Версия // Культура // Кризис подарит России более качественный кинематограф?

Кризис подарит России более качественный кинематограф?

2459

Патриоты, вперёд!

Кому-кому, а Никите Михалкову кризис не страшен: в будущем году зрители наконец-то увидят сиквел «Утомлённые солнцем» lori.ru
В разделе

Несколько лет назад кинематографические прогнозы на 2010 год были самыми положительными. Эксперты предрекали российскому кино долю в 25% на рынке. Россия выходила на тот уровень производства, когда в прокате всё чаще появлялись крепкие средние картины – не фестивальные хиты, а именно того уровня, который нужен для проката. Но из-за финансового кризиса всё изменилось. Что нас ждёт в 2010 году, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Несмотря на кризис, этот год был богат громкими премьерами. На экраны страны вышли «Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука, «2-Асса-2» и «Анна Каренина» Владимира Соловьёва, «Возвращение мушкетёров» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, «Царь» Павла Лунгина. Тем не менее несколько самых ожидаемых проектов этого года выйдут лишь в будущем году – «Вий. Возвращение» и экранизация романа Виктора Пелевина «Generation «П».

– В 2009-м ещё будут премьеры, потому что производство фильмов и сериалов осуществлялось в благополучных 2007–2008 годах, – уверен глава компании «ПРОФИТ» Игорь Тослутнов.

По его мнению, всю глубину проблем покажет 2010 год. Потому что на данный момент очень мало картин, находящихся в производстве, многие съёмки отложены на неопределённое время. На сегодняшний день телеканалы не имеют подтверждения бюджетов на следующий год со стороны крупнейших рекламодателей. Соответственно кинокомпании не могут определить параметры бюджетов для кино- и телепроектов. Возникают вопросы качества. Если аналитики говорят, что в следующем году рекламный рынок может просесть на 30%, то производственный процесс должен стать дешевле на 50%.

Заявление неутешительное, но, по всей вероятности, так оно и будет с учётом последних новостей о том, что в связи с кризисом российским продюсерам пришлось заморозить 25–30% фильмов, запущенных в производство.

Бюджеты фильмов в рублёвом эквиваленте сокращаются, сокращаются зарплаты сотрудников съёмочных групп, падают гонорары высокооплачиваемых актёров на 70–80%.

О некоторых лентах, например, экранизации романа Сергея Минаева «Духлесс», хотя и было заявлено, но уже давно никаких вестей нет. Затерялся где-то и проект «Мы из будущего-2», который должен был выйти на экраны кинотеатров в этом году. Но все эти проекты были начаты ещё до кризиса.

Однако это не значит, что в этом году не начались съёмки новых проектов. Начались, вот только вопрос, что же мы увидим. Так как финансирование банкирами и девелоперами кино приостановлено, похоже, обещание государства поддерживать картины имеет большой успех среди некоторых кинематографистов.

В этом году компания «Централ Партнершип» и киностудия «Беларусьфильм» начали съёмки патриотического фильма «Брестская крепость» по заказу Союзного государства России и Белоруссии. Фильм с бюджетом 225 млн. рублей станет первой картиной со времён СССР, продюсером и 100-процентным инвестором которой выступает государство. Выйдет картина как раз в следующем году. Продюсерами проекта стали председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников, гендиректор «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян и гендиректор «Беларусьфильма» Владимир Заметалин.

По теме

Надо сказать, что «общенационального, культурного и социального значения, крупных кинопроектов, пропагандирующих нравственные ценности демократического общества и правового государства».

В год планируется создавать до 10 таких фильмов. При этом отбирать проекты будут экспертные комиссии при Минкультуры. В условиях кризиса желающих снять патриотическое кино будет немало. «Подобная схема госзаказа, когда государство полностью финансировало картину, существовала в советское время, однако с тех пор такая система не практиковалась», – отметил гендиректор кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов.

Так что бум патриотического кино в ближайшем будущем нам обеспечен. Тем более что на «Мосфильме» под грифом «подготовительный период» значится около 40 картин. Большинство из них как раз исторические, и неудивительно, если многие будут и патриотическими. Среди них «Князь Меньшиков» Павла Чухрая, всё та же «Брестская крепость». А Николай Досталь, только что получивший Гран-при XXXI Московского международного кинофестиваля за картину «Петя по дороге в Царствие Небесное», запустился с исторической лентой «Раскол».

«Успех картин, сделанных по госзаказу, будет целиком и полностью зависеть от того, удастся ли правительству навязать обязательную рекламу фильмов госканалам и обязательный их прокат крупным сетям кинотеатров, – считает кинокритик Кирилл Разлогов. – А это сделать, поверьте, значительно сложнее, чем просто выделить деньги на производство. Одно ясно точно: сейчас получат более широкие возможности те люди, которые способны делать пропагандистские картины».

Вообще, афиша следующего года помимо исторических картин изобилует именами известных ещё в советское время режиссёров. Юрий Кара снимает «Гамлета», Станислав Говорухин – «Сердца четырёх». На «Ленфильме» Виталий Мельников вовсю снимает фильм про Чехова «Львы, орлы, куропатки», а Алексей Герман вышел на финишную прямую со своим долгожданным проектом по повести Стругацких «Трудно быть богом».

В следующем году зрители наконец-то увидят первую часть сиквела фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», «Предстояние», а затем и вторую часть под названием «Цитадель».

Несмотря на кризис, в следующем году должен выйти на экраны самый крупный из запланированных российских проектов – лента «Дом». Бюджет картины оценивается в 6 млн. долларов. В картине задействовано более 40 героев, и, по словам режиссёра Олега Погодина, уже дали согласие на главные роли Сергей Гармаш, Богдан Ступка, Владимир Епифанцев, Лариса Гузеева, Юлия Высоцкая и другие.

В общем, картины с громкими именами будут. Так же, как будет ряд сиквелов – «Любовь в большом городе-2», «Любовь-морковь-3», «Наполеон капут!» (продолжение комедии «Гитлер капут!»). А вот картин без громких имён, огромных бюджетов будет минимальное количество. И это понятно. Банкиры и девелоперы в этом году, спасая основной бизнес, сокращали финансирование фильмов. Вкладывать деньги в ленты, которые не принесут прибыли, сейчас, в кризисные времена, просто невыгодно.

Впрочем, насколько серьёзными будут потери российского кинобизнеса, эксперты прогнозируют пока сдержанно и ждут конца года. Правда, все соглашаются, что в этом и следующем году фильмов на российские экраны выйдет меньше. По оценкам Movie Research Company (MRC), в 2008 году в общей сложности вышло 80 российских кинокартин. По итогам прошлого года кассовые сборы российских фильмов составили порядка 5,14 млрд. рублей.

В 2008 году среди всех 80 российских картин, вышедших в кинотеатральный прокат, окупилось пять фильмов. В 2007 году их было всего три», – рассказал гендиректор MRC Олег Иванов. «Если в этом году выйдет 50 российских фильмов, будет уже неплохо», – прогнозирует редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. При этом, по его оценкам, доля российских фильмов по итогам 2008 года составила 25% общих кассовых сборов российского кинопроката, в принципе показатели этого года вряд ли будут отличаться, так как российские кинопрокатчики сократили закупки фильмов на международных рынках, в результате чего количество новых зарубежных фильмов также уменьшилось. Так что, чего ждать от следующего года, пока никто не знает.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.07.2009 12:01
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх