Версия // Власть // Несовершенные системы космического контроля за транспортом обойдутся казне в десятки миллиардов рублей

Несовершенные системы космического контроля за транспортом обойдутся казне в десятки миллиардов рублей

2377

Предать ГЛОНАССности

Темур Козаев
В разделе

После завершения создания полноценной орбитальной группировки навигационной системы ГЛОНАСС началось её активное внедрение в жизнь. Однако делается это пока не рыночными, а больше административными методами. Премьер Владимир Путин уже подписал постановление, согласно которому с 2012 года все транспортные средства, предназначенные для коммерческих пассажирских перевозок, должны быть оборудованы приёмниками ГЛОНАСС. Власти Москвы намерены выделить на оснащение общественного транспорта приёмниками 6 млрд рублей. А Минтранс намерен обязать пользоваться ГЛОНАСС ещё и перевозчиков коммерческих грузов. Правда, Минэкономразвития уже высказалось против такой обязаловки. Непонятно, зачем это нужно делать, и не факт, нужен ли ГЛОНАСС всем без исключения перевозчикам. Удастся ли распространить систему на российских дорогах и кто помимо перевозчиков может попасть под принудительную раздачу отечественных навигаторов, попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Несмотря на потерю трёх спутников ГЛОНАСС, в прошлом году Роскосмосу всё-таки удалось довести количество космических аппаратов на орбите до рабочего уровня. В настоящее время в составе группировки 30 космических аппаратов: 23 используются по целевому назначению, 4 аппарата находятся на этапе ввода в систему, 2 временно выведены на техобслуживание, 1 находится в орбитальном резерве. Этого достаточно для обеспечения полноценной работы навигационной системы. Для сравнения: американская система GPS использует 24 спутника.

Теперь власти России активно заняты продвижением ГЛОНАСС в массы. Сомнений в том, что это получится, нет. Новые iPhone 4S уже оснащены приёмником ГЛОНАСС/GPS, а, по словам вице-премьера Сергея Иванова, который является сопредседателем Российско-Финляндской межправительственной комиссии, в ближайшее время в продаже появятся телефоны Nokia с чипом ГЛОНАСС/GPS. Но ждать, пока рынок самостоятельно начнёт пользоваться новой технологией, власти не захотели.

Итак, с 1 января 2012 года компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках, должны оснастить парк своих транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Соответствующее изменение внесено в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

С нового года станет обязательным «наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащённых в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении».

Кроме общественного транспорта и грузоперевозчиков ГЛОНАСС собираются внедрить и в полицию. По заказу правительства Москвы навигационно-связное оборудование ГЛОНАСС/GPS активно внедряется на автомобилях ГУ МВД по Москве. По данным Алексея Смятских, исполнительного директора группы компаний «М2М телематика», которая разрабатывает систему для правоохранительных органов, в настоящее время аппаратурой оснащены около 3 тыс. транспортных средств, всего планируется установить оборудование на

7 тыс. машин.

В рамках проекта патрульные машины оснащаются навигационно-связным оборудованием на основе ГЛОНАСС. Благодаря этому оперативные дежурные в режиме реального времени могут контролировать маршруты передвижения каждого экипажа и при необходимости оперативно направлять их к месту происшествия.

По мнению заказчиков системы, это позволит увеличить скорость реагирования патрульных на происшествия и повысить раскрываемость преступлений. Также система дисциплинирует личный состав подразделений, который фактически находится под наблюдением. Кроме этого инновация позволит оптимизировать пробег и сэкономить топливо.

Власти Москвы, исполняя постановление правительства, уже пообещали оборудовать приёмниками ГЛОНАСС весь наземный общественный транспорт к новому году. По словам заместителя мэра города, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николая Лямова, на сегодняшний день аппаратурой оснащены 300 машин, все новые закупаемые автобусы и троллейбусы уже снабжены навигационной системой.

«До конца года около 8 тыс. автобусов и троллейбусов будут оборудованы навигационными системами ГЛОНАСС. Также такими системами будут оборудованы 1,5 тыс. автобусов Московской области», – сказал Николай Лямов.

На оснащение общественного транспорта спутниковыми навигаторами столичные власти намерены потратить 6 млрд рублей. Цифра завораживает. Ведь путём нехитрых арифметических вычислений получается, что на установку ГЛОНАСС в каждый автобус или троллейбус власти выделят 870 тыс. рублей! Для справки: самый массовый столичный автобус ЛиАЗ-5256 стоит сегодня около 3,7 млн рублей. Неужели небольшой спутниковый навигатор может стоить 25% стоимости всего автобуса? Конечно, этот внушительный бюджет будет израсходован не только непосредственно на оснащение транспорта приёмниками. Так, по словам гендиректора федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности НИС ГЛОНАСС Александра Гурко, на оборудование транспорта будет потрачено менее половины всего бюджета. Основные расходы пойдут на разработку интеллектуальной системы управления транспортом, трёх зональных и одного общегородского центров управления. Но даже если уполовинить стоимость установки оборудования на один автобус до 435 тыс., цифра всё равно кажется какой-то запредельной.

Частным же перевозчикам придётся за новую систему выкладывать свои средства. Причём никто сегодня не может толком сказать, во сколько обойдётся переход на новые технологии бизнесу: цифры сильно разнятся, но явно не дотягивают до столичного размаха. Так, по оценке Минэкономразвития, стоимость оснащения транспортного средства подобной аппаратурой колеблется в пределах 13–53 тыс. рублей. Кроме того, ежемесячная абонентская плата составит 1500 рублей. Кстати, на сайте госзакупок автотранспортный комбинат Управления делами президента объявил конкурс на внедрение системы мониторинга транспортных средств с использованием навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС. Как говорится в конкурсной документации, модернизировать необходимо 1057 машин и интегрировать их в единый комплекс с диспетчерской. Согласно обоснованию цены заказа, которую каждый заказчик обязан публиковать вместе с конкурсной документацией, цены на рынке следующие: устройство для одного автомобиля – 18 тыс. рублей, его установка – 1,2 тыс. рублей. Создание «командного центра» и установка программного обеспечения стоят не более 2 млн рублей. Таким образом, начальная цена на весь заказ (на 1057 автомобилей), который кроме ГЛОНАСС включает установку датчиков уровня топлива, составляет 23,3 млн рублей.

При этом в требованиях к заказу не сказано, что устройство, которое будет устанавливаться в автомобиль, должно иметь экран, на который будут выводиться карта и маршрут. То есть машины требуется оснастить просто трекерами – устройствами приёма-передачи данных для спутникового мониторинга автомобилей.

По словам Александра Гурко, цена самого простого трекера, который может использоваться в системе координации полицейских машин в Москве, составляет около 10 тыс. рублей.

Для сравнения: в Интернете GPS-трекеры предлагаются по цене 5–8 тыс. рублей. Например, трекер TOBE GPS стоит 5,2 тысячи. Он работает на частотах GSM 850/900/1800/1900 МГц, имеет «чёрный ящик», который позволяет получать данные о маршруте даже в местах провалов GSM-сигнала.

Подобные трекеры, в частности, отвечают требованиям транспортного комбината управделами президента.

Как пояснили «Нашей Версии» в компании «ТранспортМониторинг», производящей трекеры (такие устройства производят в Китае и Германии) и занимающейся оснащением диспетчерских центров, устройства с ГЛОНАСС/GPS стоят уже от 9 тыс. рублей и они фактически ничем не отличаются от устройства, поддерживающего только GPS. Идеологи ГЛОНАСС заявляют, что при гражданском использовании конкуренция между ГЛОНАСС и GPS отсутствует и системы дополняют друг друга, что повышает точность определения координат.

Роскосмос, в свою очередь, на дальнейшее совершенствование системы ГЛОНАСС просит из бюджета до 2020 года 330,5 млрд рублей. Это позволит к 2020 году повысить точность позиционирования в реальном времени до 70–80 сантиметров. При сокращённом варианте бюджета в 245 млрд рублей точность может быть на уровне 2 метров. Сейчас ГЛОНАСС обеспечивает точность до 5 метров, GPS – до 2 метров.

Однако некоторые планы властей по продвижению системы ГЛОНАСС вызывают критику со стороны экспертов и даже Минэкономразвития. В частности, министерство недовольно проектом приказа Минтранса «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

«Разработчиком не представлено оценок ожидаемого увеличения расходов бюджетов всех уровней на обработку получаемой информации. Также не представлено оценок положительных эффектов от получения Ространснадзором указанной информации. Неясно, в каких именно целях будет использоваться информация о местоположении транспортных средств», – говорится в заключении Минэкономразвития на проект приказа.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной также обращает внимание на то, что в России нет чётких требований к аппаратуре ГЛОНАСС, которой должны оборудоваться транспортные средства. А в отсутствие чётких требований к аппаратуре навигационной системы есть риск, что предпринимателям придётся менять оборудование по требованию контролирующего органа.

Также в России крайне низкий уровень инфраструктуры для применения ГЛОНАСС. В стране работает всего 10 диспетчерских центров, которые обслуживают транспорт, оснащённый отечественной навигацией. Крупнейший такой центр, расположенный в Краснодарском крае, рассчитан только на 12 тыс. машин, а это всего 50% общего числа попадающих под оснащение ГЛОНАСС автотранспортных средств в крае.

Чтобы охватить весь автопарк региона, потребуется ещё три года.

Минэкономразвития обращает внимание и на низкое качество аппаратуры. «, закрывающей разъёмы питания и подключения антенны, а эта крышка пломбируется наравне с основным блоком», – говорится в отзыве Минэкономразвития.

А в тех масштабах, в которых ГЛОНАСС внедряется в жизнь, это повлечёт значительные расходы на обслуживание аппаратуры.

«Следствием этого станет усложнение перевозок грузов и пассажиров», – резюмируют эксперты министерства, которые провели консультации с представителями бизнеса.

В частности, пока неясно, насколько качественной будет интеллектуальная транспортная система в Москве.

Впрочем, несмотря на все существующие проблемы отечественной системы спутниковой навигации, её идеологи вынашивают планы по продвижению на зарубежные рынки. НИС ГЛОНАСС разработала программу «Индия-ГЛОНАСС», целью которой является создание в Индии производства терминалов ГЛОНАСС/GPS мощностью 50–100 тыс. устройств в год. Как сообщил директор программы «Индия-ГЛОНАСС» Владимир Финов, в настоящее время компания проводит отбор индийских компаний, на базе которых планируется организовать сборочные производства.

По словам Финова, в Мумбаи будет зарегистрирована дочерняя зависимая компания NIS GLONASS PvtLtd. Компания должна быть создана в конце ноября.

NIS GLONASS Pvt будет заниматься вопросами развёртывания и поддержки партнёрской сети компании в Индии, а также её участия в индийской госпрограмме внедрения интеллектуальных транспортных систем.

По оценке Финова, оценочная потребность в производстве терминалов ГЛОНАСС/GPS для индийского рынка составит на первое время от 50 до 100 тыс. устройств.

Всего в 2011–2012 годах НИС ГЛОНАСС рассчитывает потратить около 100 млн долларов на приобретение российских и зарубежных компаний. По словам Александра Гурко, компании интересны прежде всего рынки России, стран СНГ и Индии. Компания намерена акцентировать своё внимание на потребительском и корпоративном рынках, поэтому предприятие интересуют, в частности, компании, работающие на рынке навигационно-охранных систем, наподобие «Цезарь Сателлит», а также производители терминального навигационного оборудования на основе чипсетов ГЛОНАСС/GPS.

В Индии компания намерена действовать активно, так как рынок там ещё не занят американской GPS, поскольку навигация там только начинает развиваться.

Также интересным для приобретения объектом Гурко называет европейские компании, имеющие технологии, пригодные для трансферта, например в Индию, или занимающиеся разработкой дополнительных сервисов для навигационно-связного оборудования.

В странах СНГ НИС ГЛОНАСС собирается работать через создание совместных предприятий – национальных навигационных операторов, подобных самому НИС.

Также интересным для компании регионом Гурко назвал Латинскую Америку. По его словам, с 2012 года в Бразилии весь автотранспорт должен быть оснащён навигационно-охранным оборудованием. НИС ГЛОНАСС уже подписал с местной компанией консалтинговый контракт. Только вот согласятся ли бразильцы выкладывать за оборудование ГЛОНАСС каждого автобуса по 435 тыс. рублей – это очень большой вопрос.

С 2012 года к ГЛОНАСС подключат весь пассажирский транспорт
Фото: ИТАР-ТАСС
С 2012 года к ГЛОНАСС подключат весь пассажирский транспорт Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.12.2011 16:24
Комментарии 0
Наверх