Версия // Власть // Статистические данные по промышленному производству позволяют надеяться на лучшее, но до выхода из кризиса ещё далеко

Статистические данные по промышленному производству позволяют надеяться на лучшее, но до выхода из кризиса ещё далеко

2174

Свет в конце конвейера

Российская промышленность висит на ниточке советского наследия Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Итоговые цифры по промышленному производству, опубликованные Федеральной службой государственной статистики (Росстат), положили конец всем разговорам о восстановлении экономики и успешно преодолённом кризисе. Данные красноречиво свидетельствуют о стагнации. Только в конце 2009 года появились некоторые признаки восстановления, но особого оптимизма по поводу положения дел не испытывают даже государственные чиновники, обычно с готовностью рапортующие о своих достижениях. Есть лишь осторожная надежда, что хотя бы в этом году дела пойдут в гору.

Согласно итоговому отчёту Росстата за 2009 год промышленное производство в стране сократилось за год на 10,8%. Лишь конец года порадовал статистиков: в ноябре промпроизводство по сравнению с тем же месяцем предыдущего года выросло на 1,5%, а по сравнению с октябрём 2009-го – на 2%. В декабре – на 2,7% по сравнению с декабрём 2008 года и на 5% по отношению к предыдущему месяцу.

Но в данном случае рост не повод для бурной радости. Цифры хороши только при сравнении с концом 2008 года, на который пришёлся сокрушительный удар кризиса. «Наибольшее падение промпроизводства было как раз в декабре 2008 года и в январе 2009 года, – говорит главный экономист Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. – Поэтому сейчас такие высокие темпы в годовом выражении. Но они ни о чём не говорят, ни о каких успехах в экономической политике. Налицо просто эффект низкой базы».

Рост, продемонстрированный промышленностью в конце года, специалисты не склонны рассматривать в качестве позитивного знака, потому что на самом деле он оказался значительно ниже ожиданий. По оптимистичным расчётам, выходило порядка 6%, в Центре развития прогнозировали 4%. Получилось намного меньше. «Если и можно говорить о тенденции, то пока она очень слабенькая, – считает исполнительный директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Приходько. – В отчётах прирост на грани статистической погрешности. Поэтому делать какие-либо выводы рановато».

Впрочем, заведующая лабораторией структурных проблем экономики ИЭПП Ольга Изряднова полагает, что по ряду отраслей, в том числе и нефтяному сектору, показатели прироста нельзя просто списать на неточность статистических отчётов.

Правительственные чиновники, зачастую излучающие оптимизм по самому ничтожному поводу, ситуацию в промышленности также оценивают сдержанно. «Рост слишком незначителен, и ситуация остаётся чувствительной к разного рода всплескам, в том числе и внешним, поэтому об устойчивости говорить пока рано», – прокомментировал цифры министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Единственное, что должно радовать, – всё могло быть гораздо хуже. Именно эту мысль попытался донести Христенко до депутатов Госдумы, когда отчитывался по итогам кризисного года. «В целом спад в нашей промышленности находится на среднем европейском уровне», – с гордостью заявил министр. Цифры оказались даже лучше, чем прогнозировало Минэкономразвития. Ведомство Эльвиры Набиуллиной ожидало, что промпроизводство обвалится на 11,5%. Большую роль в стабилизации ситуации сыграли вливания средств из бюджета.

Обнародованные данные заставили оптимистов пересмотреть прежние оценки. Так, директор Института экономического анализа Андрей Илларионов* утверждал, что в промышленности кризис завершился в феврале 2009 года, а в целом для экономики он закончился в мае. Однако статистика не позволяет говорить ни о каком «экономическом буме», которого, по уверению Илларионова, общество и власти не заметили.

И всё же наметившаяся положительная тенденция даёт некоторую надежду.

По теме

Специалисты предполагают, что начало 2010 года подтвердит положительную динамику. Сделать это будет не так сложно с учётом провального января 2009 года. Прогноз Минэкономразвития на текущий год в целом положителен: ожидается рост 2,8%. Расчёты аналитиков Merrill Lynch предрекают 4,7% роста. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) настроен ещё более оптимистично – их прогноз 5,6%.

«Делать прогнозы можно лишь с изрядной долей осторожности, – предостерегает Ольга Изряднова. – Слишком много факторов, которые просто невозможно предсказать и учесть, – конъюнктура рынка, сезонные факторы и так далее. Но общие тенденции позволяют давать оптимистические оценки».

Рост в 2–3% кардинально ситуацию не улучшит, но позитивный тренд вселяет надежду. Опрос, проведённый Росстатом в декабре среди руководителей 600 промышленных организаций, показал, что «деловая среда оценивает ситуацию как начало выхода из кризисного состояния». По оценкам экспертов Высшей школы экономики, результаты исследования позволяют «с осторожностью предполагать, что в апреле-мае 2010 года российская промышленность выйдет из кризисного состояния». Интересно, что, по данным другого опроса руководителей предприятий, проведённого компанией «Башкирова и партнёры», почти треть (31%) промышленников убеждены, что самое худшее ещё впереди.

Их опасения разделяют ряд видных экспертов. Экономисты Центра развития опубликовали доклад, в котором отмечается продолжающееся падение спроса на продукцию российских предприятий. Эксперты надеются, что новые данные внесут некоторую ясность, однако прежде они говорили, что ситуация прояснится, когда появятся итоги по 2009 году. В условиях нынешнего кризиса сложно строить достоверные теории – отсюда и большой разброс мнений. С уверенностью можно только анализировать уже имеющиеся результаты по различным отраслям российской промышленности.

Всю промышленность специалисты разделяют на три условные группы. «Передовики» – отрасли, в которых не было спада и даже наблюдался небольшой рост. Вторая группа, где спад находился в пределах 20%. И третья – продемонстрировавшая глубокий спад – свыше 20%.

Самая успешная отрасль в производстве – пищевая. Но не вся. Производство мяса по отношению к 2008 году выросло на 14%, растительного масла – на 32,6%. Радуют своими достижениями, пусть даже более скромными, производители мясных полуфабрикатов (+1,6%), молочной продукции (+1,5%), муки (+0,9%), крупы (+9,3%).

Встречаются и некоторые другие исключения из общего спада. Например, за прошедший год в России, по данным Росстата, стали делать в 8,8 раза больше папок! На фоне 16-процентного спада в лёгкой промышленности бурный рост «папочной» отрасли выглядит как некий феномен. Неплохо себя чувствуют также ткани (+3%), обувь (+2,3%) и лущёный шпон (+7,2%).

Эти направления выиграли в основном благодаря импортозамещению. «Сокращение импорта освободило пространство для роста лёгкой и пищевой промышленности», – объясняет исполнительный директор департамента макроэкономического и количественного анализа НБ «Траст» Евгений Надоршин. От сокращения поставок из-за рубежа выиграли также производители отдельных видов пластиков, удобрений и бытовой химии.

Часть добывающей отрасли также порадовала статистиков хорошими показателями. Нефтедобыча выросла на 1,2%, а добыча золота – на 5,4%. Но в целом для разработки полезных ископаемых в 2009 году характерна отрицательная динамика.

Впрочем, ситуацию в добывающей сфере специалисты оценивают как весьма обнадёживающую. «По сравнению с тем спадом, который был в четвёртом квартале 2008 года, она демонстрирует хорошие показатели», – полагает Ольга Изряднова. Она уверена, что увеличение добычи нефти позволило в целом вытянуть показатели отрасли, несмотря на спад по газу и другим ресурсам.

Выступая перед депутатами Государственной думы, министр промышленности Виктор Христенко похвалил отечественную металлургию. «Мы вышли, например, на второе место в мире по производству стали, обойдя Америку, после Китая, – доложил министр, оговорившись, правда, что от Китая мы отстаём в 10 раз. Но, судя по данным Росстата, конкурентов мы обогнали лишь за счёт не столь глубокого падения: у нас спад 13,9%. То, что у США дела идут ещё хуже, вряд ли можно считать особым поводом для гордости.

По теме

В тяжёлой промышленности стоит порадоваться за производителей турбин. Например, «генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам» дали ощутимый прирост – 13,3%. Впрочем, появление подобных изделий узкой направленности в отчётах Росстата рядом со спичками и с колбасой вызывает у специалистов немало вопросов.

А вот на военно-промышленный комплекс статистикам следовало бы обратить внимание. По оценке Христенко, оборонка станет в России островком стабильности. Такой категории в отчёте Росстата нет, но эксперты оценивают слова министра как заслуживающие доверия. «Такого количества самолётов, как в 2009 году, не закупалось ещё в постсоветский период – только на МАКСе было заключено 64 контракта», – приводит пример замглавы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В 2009 году Объединённая авиастроительная корпорация произвела 90 новых самолётов против 70 в 2008 году. В нынешнем году ОАК надеется на дальнейший рост: увеличение прибыли запланировано на 30%. Рост гособоронзаказа благотворно скажется и на других отраслях оборонной промышленности.

Нет никаких проблем и с экспортными контрактами. В кризисный год экспорт продукции российского ВПК, по оценке Рособоронэкспорта, даже вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Тяжелее других пережили кризис обрабатывающие отрасли (-16%), лучше – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (-6%). Энергетическая отрасль в январе-феврале может серьёзно улучшить свои позиции. Обнадёживает декабрьский рост на 4,5% в секторе «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Спасибо, по-видимому, следует сказать зиме, выдавшейся одной из самых холодных за последние годы. Также положительная тенденция отмечается и в отрасли добычи полезных ископаемых (+4,9% в декабре прошлого года). В этой сфере отрицательные показатели у угольной промышленности (-9,2%), железной руды (-8,1%), газа (-12,1%) и асбеста (-15,1%).

По оценкам специалистов, вышеназванные сектора экономики имеют наибольшие шансы в ближайшее время выйти на докризисный уровень. О росте пока говорить сложно, но отыграть потерянное они вполне в состоянии. Но на это влияет множество факторов. В частности, сырьевой сектор сильно зависит от конъюнктуры на мировых рынках.

Пищевая промышленность, которую мы упоминали в числе передовиков производства, росла далеко не по всем направлениям. Как это ни удивительно, кризис заставил наших соотечественников употреблять меньше горячительных напитков. Производство пива сократилось на 4,8%, а «народная» водка провалилась на все 7,3%. Меньше выпивки – меньше закуски. Колбасы сделали меньше на 7,8%. Сократилось и количество хлеба в рационе россиян – на 3,9%. Тем не менее пищепром – один из главных кандидатов на возвращение к докризисным показателям. Хорошие шансы есть и у химической промышленности, где спад был не такой существенный, как в других отраслях экономической деятельности.

А вот резкое увеличение выпуска стали (на 55%) и стальных труб (на 73%) в конце 2009 года никого не должно вводить в заблуждение: в данном случае имеет эффект «низкой базы», так как в конце 2008 года российская металлургия фактически встала.

Подъём обрабатывающих отраслей в первом полугодии представляется специалистам вполне реальным. По словам главного экономиста по России и странам СНГ Merrill Lynch Юлии Цепляевой, реанимация промпроизводства станет первым этапом восстановления всей экономики в целом. «После восстановления промпроизводства мы ожидаем некоторый рост потребления, особенно в секторе продуктов питания и лекарств, так как вырастет покупательная способность у низкодоходных групп населения», – говорит она. Если всё пойдёт по этому сценарию, во второй половине 2010 года можно ожидать рост кредитования. А в 2011 году – на восстановление могут рассчитывать отрасли, наиболее глубоко пострадавшие от кризиса.

Аутсайдеры промышленности очевидны, и их положение на протяжении года изменялось несильно. Бесспорным лидером со знаком минус в 2009 году был российский автопром: выпуск грузовых автомобилей сократился на 74,3%, легковых – на 59,4%. 2009 год оказался трудным для машиностроения в целом. Так, производство колёсных тракторов сократилось на 44,5% – до 6,2 тыс. штук, а выпуск металлорежущих станков в России упал на 63,4% – до 1,8 тыс. штук.

Обнадёживает лишь тот факт, что, как сказал министр промышленности, всё могло быть ещё хуже. Он уверен, что только «существенная поддержка спроса на автомобильном рынке за счёт государственных закупок и стимулирования кредитования наряду с точечными мерами стабилизации финансового состояния отдельных предприятий позволила избежать абсолютного обвала рынка и остановки системообразующих предприятий.

Следом за автопромом вполне ожидаемо тянутся строители: производство кирпича сократилось на 37,3%, железобетонных конструкций – на 39,3%, бетона – на 29,8%.

По словам эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, отрасли, связанные со строительством, слишком сильно зависят от инвестиционных средств. В будущем году кардинального улучшения ситуации с инвесторами не предвидится, а потому и процесс восстановления будет длительным и непростым.

Автопрому эксперт также не обещает ничего хорошего. По словам Сальникова, спрос на товары длительного пользования, в том числе и на автомобили, восстанавливается медленнее всего. Власти, впрочем, ожидают, что подъём автопрома станет заметен уже во второй половине 2010 года. «Нам уже понятно, каких результатов необходимо добиться и с кем мы будем это делать, – рассказал Христенко. – Во второй половине 2010 года авторынок начнёт восстанавливаться. Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объём продаж увеличится до 3,2−3,4 млн автомобилей. А к 2020 году мы устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин». Правительство изо всех сил старается поддержать отечественный автопром. Сейчас ожидается, что положительную роль сыграет проект по утилизации старых автомобилей, на который будет выделено 11 млрд рублей. АвтоВАЗ, правда, по привычке решил, что лучший выход из положения в условиях отсутствия спроса – поднять цены. Если они продолжат расти и дальше, то никакие правительственные программы делу не помогут. Не случайно в столь быстрый взлёт автопрома независимые специалисты не верят: в лучшем случае называется 2011 год.

Но всё это не более чем прогнозы. Как всё будет происходить в реальной жизни, никто точно не знает – отсюда и разнообразие возможных сценариев. Итоговые статданные хоть и сделали картину немного более понятной, однако над будущим российской экономики по-прежнему плотная пелена неизвестности.

*
Андрей Илларионов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2010 12:44
Комментарии 0
Наверх