проверки военного ведомства были санкционированы, сразу были возбуждены десятки уголовных дел, связанных с деятельностью ведомства.

По теме

Оценивая сложившуюся ситуацию, нынешний министр обороны Сергей Шойгу говорит о намерениях декоммерциализировать деятельность Минобороны. В первую очередь военные хотят избавиться от хозяйственных, строительных, закупочных и других функций, связанных с движением больших денежных средств, полагая, что только таким образом можно искоренить коррупцию в войсках. Позиция военного ведомства состоит в том, чтобы все сделки совершали уполномоченные государственные органы, а не как было раньше – сами военные или аффилированные с ними коммерческие структуры. Сейчас в Минобороны настаивают на передаче производственных мощностей в гражданскую сферу. Военные хотят заниматься только приёмкой готовой продукции, поэтому предпринимаются попытки возродить институты контроля, военпредов, идёт усиление контрольно-надзорных функций, включая контроль гособоронзаказа.

На смену вороватым генералам пришли эффектные дамы

Нынешняя жёсткая критика коррупционных проявлений в Минобороны вызывает стойкое дежавю. В 2007 году Анатолий Сердюков, едва заступив на должность министра обороны, в первом же интервью заявил, что он был «поражён уровнем воровства в армии». Это по тональности очень напоминает нынешние заявления военной прокуратуры. Напомним, что тогда, шесть лет назад, нового министра представляли как эффективного менеджера, говорили, что именно такой специалист нужен для проведения кардинальной реформы. По иронии судьбы именно этому человеку была отведена роль главного борца с воровством из военного бюджета, поскольку у него была репутация опытного финансиста, понимающего, что такое деньги, откуда они берутся и как их тратить.

Тогда же было выявлено множество фактов коррупции в войсках, но как-то подозрительно проворовавшиеся генералы попадали под суд избирательно. Как оказалось, у новых сотрудников Минобороны были дела поважнее – оттеснить старую команду и занять место у кормушки. По сути, ситуация с коррупцией в армии так и не изменилась, просто на смену вороватым генералам (которые, по всей видимости, были более осторожными и опытными, поскольку факты происшествий такого масштаба всплывали гораздо реже) пришли эффектные молодые женщины. Эксперты отмечают также тот факт, что за последние годы коррупция стала более централизованной, воровать позволяется только избранным. При этом весьма показательно, что, по данным военной прокуратуры, сегодня каждое третье коррупционное преступ­ление совершается государственными служащими и гражданским персоналом.

Руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок рассказал «Нашей Версии», что история с миграциями преступных групп может повториться. По мнению эксперта, сейчас постепенно команда Сердюкова будет вытесняться, а на их места будут приходить выходцы из МЧС, где в своё время тоже гремело немало коррупционных скандалов. Но что точно можно обозначить как положительный момент, так это то, что Анатолий Сердюков стал, пожалуй, первым российским министром обороны, отставка которого была мотивирована коррупционным скандалом, и, кажется, это признак того, что неприкасаемых даже в самых могучих ведомствах становится всё меньше.

P.S. Когда верстался номер

Хамовнический суд наложил арест на банковский счёт главной фигурантки по делу «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Сумма на сч\те не уточняется – тайна следствия. Возможно, там уже ничего и нет, ведь суд долго тянул с арестом, как будто специально давая возможность владелице счёта вывести с него деньги. Совокупный же ущерб государству от действий Васильевой прокуроры оценивают в 6 млрд рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.07.2013 16:13
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх