Версия // Власть // Опыт успешного противостояния коррупции и рейдерству в Уральском федеральном округе может сделать руководителя КЭМЗ Александра Пильникова настоящим «политическим тяжеловесом»

Опыт успешного противостояния коррупции и рейдерству в Уральском федеральном округе может сделать руководителя КЭМЗ Александра Пильникова настоящим «политическим тяжеловесом»

3678

Директор федерального значения

Авторитетный бизнесмен Федулев оказался за решёткой. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Рейдерский налёт региональных силовиков и чиновников регионального и федерального уровней на отдельно взятый Курганский электромеханический завод (КЭМЗ) закончился провалом. Арбитражный суд вопреки сложившейся недоброй традиции встал на сторону акционеров завода, фактически торпедировав план реорганизации рентабельного предприятия в очередной торгово-развлекательный комплекс. Тем не менее считать дело КЭМЗ закрытым пока нельзя. Сегодня, после перехода судебного марафона в вялотекущую стадию, битва за акции одного из немногих оставшихся в Кургане промышленных предприятий может переместиться в уголовно-криминальную плоскость. И задача Александра Пильникова – не только продолжить спасение завода, но и не забыть людей, которые не предали и устояли. Один из них – Евгений Иванов (почему – разберётесь, прочитав статью).

Несостоявшиеся захватчики вряд ли смирятся с поражением, учитывая сумму вложений в организацию рейдерского захвата и утраченные перспективы ежедневного поступления неучтённой налички. Не следует забывать и про административно-политические амбиции проигравших чиновников, фактический «крышеватель-соучастник» которых может попасть под известную формулировку – «в связи с утратой доверия».

Курганский электромеханический завод должен был стать торгово-развлекательным комплексом

Перипетии рейдерской атаки на Курганский электромеханический завод не раз обсуждались в российской прессе. Один из четырёх отечественных изготовителей промышленных трансформаторов и подстанций, признанный лидер своей отрасли стал заложником. Основная привлекательность завода – земельный участок в самом центре города, на пересечении основных транспортных артерий и людских потоков, неподалёку от главной площади с традиционным Лениным и губернаторской приёмной, многочисленный квалифицированный рабочий коллектив, станки и производственные корпуса – для рейдеров мусор, который убирается бульдозером курганского коррупционного сообщества. По команде губернатора Олега Богомолова региональные и городские власти давно составили негласный список «обречённых заводов», место которых займут очередные торгово-развлекательные комплексы (ТРК). На развитие промышленности, инвестиционного потенциала и трудовую занятость населения им чихать.

Насколько надо быть двуличным, чтобы в беседе с главой государства, которая состоялась в резиденции Горки, докладывать о социально-экономическом развитии региона и улучшении ситуации на рынке труда, на деле создавая условия для рейдерских захватов, не забывая при этом и свой интерес.

Напомним, что повод для атаки на завод нашёлся в декабре 2009 года, после внезапной смерти Александра Леонидовича Батикова, генерального директора и совладельца Курганского электромеханического завода. Вдова многозначительно намекала на причастность к скоропостижной смерти мужа его коллеги и делового партнёра Александра Пильникова. Дескать, именно он притащил её мужа с охоты, когда тому внезапно стало плохо. А утром забежал и забрал свою фляжку-термос с остатками подозрительной жидкости, которой он потчевал обречённого на смерть Александра Батикова. Конечно, версию об отравлении можно было бы легко проверить, проведя посмертную экспертизу. Тем не менее никакой эксгумации не было. А почему?

Кому была выгодна смерть Батикова – вопрос риторический. Слишком многим. Сердечный приступ, как ехидно отметили знающие люди, очень своевременно сразил промышленника. Для самого завода, как и для собственной жены, живой Батиков представлял огромную опасность. Постоянные разгулы, многомиллионные траты ставили под вопрос сохранность семейных активов Батиковых. Подстраховавшись, супруга тогдашнего гендиректора заранее продала акции завода руководителю Курганского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Сергею Муратову, правой руке губернатора Богомолова и главному городскому специалисту в области насильственного «перепрофилирования» предприятий в торговые центры (читай рейдеру). Но Батиков проматывал как средства предприятия, так и деньги, выплаченные Муратовым. К тому же, по словам коллег, директор завода был неравнодушен к молодым красавицам. Понятно, что это обстоятельство, как известно по школьному курсу мировой литературы, может превратить в леди Макбет даже самую примерную супругу.

Первая атака рейдеров была успешно отбита

Механика несостоявшегося захвата оставила свой след в официальных бумагах. Всё просто: Муратов, правая рука губернатора, согласовав с шефом, покупает право на предприятие. Потом через Батикову (подставного владельца акций) даёт команду зайти на завод и провести ревизию, по результатам которой сменить всё руководство завода и завладеть подлинниками правоустанавливающих документов. И процесс пошёл по отработанной рейдерской схеме. Когда же в ответ на свой запрос Батикова и Муратов получают отказ, в дело вступают связи среди «силовиков». Текст запроса главного федерального инспектора в Курганской области Владимира Балакина, адресованного Александру Пильникову якобы по распоряжению полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, чуть ли не дословно повторяет заявление Батиковой. Характерно, что для прикрытия своей противоправной деятельности ответ на свой официальный запрос федеральный инспектор распорядился выслать на электронный адрес бесплатного частного почтового сервера. Там, как известно, входящая корреспонденция не регистрируется, а значит, в УФО не заметят противоправного бизнеса инспектора. Тем не менее рейдерская группа, в которую помимо Муратова входили чиновники областного и федерального уровня, сотрудники УВД Курганской области, местные чекисты и бандиты, терпит поражение. , который 10 с лишним лет назад купил их у господина Антипина, родного отца госпожи Батиковой.

Продавать их рейдерам Иванов отказался. Тогда на миноритарного акционера натравили правоохранительные органы. Батикова от имени своего отца написала заявление о хищении собственности. Потом на приём к заместителю гендиректора завода пришёл некто Булат Баязитов, отрекомендовавшийся родственником министра Нургалиева. И многозначительно рассказал о нераскрытых заказных убийствах, к которым он якобы имел отношение. Потом приезжал ещё раз и предлагал для подтверждения своей принадлежности к «сильным мира сего» познакомить с представителем спецслужбы Балакиным А.В. (сыном федерального инспектора Балакиным В.А.). Затем по приказу замначальника УВД Курганской области полковника Половникова сотрудники ОБЭП потребовали отдать им «для изучения» именно подлинники документов, подтверждающих продажу акций Антипиным Иванову. Копии бумаг их не устраивали категорически. А когда атака ОБЭП была отбита юристами предприятия, семейство покойного гендиректора с примкнувшим к ним доверенным управляющим Лукиным подали иск в областной арбитраж.

Все экспертизы подтвердили правоту руководства КЭМЗ

В суде у Батиковой, Муратова и прочей компании дело не заладилось. Исход процесса зависел от результата почерковедческой экспертизы. Провести её поручили некому господину Юможапову, сотруднику отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ УВД по Курганской области. Вывод эксперта, как и заказывали рейдеры, был категоричен, но безграмотен: подпись Антипину не принадлежит. Повторную экспертизу провёл эксперт Российского центра судебно-медицинской экспертизы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. И – не оставил камня на камне от заключения господина Юможапова. К тому же, как выяснилось уже потом, независимым эксперта Юможапова назвать было нельзя.

Незадолго до судебного процесса по КЭМЗ эксперт, работая по другому заказному делу, потерял важные документы, тем самым предопределив исход одного резонансного в регионе судебного процесса. Вскоре после этого, несмотря на формальное служебное взыскание, личные дела Юможапова резко пошли в гору: он купил машины себе и жене, оформил ипотеку.

Третью экспертизу по акциям КЭМЗ провели независимые специалисты Российского центра экспертиз МВД РФ. Подлинность подписи Антипина была доказана. Конечно, за свою так называемую коммерческую экспертизу Юможапов должен ответить по закону. Его действия, судя по всему, точно подпадают под формулировки статьи 307 Уголовного кодекса.

Результаты третьей, окончательной экспертизы, но только в свою пользу ожидали рейдеры и состоящие у них на службе сотрудники УВД Курганской области. Ими планировалось возбуждение уголовного дела по статье «мошенничество» на Евгения Иванова, с обязательным направлением того в следственный изолятор с целью привязать к преступлению ещё одного или нескольких фигурантов, среди которых наверняка был бы Александр Пильников. Вот тогда бы вопрос, кто заберёт КЭМЗ, отпал сам собой.

Что на выходе? Экспертиза не в пользу рейдеров, и тишина. Курганские правоохранители забыли, что они служат закону. А по закону впору сажать по статье 159 УК самого Антипина. Правда, старик, как говорится, уже себя не помнит. Но его дочь экс-подполковник милиции Батикова в трезвой памяти и здравом рассудке использовала отца как орудие для совершения преступления. По закону дело надо возбуждать на всю группу, двигаясь по преступной цепочке от полковника Половникова до поучаствовавшего в попытке захвата завода сотрудника ФСБ Балакина А.В. и главного федерального инспектора в Курганской области Балакина В.А. (семейный преступный тандем). Более того, следы этого дела ведут к фигуре губернатора. Роль главы региона в этой криминальной истории можно понять из письменного обращения в федеральные правоохранительные и общественные структуры отца миноритарного акционера завода, ветерана ФСБ, подполковника запаса Геннадия Иванова, который писал, что о неприятностях сына он узнал из местной прессы: в июле 2010 года одна из газет сообщила, что Евгений Иванов вместе со своим другом Александром Пильниковым путём подделки подписи одного из акционеров, после смерти Батикова, присвоил 9% акций. Сам Евгений рассказал отцу, что его вызывали в следственный отдел УВД, где фактически обвинили в мошенничестве.

В процесс защиты предприятия активно вмешались правозащитники из Объединённой общественной приёмной

Как пишет Геннадий Иванов, «…я стал подозревать, что моего сына пытаются втянуть в какую-то грязную игру, не исключал, что процесс идёт и со стороны Пильникова». А потому ветеран обратился к бывшим своим коллегам по ФСБ. Ему посоветовали связаться с неким экс-чекистом Олегом Цыцаркиным. Тот предложил встретиться в спорткомплексе «Динамо», который с лихих 90-х считается базой одной из местных преступных группировок. Цыцаркин сказал, что обеспокоен судьбой Евгения, которому якобы «светит» большой срок. Да и самому Александру Пильникову грозит тюрьма. Весьма вероятно, что не без его участия наступила скоропостижная смерть его компаньона Батикова. И объяснил, что решает этот вопрос по поручению первого лица, которое очень заинтересовано в получении в собственность места на площадке, занимаемой заводом. Дескать, губернатор планирует создать там помимо ТРК небольшое предприятие энергосберегающих технологий в соответствии рекомендациями Президента России. А с учётом того, что вопрос, кому владеть Курганским электромеханическим заводом, решён окончательно, Цыцаркин предложил Иванову денег в обмен на акции и гарантии безопасности. И заявил напоследок, что Богомолов очень заинтересован в положительном решении вопроса и для достижения своих целей ни перед чем не остановится. Для убедительности напомнил о судьбе журналиста Кирсанова, в убийстве которого подозревают криминального авторитета Гурко, руководившего службой безопасности губернатора.

К угрозам Цыцаркина следовало относиться серьёзно. В Кургане гибнут не только журналисты. Сейчас, к примеру, весь город обсуждает историю убийства сотрудниками милиции ветерана-чекиста Юрия Санкина, расследование которого в течение трёх лет тормозилось следственным управлением прокуратуры. Поэтому семье миноритарного акционера Иванова пришлось в срочном порядке покинуть город. Вернуться домой он и его родные смогли только накануне последнего заседания арбитражного суда.

Процесс защиты предприятия, по общему мнению, был бы проигран, если бы не помощь со стороны гражданского общества, а именно правозащитного учреждения «Объединённая общественная приёмная», специалисты которой посоветовали привлечь к делу независимую федеральную структуру – Российский центр судебно-медицинской экспертизы. Сыграло свою положительную роль и личное информирование полномочного представителя президента в УФО об участии в скандале его подчинённого, главного федерального инспектора, что не позволило Владимиру Балакину полностью руководить ситуацией. Зато теперь у предпринимателей Кургана и области появилась надежда, что случай с КЭМЗ станет знаковым. Как и призывал президент России Дмитрий Медведев, в борьбу с криминалом вступило гражданское общество, с рейдерством и коррупцией в Кургане боролись всем миром. И тогда организованная противоправная группа, объединившая представителей федеральной и областной власти, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, была вынуждена отступить перед лицом закона. К тому же теперь предприниматели, столкнувшиеся с угрозой рейдерской атаки, получили чёткую программу ответных действий и знают, куда и к кому обращаться за помощью.

Как отразится история с электромеханическим заводом на карьере губернатора Богомолова

Правда, политическую волю должны проявить и курирующие область чиновники высшего, кремлёвского уровня. Сейчас всем ясно, что Курганская область нуждается в незамедлительной санации. Причём речь идёт не только о рядовых участниках, пытавшихся провести очередной для них рейдерский захват. Дело надо возбуждать на всю известную в регионе рейдерскую группу. А от «оборотней» должны избавляться не только в МВД РФ. Ведь негоже, что подельник уголовника Баязитова продолжает носить погоны чекиста, позоря и дискредитируя тем самым ФСБ России. Да и сам федеральный инспектор, куратор силовиков и «государево око», заступничеством которого козыряли рейдеры, явно смотрит в сторону криминала. И уж тем более эта история должна отразиться на карьере губернатора Олега Алексеевича Богомолова, которого местные острословы зовут по инициалам, БОА, как самого опасного тропического удава. По нашему мнению, основания для его немедленной отставки имеются весомые. За годы правления вокруг персоны главы областной администрации образовалось, мягко говоря, слишком много криминальных трупов. К тому же давние слухи о мздоимстве губернатора недавно подтвердились. Не слухи, а официальный процессуальный документ. Именно осуждённый за рейдерство, вымогательство и организацию заказных убийств уральский криминальный предприниматель Павел Федулев, как писала газета «Коммерсантъ», «…дал признательные показания, а также сообщил о якобы известных ему фактах взяточничества со стороны курганского губернатора Олега Богомолова».

Можно сказать, что революция на отдельно взятом заводе свершилась. Но главная цель курганских «антирейдеров» ещё не достигнута. Раньше с рейдерами в Курганской области фактически не боролись, бесполезно сражаться с самим БОА. Сейчас ситуация изменилась. Тот, кто смог защитить своё дело, да и самого себя, вполне способен защитить и других, остановить растаскивание стратегически важных предприятий. По логике разворачивающихся событий именно Пильников должен сместить рейдера Муратова, став председателем Союза промышленников и предпринимателей Курганской области и защитником, а не рейдером, как предшественник, остатков региональной промышленности. Муратовская должность – это именно та общественная ступень, с которой люди идут во власть. Дальнейшие шаги предсказать нетрудно. Сначала – прямая дорога в замы губернатора по экономике. Потом – путь на руководство региона. Собрав вокруг себя всех обворованных и облапошенных не только региона, но и Уральского федерального округа, раздав им награбленное и вернув рабочие места десяткам и сотням тысяч людей, Пильников сможет создать партию (например, под названием «Торжество закона и справедливости»). А потом в сотрудничестве с правозащитниками Объединённой общественной приёмной вернуть область в правовое поле. И, ликвидировав власть коррупционеров, выполнить тем самым давнюю мечту президента РФ – сделать Россию правовым государством, хотя бы на Урале.

Конечно, в наведении порядка нуждается не только Курган. Для того чтобы распространить опыт сопротивления коррупции на всю страну, потребуется создать при президенте России специальный антирейдерский штаб во главе с Александром Пильниковым, куда войдут предприниматели, закалившиеся в борьбе и имеющие практический опыт успешной защиты своей собственности. Тесно взаимодействуя с главой государства, эта структура сможет своевременно информировать его о реальном положении дел на местах, которое зачастую искажают или замалчивают чиновники. А ещё штаб поможет укрепить авторитет властной вертикали, вселив в людей уверенность, что существует возможность защищать свои права, если реально, а не виртуально опираешься на гаранта Конституции РФ и помогаешь ему.

В своё время, начиная процесс модернизационных преобразований, Дмитрий Медведев говорил о необходимости возрождения гражданского общества как главной опоры президента в его начинаниях во благо государства и всех россиян. И пусть поначалу модель правового государства будет создана в отдельно взятом регионе с авторитетным и боевым губернатором Пильниковым. Или, возможно, Пильниковым – главным федеральным инспектором. Вот тогда, может быть, и сбудутся слова православного летописца иеромонаха Антония (Кащенко): «Я убеждён, что спасение России начнётся с глубинки».

Успехов, здоровья, да и сил побольше Вам, Александр Иванович Пильников. Россия верит Вам и надеется на Вас.

Губернатор Курганской области Богомолов. Фото: ИТАР-ТАСС
Губернатор Курганской области Богомолов. Фото: ИТАР-ТАСС

Федеральный инспектор в Курганской области Балакин
Федеральный инспектор в Курганской области Балакин

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.07.2011 15:14
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх