Версия // Спорт // Динара Сафина: Популярность Марата мне не нужна

Динара Сафина: Популярность Марата мне не нужна

1880
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В нынешнем сезоне она ворвалась в элиту мирового тенниса, словно фурия, громя без разбора и признанных лидеров рейтинга, и «крепких середняков», к которым еще год-два назад относили её саму, и уж, конечно, игроков «второго и третьего эшелона». Неудивительно, что журналисты и болельщики разом перестали называть её «сестрой Марата Сафина», и всё чаще некогда ведущего игрока мужской сборной России величают «братом Динары». Действительно, в этом году она доказала всем, что в теннисной династии Сафиных-Ислановых есть не только мама Рауза Мухамеджановна, более 40 лет назад игравшая в финале юношеского «Ролан Гарроса», и сын Марат, победивший на двух турнирах «Большого шлема». За нынешний сезон Динара выиграла четыре крупных турнира, и это при том, что за всю карьеру на её счету всего девять титулов...

В нынешнем сезоне она ворвалась в элиту мирового тенниса, словно фурия, громя без разбора и признанных лидеров рейтинга, и «крепких середняков», к которым еще год-два назад относили её саму, и уж, конечно, игроков «второго и третьего эшелона». Неудивительно, что журналисты и болельщики разом перестали называть её «сестрой Марата Сафина», и всё чаще некогда ведущего игрока мужской сборной России величают «братом Динары». Действительно, в этом году она доказала всем, что в теннисной династии Сафиных-Ислановых есть не только мама Рауза Мухамеджановна, более 40 лет назад игравшая в финале юношеского «Ролан Гарроса», и сын Марат, победивший на двух турнирах «Большого шлема». За нынешний сезон Динара выиграла четыре крупных турнира, и это при том, что за всю карьеру на её счету всего девять титулов. Играла она и в финале Олимпиады, где уступила своей соотечественнице Елене Дементьевой. Ей же, кстати, Сафина уступила в последнем матче года на завершившемся в Дохе итоговом чемпионате WTA. Этот турнир вообще сложился для россиянки крайне неудачно – она уступила во всех трёх встречах. Впрочем, 2008 год всё равно стал для Динары без сомнения выдающимся.

–Динара, «серебро» Олимпийских игр в Пекине – ваше главное достижение сезона? Или что-то вы ставите выше?

– На мой взгляд, «Ролан Гаррос», участие в финале турнира «Большого шлема» – тоже большое достижение. Тем более что весенний успех пришёл как раз вовремя – после серии неудачных турниров в начале года. И могу смело сказать, что на Олимпиаду я ехала уже совсем другой – не той даже, что выиграла в мае турнир в Берлине и дошла до финала «Ролан Гарроса»...

– В Париже все отметили, что, несмотря на то поражение, вы не выглядели очень уж сильно расстроенной. Получается, что и поражение может нести заряд положительных эмоций?

– Знаете ли, главным итогом турнира в Париже для меня стало то, что во время «Ролан Гарроса» стали видны плоды работы, которую я делала с тренером. Как это ни пафосно звучит, но именно после таких турниров и матчей появляется уверенность, что ты всё делаешь правильно. А дальше появляются стимулы для продолжения работы, для тренировок, для улучшения игры.

– Значит ли это, что вы сейчас лучше чувствуете, над чем нужно работать?

– На мой взгляд, главной проблемой для спортсмена высокого уровня является его психологическое состояние. Можно играть одной рукой, с травмой ноги или спины, но если с головой не всё в порядке — никогда не добьёшься результата. Достичь этого очень сложно, у каждого свои секреты, в последнее время появились они и у меня. Только не спрашивайте о них, не расскажу: соперницы тоже читают газеты. (Смеётся.)

– Специалисты говорят, что вы в последнее время стали много внимания уделять стилю, рисунку игры...

– Главное – игрой надо доставлять удовольствие и зрителям, и самой себе. Если ты просто гоняешь мяч и думаешь, чтобы всё это поскорее закончилось, то обязательно будут проблемы. Не скрою, временами на меня такое находит. Бывает ещё, что хочется сыграть красиво, а соперница действует предельно жёстко, и волей-неволей переключаешься на рациональную, но не слишком зрелищную игру. Но я надеюсь, что прошли времена, когда кто бы то ни было мог диктовать мне ход игры. Теперь я часто веду игру. В том числе и потому, что хочется показать болельщикам красивый теннис.

По теме

– В последнее время вам удаётся это всё чаще. Но вот на олимпийском пьедестале почёта в Пекине вы плакали. Это были слёзы обиды на судьбу или разочарования от своей игры?

– Да, это были слёзы обиды. Но не на кого-то, на себя. Я ведь была уверена, что могу выиграть. К сожалению, это тоже был не мой финал. При этом чаще бывает, что я злюсь. И кричу, и обзываю себя разными словами. Не плачу. Но в Пекине, когда мы поднялись на пьедестал, что-то накатило…

– Женщины-теннисистки вообще-то часто плачут. Вы – исключение?

– У меня тоже бывает, я ведь человек эмоциональный. Тем более что раньше мне говорили подруги по команде, а потом и я сама неожиданно заметила – когда поплачешь, восстанавливаешься значительно быстрее.

– Ну это не секрет: психологи вообще считают, что женщина плачет, чтобы стать сильнее...

– Это абсолютно верно! Но я бы добавила, что женщина становится и спокойнее, и решительнее.

– Может, имеет смысл плакать не после, а накануне главных матчей?

– (Улыбается.) Надо бы попробовать, но пока у меня такого не случалось. Наверное, потому, что завести себя, заставить разозлиться куда проще, чем начать горевать.

– Вы сказали, что частенько ругаете себя вслух. И что именно вы кричите между розыгрышами?

– Секрет! (Смееется.) Просто бывает, что очень грубыми словами сама с собой разговариваю... Но в последнее время гораздо реже бывает, что я говорю себе о том, как всё плохо. Думать надо позитивно, ведь каждый матч можно выиграть.

– А вообще эмоциональные всплески на корте часто случаются? И если да, то помогают они или наоборот?

– Всё очень просто: если эмоции положительные, то, конечно, помогают. А негативные – как они могут помочь? Если сказать себе: «Я плохо себя чувствую», то, в конце концов, можно и заболеть. То же и в теннисе. Но, знаете ли, в последнее время мне всё чаще удаётся избавиться от статуса «избалованной девчонки». Чтобы сдерживать свои эмоции, не давать им волю, нужна светлая голова. Если их выпустишь на волю, уже не остановишь. Наверное, в проигранных финалах у меня просто не было свежей головы, и я позволила себе то, что недопустимо в игре на таком уровне.

– Сезон подошел к концу. В целом вы довольны его результатами?

– А что – отличный получился год! (Улыбается.) Я нашла свою игру, вот и пришли те результаты, о которых раньше можно было только мечтать. Но чтобы сделать последний шаг к титулу «Большого шлема», надо научиться сдерживать свои эмоции.

– Значит, несмотря на поражения в финальных матчах в Париже и Пекине, вы готовы признать этот год лучшим в карьере?

– Безусловно! Особенно если учесть, как неудачно сезон начался. Был момент, когда мне казалось, что я не найду выхода из той ситуации. Игра разладилась, мяча я не чувствовала, порой не знала, что делать на корте. Тогда я решилась на кардинальный шаг – рассталась с одним из тренеров. И это, наверное, было самое правильное решение в моей карьере. Мне удалось быстро и почти без потерь выбраться из эмоциональной дыры, и как-то незаметно пришли успехи...

– А вы, в свою очередь, стали спокойнее, а ваши эмоции – менее показными…

– Внешне, наверное, это так. Но внутренне – я всегда в состоянии кипения. Может быть, я просто научилась немного управлять эмоциями. Хотя это всё ещё получается отнюдь не каждый день. Но при этом я точно знаю, что стала сильнее психологически. Хотя в сложной ситуации ракетку до сих пор могу забросить в угол корта...

– Ну как же – это «фирменный стиль» Сафиных...

– Что поделать, гены! (Смеется.)

– И всё же теперь в вашей теннисной семье новый лидер. Теперь Марата чаще называют «братом Динары», а ведь ещё в прошлом году вы почти всегда были «сестрой Марата»?

– А я вот думаю, что и сегодня я куда в большей степени «сестра Марата», чем он – «мой брат». И так будет до тех пор, пока у Динары не случится больших побед. Марат был первым номером мирового рейтинга, он выиграл два турнира «Большого шлема». И мне всё ещё есть чему у него поучиться. Хотя не скрою, мне всегда хотелось играть не хуже Марата. А вот о том, чтобы быть такой же популярной, как он, я никогда не мечтала. Просто это совсем не моё, я не слишком люблю быть в центре внимания. Если это, конечно, не связано с победами на корте…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2008 14:17
Комментарии 0
Наверх