Версия // Власть // Нужно ли вернуть в Уголовный кодекс исключительную меру наказания?

Нужно ли вернуть в Уголовный кодекс исключительную меру наказания?

2506

Казнить нельзя помиловать

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Ровно 16 лет назад в России был приведён в исполнение последний смертный приговор. Между тем недавно ВЦИОМ провёл опрос общественного мнения, согласно которому 62% россиян высказались за введение смертной казни в качестве высшей меры наказания. Таковы данные социологического факультета МГУ имени Ломоносова.

Можно ли сегодня в России привести смертный приговор в исполнение? В Верховном суде на этот вопрос ответили отрицательно: «Нет, Россия строго придерживается международных договоров».

«В Государственной думе вопрос о применении смертной казни периодически выносится на обсуждение, однако заметного движения пока нет», – пояснил член Комитета по безопасности Борис Резник.

Мы пришли к этому постепенно. В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. 16 апреля 1997 года Россия подписала протокол № 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Несмотря на то что Шестой протокол так и не был ратифицирован в России, смертную казнь у нас запрещено применять согласно Венской конвенции. Она предписывает государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с этим договором до его ратификации.

В 1999 году Конституционный суд признал неправомерной возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны (суды присяжных на тот момент отсутствовали в Чечне). 10 лет спустя, в 2009 году, Конституционный суд признал невозможным назначение смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне ввиду того, что «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни». 1 января 2010 года суды присяжных в Чечне всё же заработали...

Это обстоятельство ещё больше подогрело дискуссию о смертной казни. Нарушает ли она права человека? Является ли фактором, сдерживающим преступность? Месть ли это преступнику, и если месть, то имеет ли общество право на неё? На все эти вопросы по-разному отвечают учёные, политики, деятели культуры, юристы. Такого разброса мнений нет, пожалуй, больше нигде. Президент, например, против восстановления смертной казни. Его позиция такова: «Применяя смертную казнь в отношении своих граждан, даже преступников, государство воспитывает других своих граждан в жестокости и порождает вновь и вновь жестокость...» Такого же мнения придерживается и премьер-министр Дмитрий Медведев. Он не поддержал в своё время предложение Геннадия Зюганова казнить террористов, зато предложил ужесточить наказание для их пособников.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже за смертную казнь. По его мнению, её введение сократит число преступлений. Жириновский считает, что заслуживают смертной казни, к примеру, виновники аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, крушения теплохода «Булгария», ответственные за крушение самолётов. Жириновский не боится международных санкций: «Нас могут исключить из Совета Европы, но безопасность наших граждан нам дороже, чем членство в политической организации». В качестве «профилактики» от судебных ошибок Жириновский предлагает казнить судей и следователей, выносящих ошибочные приговоры...

По теме

Партия «Справедливая Россия», а также Михаил Прохоров выступают категорически против возобновления смертной казни. Что касается «Единой России», то там разброс мнений на все 360 градусов. Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая – за смертную казнь, бывший вице-спикер Любовь Слиска – за смертную казнь для педофилов. Известно также, что Борис Грызлов в бытность спикером Государственной думы заявил, что Россия не будет ратифицировать Шестой протокол об отмене смертной казни из-за угроз терроризма.

Статистика выдаёт безжалостные цифры: ежегодно в России регистрируется до 30 тыс. убийств. Но если добавить к этой цифре неопознанные трупы, без вести пропавших, эта жуткая цифра многократно возрастёт. Для сравнения: за 10 лет войны в Афганистане было убито 15 тыс. наших солдат. А здесь за один год в два раза больше! Каждый час в России, по статистике, совершается 3–4 убийства.

Сторонники «гуманного отношения к личности» часто ссылаются на опыт западных стран, в частности Соединённых Штатов. Но там в некоторых Штатах не стесняются отправлять на электрический стул, причём даже женщин и подростков. Говоря об опасности введения смертной казни, многие думают о высокой вероятности судебных ошибок. Около 70% опрошенных россиян считают себя не защищёнными от судебного произвола. И это главный довод против смертной казни: могут засудить невиновного человека. И далеко за примерами ходить не надо. Арестованный по подозрению в изнасиловании пятилетнего Богдана Прахова Дмитрий Семёнов оговорил себя, признавшись в убийстве. Показания из него в прямом смысле слова выбивали путём избиений.

Альтернативой смертной казни считают пожизненное заключение. Однако даже в Комиссии по помилованию думают, что это несравнимо более тяжкое и мучительное наказание, чем смертная казнь. К слову, живут приговорённые к пожизненному заключению в среднем 5–7 лет. И не аморально ли это – содержать пожизненно убийц за счёт налогоплательщиков, в числе которых и жертвы преступлений?

Сегодня смертная казнь распространена во многих странах. И тем не менее мир постепенно приходит к её отмене. К началу XX века это произошло в 72 странах, ещё в 30 она было отменена де-факто. Причём в тех странах, где смертная казнь сохраняется, она никак не способствует снижению преступности. Да, в некоторых государствах сочли, что пожизненное заключение как альтернатива смертной казни может исправить ситуацию с преступностью. Но оказалось, что и это отнюдь не панацея. Уровень криминала остался прежним.

Вообще, историки уверяют, что смертная казнь возникла в Древней Руси как продолжение обычаев кровной мести. Она была окончательно отменена только сыновьями Ярослава Владимировича и заменена денежными штрафами. Впоследствии смертная казнь возобновилась в качестве наказания за измену, мятеж и преступления против христианской веры.

Так, может быть, жестокость у россиян в крови? И смертная казнь – часть наших национальных традиций? Обратимся к истории. Первая российская «конституция» – судебник. Судебник 1497 года предусматривал назначение смертной казни за убийство своего господина, разбой, повторную кражу, измену, государственные и религиозные преступления.

В Российской империи смертная казнь предусматривалась всеми уголовно-правовыми актами. Однако Уложение 1845 года карало смертной казнью за государственные преступления, изнасилование, грабёж, уничтожение чужого имущества, причём только после решения царя. При наличии смягчающих обстоятельств её заменяли пожизненной каторгой (...) С 1893 года было разрешено применение смертной казни военными судами за убийство работников железной дороги и пассажиров поездов «туземцами в Кавказском крае и Ставропольской губернии». Во второй половине XIX века ежегодно казнили от 10 до 50 лиц.

УК РСФСР от 1922 года существенно расширил перечень преступлений, за которые полагалась смертная казнь. В их число, в частности, были включены «должностные преступления» – вынесение неправильного приговора, незаконное задержание, принуждение к даче показаний при допросе, получение взятки. Казнили также «за нарушение правил об отделении церкви от государства», «за заключение убыточных договоров», «за хищение из государственных складов и растрату». Положение «О воинских преступлениях» от 1927 года содержало уже 20 статей со смертной казнью в качестве наказания. В 30-х годах это Положение, разумеется, постоянно пополнялось новыми статьями.

По УК РСФСР 1960 года смертной казнью наказывались за государственные преступления, убийство, бандитизм – всего около 30 составов. В 1962 году восстановили высшую меру за взяточничество. При Хрущёве снова стали казнить за экономические преступления. К 1989 году число составов преступлений, за которые полагалась смертная казнь, снизилось до 23. В начале 90-х, перед отменой смертной казни, к высшей мере наказания приговаривали в год около сотни человек. Делалось это судами выборочно, с учётом исключительных обстоятельств...

Читая исторические справки, уличить российское законодательство в жестокости можно едва ли. В православной российской традиции скорее милость и всепрощение.

Получается, что смертная казнь – не просто мера наказания, а категория политико-правовая и духовно-нравственная. Чтобы уметь прощать, общество должно стать достаточно умным, состоятельным и нравственным. Поэтому лично мне кажется, что смертную казнь не надо было спешно отменять в связи с мало понятным большинству россиян аргументом – вступлением в Совет Европы. Эту меру надо было выстрадать, понять и принять. Только в этом случае мы были бы готовы к такой степени толерантности и всепрощения.

Пока все эти проблемы не решены, смертная казнь в России так и останется зашифрованной формулой без знаков препинания: «Казнить нельзя помиловать».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.09.2012 15:47
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх