Версия // Культура // Сергей Минаев: Мой герой давно бы свалил из отечества

Сергей Минаев: Мой герой давно бы свалил из отечества

2989
фото: ИТРА-ТАСС
В разделе

По итогам первых дней проката, с 4 по 7 октября 2012 года, верхнюю строчку в таблице кассовых сборов в российском прокате занял фильм «ДухLess». Экранизация одноимённого бестселлера собрала за стартовый уик-энд более 160 млн рублей. В то же время его автор Сергей Минаев считает журналистику совершенно бессмысленным делом и в течение полутора лет отказывал всем в интервью, ограничиваясь лишь краткими комментариями. Обозревателю «Нашей Версии» с большим трудом удалось добиться согласия на полноценный разговор.

– Финалы книги и фильма отличаются. Какой вам нравится больше?

– Как в фильме. Я не буду спорить и обсуждать финал в фильме, но мне показалось, что он более убедительный. К сожалению, когда я работал над книгой, мне такое завершение и в голову не могло прийти.

– Почему именно «ДухLess» стал так популярен?

– Я написал то, о чём все говорили на кухнях, клубах, на работе, попал в своё время. Успех – это всегда три фактора: продукт, время и место. Я попал в нерв. Тогда было начало эпохи всеобщего накопления капитала, люди зарабатывали деньги, это было начало хлебных нулевых. И тогда порой казалось, что мир принадлежит нам. Но я никогда не пытался попасть в нерв, я обычно пишу историю, раскапываю свои переживания, и если ты говоришь в унисон с поколением, то ты попадаешь, нет – просто брюзжишь.

– Однажды вы сказали, что писать начали от скуки. В то время вы занимались бизнесом, причём винным. Как это занятие может быть скучным?

– Как и все виды бизнеса. Не важно, что ты продаёшь – сардельки или прокладки, ты каждый год говоришь одни и те же слова, и меняются лишь цифры. Это очень скучно. Это техническая работа, такая же, как работа грузчика, я это знаю на своём опыте, только более высокооплачиваемая.

Я писал вначале в своём блоге, потом вёл колонку в интернет-издании, эти колонки стали очень популярными. А потом как-то так сложилось, что за восемь месяцев я написал книгу. Принёс её в АСТ, её выпустили, и начался ажиотаж.

– Первый показ фильма «ДухLess» открыл ХХХIV Московский международный кинофестиваль. А на последовавшей за показом пресс-конференции из-за шутки об источнике финансирования фильма едва не разразился скандал. Что там произошло? Можно несколько слов?..

– В первом ряду сидела довольно пожилая женщина, как я понял, кинокритик. И она сказала примерно следующее: «Вы знаете, я, посмотрев фильм, поняла, что он снят на деньги сутенёров и владельцев ночных клубов, там очень много эротики и прочей всякой пошлости».

– А каким бы был герой «ДухLess» сейчас?

– Думаю, что он давно бы свалил из нашего богоспасаемого отечества.

– У книги и фильма есть подзаголовок – «Повесть о ненастоящем человеке». А каким должен быть настоящий?

– Я несколько раз участвовал в дискуссиях на тему, кто он – герой нашего времени? Безусловно, в последние 20 лет, если у нас героями были бандиты и проститутки, в нулевых – менеджерьё, то, конечно, все они со знаком минус. Простых героев у нас не показывают, они те, кто просто, честно и незаметно делает свою работу: работают врачами на «скорой помощи» или пилотами гражданской авиации. Что касается пилотов, то для меня это абсолютные герои. Но о них не пишут, так как главным условием проявления героизма для них считаются военные действия. А сейчас мне, например, трудно ответить на этот вопрос.

По теме

– А можно ли написать повесть о настоящем человеке?

– Если бы у меня был образ, я бы написал. Нужен сюжет. Для меня профессия лётчика далека, так же как и каждому из нас, мы его практически не видим за железной дверью. Это момент жизни между смертью и приземлением. Но, наверное, это было бы интересно.

– В отличие от профессии лётчика вы прекрасно знаете все нюансы работы пиарщика, в чём убеждали нас и своей жизнью, и жизнью героев ваших произведений. Как считаете, пиар-технологии российских выборов копируют западные или всё же чем-то отличаются?

– В нашей стране не такой большой рынок, как в Америке или Европе, но у нас очень серьёзные технологи, или, если позволите, spin-доктора. Чем они отличаются? В других странах нет такого государственного ресурса, многие вещи в политике Европы и Америки решаются за счёт технологий, а не при помощи телефонного звонка из одного кабинета в другой. Но у нас действительно очень креативные ребята работают на этом поле, и декабрьско-январско-мартовские события тому подтверждение.

– А куда подевался ваш «Честный понедельник» из эфирной сетки телеканала НТВ?

– Мы ещё в январе договорились с руководством телеканала закрыть этот проект в связи с тем, что я начинаю делать собственное телевидение в Интернете, которое стартанёт в ноябре.

Мы будем показывать всю картинку происходящей жизни, показывать то, что видим своими глазами. К нам на эфиры любой зритель может приходить наравне в VIP-гостями, всё будет так же, как у меня сделано в моей программе «Минаев live», и зрители будут звонить по скайпу и обсуждать картину сегодняшнего дня.

– Кто из VIP-персон вас привлекает как герой для вашего ТВ?

– Много кто... Очень бы хотелось поговорить с Земфирой* и Горбачёвым. Но пока не удаётся, у каждого своё расписание.

– Какую из ваших книг вы считаете самой удачной?

– Если судить по тиражу, то «ДухLess», если с точки зрения литературы, то, как считают и редакторы издательства, и критики, – «Р.А.Б.», и я, пожалуй, к их мнению присоединюсь, хотя моя последняя книга отвечает сегодняшнему мне.

– Это книга названа «Москва, я не люблю тебя». Если можно, скажите несколько слов о новой книге.

– А что говорить? Это очередная книга писателя Минаева, не думаю, что её появление станет таким же событием, как и мои первые писательские труды. Я не занимался её рекламной кампанией. Мы её выпустили с издательством, и всё, и она заняла свои места, как обычно, а потом уступила их новинкам – работам других писателей. А что касается титла, то он вполне оправдывает время. Если вы что-то об этом слышали, то на Красной Пресне около высотки стали снимать всю историческую брусчатку, и никому до этого нет дела, и туда ляжет уродливая плитка, и, наверное, все будут довольны, если мы этого не остановим. Я с завтрашнего дня начну этим заниматься. Это то, что касается Москвы, она меняется таким отвратительным образом.

– Вы по образованию историк и окончили РГГУ по специальности «Отечественная история новейшего времени». А какая была тема вашей дипломной работы?

– Союзный договор и история Михаила Горбачёва. Последние дни Советского Союза.

– В своих книгах вы часто цитируете группу «Кровосток». Почему?

– Мне кажется, что сейчас не то чтобы рэп – доминирующая культура, но он сейчас на пике и будет развиваться. У нас много талантливых ребят, многих из них я приглашал к себе в «Минаев Live». Эта аудитория мне интересна, в ней нет пошлости «фабрик звёзд» и всего прочего развесистого разнообразия отечественного ТВ, и она очень честная. А группа «Кровосток» – замечательные ребята, которые обстёбывают 90-е. Понятно, что они нигде не сидели, но у них потрясающие тексты, хороший слог и довольно едкая сатира.

– Вы ещё и снимались в паре клипов...

– Я снялся у Васи Обломова и у группы «Каста».

– Более того, порекомендовали Обломова как автора главной песни фильма «ДухLess». Почему?

– Мне кажется, что Вася Обломов – автор, который поёт о сегодняшнем дне. У него довольно политизированные тексты, едкие и сатирические, и поэтому мне показалось это уместным в «ДухLessе», не в книге, а в фильме. Многое из того, о чём поёт Обломов, показано в этом фильме.

– А однажды случилась не очень красивая история с владельцами прав Лу Рида и группы The Smiths...

– Нет, это была не некрасивая история, а дебильная. Когда московское представительство компании EMI-records решило предъявить мне и издательству АСТ иск за то, что я использовал в качестве эпиграфа строчки из композиции The Smiths: There is a light that never goes out. Я цитировал, а не делал акустическую обработку. Я ничего не менял. Понятно, что сидят ребята в московском представительстве, они целыми днями ничего не делают, понятно, что с пиратами они бороться не могут, потому что, если они прикроют один нелегальный завод, их тупо расстреляют. Положат, и моментально, на ровном месте. И они это понимают. А артистами они не занимаются, потому что не умеют этого делать. И вдруг выходит книга, и они пытаются отсудить по смежным правам. И так и полезли в бой.

– А ведь вы писали эту книгу о себе. Это так?

– Да.

– Когда-то, в 1999 году, вы пришли простым менеджером, а через несколько лет стали совладельцем крупного алкогольного бренда...

– Да, была такая история.

– А как вам это удалось?

– Я много работал. И мне очень повезло с партнёрами. Мне всегда очень везёт на людей. Прямо реально везёт.

*
Певица Земфира внесена Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.10.2012 15:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх