Версия // Власть // Совет Федерации намерен лишить Госдуму монополии на лоббирование региональных законопроектов

Совет Федерации намерен лишить Госдуму монополии на лоббирование региональных законопроектов

1900

Перехватить инициативу

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Совет Федерации (СФ) намерен взять под свой контроль законодательные инициативы, исходящие из регионов. Согласно соглашениям о взаимодействии, которые верхняя палата отечественного парламента уже подписывает с представительными органами субъектов РФ, последние будут присылать свои законопроекты в СФ, а тот будет вносить их в Госдуму уже как совместные, «консолидированные инициативы». Чем вызвана новация и насколько выгодной она окажется для федеральных и региональных законодателей, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Соглашения с Советом Федерации подписали уже 42 региональных парламента. По словам спикера СФ Сергея Миронова, в стенах верхней палаты готовится сразу 15 консолидированных законопроектов. Новация была санкционирована президентом Дмитрием Медведевым, который поручил СФ «координировать законотворческую деятельность региональных парламентов».

Та энергия, с которой федеральные и региональные чиновники взялись за совместное продвижение законодательных инициатив, вполне объяснима. До сих пор ни те, ни другие практически не преуспели на этом поприще. Так, И это при том, что законотворческая мысль в субъектах РФ не скудеет. На конец прошлого года в Госдуме находилось почти 600 инициатив от региональных парламентариев. А всего с начала 2004 года их было внесено около 2,5 тысячи!

Как обиженно заявляет зампред Законодательного собрания Владимирской области Евгений Завьялов, «от нас не приняли и 1% законопроектов, рассмотрение региональной законодательной инициативы всячески тормозится». Более того, по словам руководителя аппарата Ивановской областной думы Виктора Слезина, «были случаи, когда некоторые депутаты Госдумы забирали наши инициативы и присваивали себе их авторство». Между тем, как считает председатель Костромской областной думы Андрей Бычков, «законопроекты с мест наиболее приближены к жизни. Увидеть все нюансы в регионе из федерального центра порой невозможно. Однако наши инициативы возвращаются из Госдумы, даже не рассматриваясь на пленарном заседании, из-за отсутствия заключения правительства».

Руководство верхней палаты парламента дипломатично называет другую причину торможения региональных инициатив. Как выразился первый зампред Совета Федерации Александр Торшин, «законодательный процесс в Госдуме устроен таким образом, что там очень узкое горлышко. Если сталкиваются по одному и тому же вопросу две законодательные инициативы от разных субъектов РФ, то они считаются альтернативными и их уже невозможно без согласия обеих сторон объединить в одну. Из-за этого количество законопроектов, которые необходимо рассмотреть в Госдуме, растёт. Вот поэтому мы и пытаемся сейчас координировать этот процесс».

Совет Федерации тоже не отличается законотворческой ретивостью. За последние два года в Госдуме было рассмотрено лишь восемь его инициатив. Причём лишь одна из них была принята и подписана президентом. Три законопроекта отклонены, ещё четыре ждут своего дня. При такой, мягко выражаясь, слабой креативной базе региональное законотворчество может придать больший смысл работе сенаторов, которая практически свелась к штамповке принятых Госдумой законов.

Как заявил «Нашей Версии» президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров, «региональные парламенты получают мощного лоббиста в лице верхней палаты парламента. Если раньше местные инициативы терялись в коридорах канцелярии и редко доходили до обсуждения на заседаниях Думы, то теперь СФ сможет без особых усилий продвигать значимые для развития регионов законопроекты, исходящие с мест. Налаживаются каналы обратной связи из регионов в Москву, и это не может не радовать. Самое главное, чтобы этот инструмент не стали использовать для решения своих узкокорпоративных интересов региональные торгово-промышленные группы».

Как отмечает заместитель генерального директора Центра политической информации Анна Лунёва, «в настоящее время СФ как инструмент лоббирования региональных интересов практически не работает. После изгнания оттуда глав субъектов РФ он превратился из одного из главных субъектов законодательной инициативы в место для заработка высокой пенсии. Однако санкция Медведева на то, чтобы СФ координировал законотворчество региональных парламентов, может повысить статус верхней палаты. Если СФ будет в силах добиваться принятия своих «консолидированных» законопроектов, то это создаст базу для трансформации политического поля за счёт снижения диктата Госдумы, которая до сих пор фактически монопольно лоббировала региональные интересы в парламенте».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.11.2009 13:13
Комментарии 0
Наверх