Версия // Власть // На стороне чеченских боевиков воюют сотни националистов-радикалов

На стороне чеченских боевиков воюют сотни националистов-радикалов

54960

Славяне шариата

Саид Бурятский – далеко не единственный боец за независимость Кавказа некавказской национальности
В разделе

Спецслужбы России начали широкомасштабную кампанию по выявлению связей националистических группировок с северокавказскими сепаратистами. Оказывается, русские националисты и северокавказские боевики долгие годы действовали рука об руку и продолжают сотрудничество и поныне. А некоторые этнические русские, воевавшие на стороне чеченцев по убеждениям, даже становились полевыми командирами, принимая новые арабские имена. Долгие годы эта информация считалась закрытой, но сегодня у нас появилась возможность рассказать и об истории такого странного сотрудничества, и о дне сегодняшнем. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался: почему этнические русские воюют за отделение Кавказа от России?

Входе операции, проведённой в июне этого года спецподразделением федеральных сил в высокогорном Веденском районе Чечни, были убиты 10 боевиков, одним из которых был уроженец Иордании Ясир Амарат, больше известный на Кавказе как «амир Ясир». Двое из тех, кого убили вместе с ним, явно имели славянскую внешность. Слухи о том, что у Ясира служат русские, ходили давно, и вот нашлось подтверждение этому. В начале июля под обстрел невдалеке от Шали попали боевики из отряда полевого командира Муслима Гакаева – ещё двое убитых славян. Говорят, что отряд Гакаева состоит из этнических русских примерно наполовину. Часть из них приняли ислам, а часть – это русские националисты, приехавшие на Кавказ отточить боевое мастерство.

То, что славяне сражаются на стороне чеченских боевиков, – далеко не новость. В первую чеченскую кампанию нашим солдатам приходилось вести бои и с немногочисленной группировкой белорусских националистов «Партыёт», приехавших в Грозный поддержать Дудаева, и там же, по слухам, сгинувшей в полном составе, и с гораздо более многочисленными и удачливыми украинскими экстремистами из УНА**-УНСО* – отрядами «Арго», «Викинг» и «Мрия». Если верить Андрею Шкилю и Дмитрию Корчинскому, в разное время возглавлявшим украинских националистов, Чечню прошли по меньшей мере 10 тыс. членов их организации. Многие из них были награждены ичкерийскими знаками отличия за доблесть, проявленную в бою. А пострелять в российских солдат при этом довелось практически каждому из них. Но это белорусы и украинцы, понять их мотивы всё же можно, хотя и с трудом, а почему на Северный Кавказ ездят пострелять в своих русские?

Проведённые спецслужбами весной этого года мероприятия в рамках борьбы с радикальными националистическими организациями выявили, что ежегодно не менее сотни молодых парней из России ездят на Кавказ отнюдь не за тем, чтобы поправить здоровье в местных санаториях. Группировки «Общество белых-88» и «БТО – боевая террористическая организация» из Нижнего Новгорода, «Фольксштурм» из Екатеринбурга, «Айрон докерс» из Мурманска, «Отряд-88» из Москвы и многие другие организовывали вылазки на Северный Кавказ с целью отработать навыки владения стрелковым и холодным оружием в условиях, максимально приближенных к боевым. И на протяжении нескольких лет делали они это совершенно беспрепятственно. А наши солдаты только дивились, находя среди убитых боевиков-кавказцев парней явно славянской наружности.

Мёртвых, само собой, не допросишь. Зато разговорить удалось живых: несколько пойманных в 2008–2009 годах членов радикальной кавказской националистической организации «Чёрные ястребы» дали признательные показания следственным органам, в которых, в частности, упомянули, что им доводилось оказывать помощь соратникам из противоположного стана в наведении контактов с лидерами сепаратистского подполья на Кавказе. А основным «наводчиком мостов» между кавказскими и русскими националистами они назвали убитого осенью прошлого года уроженца Азербайджана Расула Халилова, который выступал фигурантом дела о нападении весной 2008 года группы националистов из организации «Чёрные ястребы» на двух московских студентов. Халилова стали таскать на допросы, и у тех, кто взаимодействовал с ним в русском националистическом движении, появились опасения: а не сдаст ли он всю их цепочку правоохранительным органам?

По теме

Халилова подстерегли на Алтуфьевском шоссе и несколько раз выстрелили в него из пистолета. Скорее всего на мёртвого Халилова списали чужие грехи, ведь сложно поверить, что один человек и занимался контактами с северокавказскими боевиками, и организовывал выезды русских националистов. Тем не менее именно после того, как подельники Халилова «слили» информацию спецслужбам, сотрудники ФСБ вплотную занялись отслеживанием цепочки русские ультраправые – кавказские сепаратисты.

Установлен и ещё один персонаж, который мог иметь отношение к организации переброски русских националистов из «Фольксштурма» и «Отряда-88» на Северный Кавказ, на стажировку у местных сепаратистов. Это уроженец Дагестана Исмаил Кадиев, застреленный год назад в Москве. Пятидесятилетний предприниматель, как выяснилось, пользовался услугами громил из русских радикальных организаций – они охраняли его торговые точки. С кем из боевиков был знаком Кадиев, сейчас устанавливает следствие, но, по предварительным данным, дорожку в отряд Муслима Гакаева русским экстремистам проторил именно он.

Но история связей кавказских боевиков и русских националистов началась гораздо раньше, нежели активность на этом поприще Гакаева с Халиловым. В 1995 году первый отряд УНА-УНСО – порядка 150 человек – отправился из Крыма в Грузию по морю, а оттуда – через Аргунское ущелье в Чечню. Командовал отрядом под названием «Арго» бывший советский офицер Валерий Бобрович, имевший опыт войны во Вьетнаме и поучаствовавший в грузино-абхазской войне на стороне грузин. Организовал выезд украинских националистов на Кавказ советский диссидент Анатолий Лупинос, просидевший в лагерях около четверти века. Лупинос дружил с главарём грузинских военизированных отрядов «Мхедриони» Джабой Иоселиани – они вместе сидели. Знал он и Бобровича – тот после увольнения из армии всерьёз увлёкся националистическими идеями, и у них с Лупиносом нашлись общие друзья. Вначале унсовцы съездили пострелять в Грузию – эту поездку организовали Иоселиани, Бобрович и Лупинос, а затем проторили дорожку в Чечню.

В России тогдашним полпредом УНСО выступил лидер экстремистской Народно-национальной партии (ННП) Александр Иванов-Сухаревский, также недавно освободившийся из мест не столь отдалённых, где он находился за экстремистские высказывания. Иванов-Сухаревский носился с идеей собрать в Чечне Русскую освободительную армию – из числа сагитированных солдат федеральных сил – и, по слухам, получил под это немалые деньги от финансистов Джохара Дудаева. Свою идею Иванов-Сухаревский так и не реализовал – не нашлось достаточно добровольцев, но собранные им 25 человек всё же отправились в Чечню, где воевали против Российской армии в составе отряда украинских националистов «Викинг» под командованием руководителя ровненского УНСО, главного редактора печатного органа националистов – газеты «Наша справа» («Наше дело») Александра Музычко. В Грозном отряд Музычко защищал штаб Аслана Масхадова и прославился тем, что под видом беженцев его бойцы проникали в расположение российских подразделений и, вызываясь стать проводниками, заводили их в засаду. Дудаев представил Музычко к высшей награде ЧРИ – ордену Героя чеченской нации.

Получить орден Музычко не успел – Дудаева ликвидировали, а сам Музычко сел в тюрьму за участие в бандитской разборке. Бойцы из ННП должны были принимать участие и в походе Шамиля Басаева на Будённовск: операцию разрабатывал уже упоминавшийся экс-диссидент Анатолий Лупинос, подружившийся с Ивановым-Сухаревским, но у того снова не нашлось достаточно добровольцев.

ННП и сегодня ведёт агитацию в Интернете – у партии, которой было отказано в перерегистрации, есть немало сторонников. Часть этих сторонников ездит на Северный Кавказ «на стрельбы». У погибших боевиков славянской внешности из отряда Гакаева были найдены распечатки материалов сайта ННП, так что установить взаимосвязь славянских и кавказских экстремистов в данном случае совсем несложно. Гораздо сложнее было отследить пути проникновения сторонников Иванова-Сухаревского на Кавказ. Но отследили. Оказывается, что помогали им всё те же проверенные люди из УНА-УНСО, а непосредственно координировал отправку военный референт УНСО полковник Виктор Чечилло, кстати, до недавнего времени кадровый сотрудник министерства обороны Украины.

«Легко понять, почему русские националисты стали использовать Северный Кавказ для оттачивания своих боевых навыков, – поделился с корреспондентом «Нашей Версии» известный украинский националист Дмитрий Корчинский, в своё время воевавший в Чечне на стороне Дудаева. – На Кавказе – максимально комфортная обстановка, ведутся боевые действия, но не всегда ведётся счёт погибшим. Это удобно, можно стрелять, учиться владеть ножом, но не на муляжах или на товарищах, имитируя удар, а на живых людях. Такой опыт дорогого стоит, поэтому и появился такой симбиоз. С другой стороны, кавказцам он тоже на руку: можно говорить о том, что не все русские против них, что есть и сторонники независимости Кавказа, воюющие за неё с оружием в руках. Выгодно и тем и другим. А значит, сотрудничество закончится не завтра».

*
17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
**
Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО). Признана экстремистской решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.08.2010 19:03
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх