Версия // Власть // Деньги на закупку новых вооружений не на что потратить, но их можно украсть

Деньги на закупку новых вооружений не на что потратить, но их можно украсть

2743

20 000 000 000 000 рублей пропадут в армии

Темур Козаев
В разделе

В конце февраля 2011 года военные заявили о грандиозных планах перевооружения армии. Первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин сообщил, что на закупку вооружений в ближайшие 10 лет планируется потратить около 20 трлн рублей. В результате к 2015 году доля современных образцов вооружений в войсках должна возрасти до 30%, а к 2020 году – до 70. Всего же в рамках государственной программы только ВМФ закупит 100 кораблей, включая 20 подлодок, 35 корветов и 15 фрегатов, 2 французских вертолётоносца, а ещё 2 таких же корабля будут построены на российских верфях по лицензии. Планируется купить также 10 зенитных ракетных комплексов С-500, более 600 самолётов и более тысячи вертолётов. Уже в этом году для Российской армии будет приобретено более 100 новейших отечественных вертолётов – Ми-28, Ми-26 и Ка-52. Приоритетом государственной программы перевооружения армии станет развитие стратегических ядерных сил. В течение 10 лет на воду будет спущено 8 атомных подводных лодок, на вооружении которых будут находиться межконтинентальные баллистические ракеты «Булава». Кроме того, будут модернизированы сверхзвуковые стратегические бомбардировщики- ракетоносцы Ту-160. Деньги также будут выделены на развитие орбитальной космической группировки. Ещё около 2 трлн рублей будет выделено на военную науку и опытно-конструкторские работы. Корреспондент «Нашей Версии» решил разобраться в ценообразовании на новое вооружение для Российской армии. И как оказалось, прайс на него сильно завышен.

Несмотря на оптимистические заявления военных, независимые эксперты подвергли критике программу перевооружения Российской армии. Военных аналитиков смущает тот факт, что до сих пор окончательно не сформирована структура Вооружённых сил, что не даёт возможности определить, какое вооружение и в каком количестве необходимо закупать. Кроме того, специалисты считают, что сумма, которая выделяется на закупку вооружения нашей армии, явно завышена – Российскую армию можно полностью перевооружить и за гораздо меньшие деньги. Поэтому звучат опасения, что значительная часть выделенных средств будет либо разворована, либо пущена на закупку дорогой и бесполезной техники. Такой, например, может стать покупка вертолётоносцев класса «Мистраль», подходящих больше для демонстрации военной мощи, нежели для обороны и участия в локальных конфликтах, которые провозглашаются в российской военной доктрине.

Как рассказал «Нашей Версии» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, планы перевооружения российских войск могут быть успешно реализованы лишь при условии жёсткого финансово-экономического контроля и принятия действенных мер по борьбе с коррупцией в сфере гособоронзаказа. Эксперт подчеркнул, что, для того чтобы армия успешно перевооружилась, нужно, чтобы чиновники Минобороны, которые до сих пор занимались одновременно заказом и закупкой вооружений, перестали получать доступ к деньгам. Функцию мониторинга цен и закупки необходимо передать другим ведомствам, считает эксперт, военные же должны заниматься только формированием цен на закупаемые вооружения. По данным нашего собеседника, в предыдущие годы почти половина средств, выделяемых на вооружения, с помощью различных схем, в том числе путём завышения закупочных цен, разворовывалась. Вероятно, поэтому в Минобороны в экстренном порядке меняется система закупок и за последний год ситуация с закупками вооружения изменилась. Поспособствовало этому создание в Минобороны департамента по ценообразованию продукции военного назначения. Предполагается, что цены на вооружение будут контролировать с помощью данных с последних военных салонов, а ход закупок и расходов будут отслеживать специально создаваемые под каждый конкретный случай экспертные группы. Кроме того, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рос-оборонпоставка) становится подотчётным Минобороны.

По информации из Минобороны, Анатолий Сердюков вводит в состав новых структур при Минобороны бывших специалистов Федеральной налоговой службы, которую он возглавлял перед приходом в военное ведомство. А они хорошо знакомы со сложными схемами увода денег. По всей видимости, дана команда включиться в работу и прокуратуре – не случайно по стране прокатилась волна отставок руководителей оборонных предприятий и военных конструкторских бюро.

И всё же многие эксперты отмечают, что, даже несмотря на предпринимаемые меры, полностью избавиться от коррупции при таких масштабных закупках практически невозможно. В первую очередь из-за закрытости военного ведомства, что исключает общественный контроль за тратой бюджетных средств. Именно это становится причиной того, что, по существующим независимым оценкам, «ставка отката» в Минобороны сегодня более чем в два раза превышает среднюю по стране, порой достигая 70%.

И это только одна беда. Уже прошлый, 2010 год показал, что грандиозные планы оснащения Российской армии современными видами вооружений оказались провальными из-за несогласованности действий Минобороны и оборонно-промышленного комплекса. Министр обороны доложил на днях президенту, что в 2010 году гособоронзаказ был реализован всего на 30%, в итоге армия и флот недополучили подводные лодки, учебные самолёты и бронетехнику. В частности, до сих пор не поступили на флот корвет проекта 20380, две подводные лодки проекта 955 и одна проекта 885. Из девяти планируемых к поставке самолётов Як-130 поставлено только шесть, из 151 единицы БМП-3 – всего 78.

В срыве поставок Минобороны обвиняет предприятия ОПК и предлагает применить к руководителям предприятий меры административного воздействия, которыми могут быть как штрафы, так и аресты. Однако, по информации «Нашей Версии», в срыве гособоронзаказа виновато и само военное ведомство, значительно задолжавшее предприятиям ОПК за уже выполненную работу. Сейчас военные в авральном порядке перечисляют деньги на счета оборонных предприятий.

Между тем ситуация в оборонно-промышленном комплексе действительно достаточно тревожна. По мнению экспертов, треть предприятий отрасли – фактические банкроты. Последние годы на разработку вооружений в России тратились минимальные средства, да и сегодня вложения в оборонные исследования и разработки в России в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Более двух третей технологий, обеспечивающих потребности производства, физически и морально устарели. Более половины станочного парка изношено полностью.

Есть мнение, что срыв программы перевооружения может произойти и из-за неправильно расставленных руководством Минобороны военно-технических приоритетов. Эксперты считают, что деньги в первую очередь необходимо тратить на те исследования, которые в итоге приведут к созданию серийных образцов. В прошлые годы целый ряд систем вооружения разрабатывался, но в дальнейшем не принимался на вооружение либо деньги тратились на проектирование оружия, которое армии и вовсе не было нужно. Конструкторские бюро отвлекались на разработки экзотических видов оружия, основанного на новых физических принципах, например лазерного, которое Россия по ряду причин сегодня не может себе позволить. Последний же пример – программа беспилотников, на которую было выделено 5 млрд рублей и которая в итоге полностью провалилась, в результате Российская армия сегодня вынуждена закупать израильские БПЛА.

Кроме того, промышленность сегодня не сможет реализовать многие технические требования, которые Министерство обороны выдвигает к закупаемой продукции. Это, например, касается производства боеприпасов. «Эта отрасль долгое время была предоставлена сама себе, предприятия не имели ни внутренних, ни зарубежных контрактов, в результате практически полностью деградировали. В итоге старые технологии были безвозвратно утеряны, а новыми никто не занимался уже на протяжении нескольких десятилетий. Возможно, в этом причина задержки запуска серийного производства зенитных управляемых ракет дальнего действия для ЗРК С-400 («Триумф»), без которых ухудшаются характеристики этого передового комплекса», – считает Игорь Коротченко. Сегодня, отмечает эксперт, целесообразно было пойти на заключение контрактов с иностранными партнёрами на покупку технологий производства высокоточных боеприпасов и разработку современных артиллерийских снарядов, поскольку это гарантированно принесёт результат и обойдётся гораздо дешевле.

Как рассказал «Нашей Версии» директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, главная проблема российских оборонных предприятий всё-таки лежит в кадровой плоскости. «Даже если сегодня закупить современное производство, то вряд ли найдутся специалисты, способные обслуживать высокотехнологичные станки с программным обеспечением. Кроме того, наша оборонка не потянет запланированных темпов перевооружения армии. Взять, к примеру, открытое акционерное общество «Воткинский завод», который сегодня серийно выпускает оперативно-тактические ракеты «Искандер-М», стратегические ракеты «Тополь-М», участвует в опытно-конструкторских работах по ракете морского базирования «Булава». Сегодня в его цехах ежегодно выпускают порядка шести-восьми комплексов «Тополь-М», а согласно программе перевооружения должны нарастить производство в несколько раз. Сомневаюсь, что это у них получится, к сожалению, одних денег в данном случае недостаточно», – считает Владимир Евсеев.

В связи со сложившейся ситуацией эксперты предупреждают, что в этих условиях задача вывести Российские вооружённые силы на уровень ведущих армий мира практически невыполнима. В странах НАТО также сомневаются, что Россия сумеет за счёт больших денежных вливаний оживить еле дышащий российский военно-промышленный комплекс, который лишился обширной сети субподрядчиков, существовавшей в советское время. По мнению западных экспертов, утраченный потенциал придётся восстанавливать десятилетиями. Не будет лишним вспомнить тот факт, что госпрограмма вооружений ещё ни разу не была выполнена полностью даже в благополучные советские времена.

Кроме сроков выполнения заказов большое сомнение вызывают качество и актуальность поставляемой в войска продукции ОПК. Так, Владимир Евсеев отмечает, что часть закупаемого вооружения, которое выдаётся за самое продвинутое, уже сегодня не является таковым.

«К примеру, сейчас идёт попытка принять на вооружение ракетный комплекс морского базирования «Булава», но если сопоставить его возможности с американским ракетным комплексом «Трайдент», то окажется, что он соответствует ракете «Трайдент-1», которая уже снята с вооружения в США. И такое отставание есть и по другим направлениям», – считает Евсеев. К тому же эксперт сомневается, что «Булава» готова для передачи в войска. Если ракету и примут на вооружение, то это будет скорее политическое решение, ведь она до сих пор не прошла испытания на штатном носителе (все пуски ракеты производились с борта специально переоборудованной под испытания подлодки «Дмитрий Донской» 941-го проекта. Первый же испытательный пуск с борта штатного носителя – АПЛ «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей») планировался на 17 декабря 2010 года, но был отложен.

Между тем военные уже объявили, что испытания «Булавы» должны завершиться до конца года, после чего ракета будет принята на вооружение. И это при том известном факте, что из 14 испытательных пусков данной ракеты 7 считаются успешными или частично успешными, остальные – аварийные. Но, по всей видимости, у военных нет другого выхода, ведь своенравная ракета сдерживает принятие на вооружение новейших атомных подводных ракетоносцев класса «Борей», которых до 2020 года должно быть построено восемь корпусов. Между тем сказать, когда «Булава» станет полностью управляемой, не может никто. Не хотелось, чтобы поспешность и недоработки в конструкции ракеты стали причиной трагедии, подобной произошедшей с «Курском».

Не секрет, что большая часть новых вооружений, на которые будут потрачены триллионы, на самом деле создана на основе разработок ещё советского периода, включая боевые вертолёты Ми-28 и транспортные Ми-26, а также многоцелевой истребитель Су-35. Эта новая техника, на которую возлагаются большие надежды, уже начала давать сбои. Так в середине февраля в Будённовском районе Ставропольского края аварийно приземлился вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник». По предварительным данным, экстренную посадку Ми-28 был вынужден совершить из-за неисправности двигателя. В результате аварийного приземления боевого вертолёта погиб командир экипажа, ещё один пилот пострадал. Инцидент произошёл во время учебного полёта. Не всё понятно с гордостью российской авиации, с так называемым перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) — истребителем пятого поколения, разрабатываемым ОКБ Сухого, который получил обозначение Т-50. Самолёт создают для замены МиГ-29 и Су-27. Идея создания этого самолёта родилась в далёких 80-х, в 2002-м начались работы по проекту. Свой первый полёт прототип совершил 29 января 2010 года. Серийное производство истребителя должно начаться до 2015 года. Было объявлено, что 3 марта 2011 года второй опытный образец перспективного российского истребителя пятого поколения совершил первый полёт с двигателями, которые будут ставить на самолёт при запуске его в серию. Однако, несмотря на несколько удачных испытательных полётов, ряд экспертов не склонны переоценивать технические характеристики этого самолёта. Более того, они считают, что Т-50 в большей степени детище пиарщиков. Между тем на создание этого самолёта уже ушёл миллиард долларов и будет инвестирован ещё один. Всего, по прогнозам, на всю программу потребуется затратить от 6 до 10 млрд долларов.

Таким образом, по всей видимости, Более того, американцы планируют очередной рывок в гонке технологий. В начале февраля стало известно, что представители американских военно-воздушных сил и военно-морского флота начали работу над определением требований и технических характеристик, предъявляемых к самолёту-истребителю шестого поколения, появление которого ожидается в 2025–2030 годах.

Эксперты отмечают ещё одну тревожную тенденцию в реализации программы перевооружения. Военное ведомство значительно сокращает количество собственных изыскательских работ, всё больше переориентируется на закупку импортных вооружений. Кроме вертолётоносцев класса «Мистраль» и беспилотников планируется ещё ряд дорогостоящих импортных закупок. В том числе снайперское вооружение для спецподразделений, комплекты экипировки бойца «Филин» (Франция). Оправдывая эти закупки, первый замминистра обороны Владимир Поповкин подчёркивает, что «в военном ведомстве во главу угла ставят жизнь военнослужащего, жизнь солдата». По этой же причине, по заверениям чиновников в Минобороны, подписан контракт и с итальянской фирмой «Ивеко», у которой будут закупаться бронетранспортёры. Военные отмечают, что итальянские машины данного класса имеют самую высокую степень защиты в мире. Безопасность российских машин по защите личного состава в бою не соответствует современным требованиям.

Хотя ряд аналитиков выступают категорически против практики закупок вооружений для отечественной армии за рубежом. Есть опасения, что такая стратегия госзакупок окончательно добьёт дряхлый российский ОПК. Тогда события будут развиваться по индийскому варианту. В Индии также в своё время решили закупать иностранное вооружение и технологии, планируя таким образом развить свою оборонную промышленность. Но в результате полностью увязли в импорте и становятся всё более зависимы от закупок вооружений, в том числе и в России.

Подводные лодки класса «Борей» – один из самых дорогостоящих проектов программы перевооружения. Но разрабатываемая для них ракета «Булава» до сих пор не принята на вооружение
Фото: ИТАР-ТАСС
Подводные лодки класса «Борей» – один из самых дорогостоящих проектов программы перевооружения. Но разрабатываемая для них ракета «Булава» до сих пор не принята на вооружение Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.03.2011 13:18
Комментарии 0
Наверх