Процесс укрупнения российских регионов набирает обороты. Ещё недавно эксперты предрекали, что случившееся в начале марта объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом станет последним в череде межрегиональных слияний и поглощений. Однако уже в этом году ожидается ещё несколько громких объединений.
Изначально идея укрупнения регионов преследовала чисто экономическую цель: объединить бедные и слаборазвитые края и области с богатыми и успешными и таким нехитрым способом решить проблемы бедности и занятости населения. Некоторое время так и происходило: зажиточная Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким АО, влачившим незавидное существование. Бурно развивающийся Красноярский край, слившись с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, подарил некий шанс на процветание этих не самых удачливых, с финансовой точки зрения, регионов.
Однако сейчас на повестке дня – слияние отнюдь не бедствующих Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. А ведь это, пожалуй, самые процветающие на сегодняшний день регионы России. Так в чём смысл их намеченного объединения?
Один из авторов и основных проводников идеи укрупнения регионов, министр регионального развития Дмитрий Кстати, последнюю задачу призван решить проект слияния Краснодарского края и Республики Адыгея. Если он пройдёт более-менее успешно, в чём, впрочем, многие эксперты сомневаются, это даст толчок к объединению целого ряда субъектов в Южном и Приволжском федеральных округах, в том числе Чечни и Ингушетии. Но в экономически процветающих регионах нет ни намёка на сепаратизм, как нет и экономических проблем у большинства населения, не говоря уже об управляемости.
При этом ещё два-три года назад активным противником слияния Москвы и Московской области выступал губернатор Борис Громов: «Это будет регион-монстр, который сосредоточит в себе треть экономического потенциала страны, но которым невозможно будет управлять». Теперь он, вероятно, пересмотрел своё отношение к вопросу, поскольку недавно заявил, что «в случае слияния столицы и области остальные регионы могли бы получить достойный пример, на который можно будет равняться». О том, как и кому удалось убедить Громова в перспективах грядущего слияния, слухи ходят самые разнообразные. Любопытно при этом, что ярый сторонник слияния Москвы и области столичный мэр Юрий Лужков, похоже, также подверг ревизии свои недавние убеждения: «конечно, объединение может решить проблемы инфраструктуры, строительства, энергетики, но спешить с этим не стоит, нужно хорошенько взвесить все «за» и «против».
Губернатор Московской области далеко не единственный противник идеи укрупнения, которого удалось «перековать». Ещё недавно полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов как мог сопротивлялся натиску вице-спикера ЗакСа Санкт-Петербурга Юрия Гладкова. «Вместе городу и области гораздо легче будет осуществлять административную и муниципальную реформы», – заявил Гладков в ответ на отповедь Клебанова, считавшего, что-де «экономически и территориально регионы существенно различаются друг от друга». Теперь и питерские власти, и Илья Клебанов единодушно полагают, что в идее объединения Питера с областью что-то такое есть. Возможно, это шанс Северной столицы потягаться с Первопрестольной и раз и навсегда выяснить, кто успешнее. Но, похоже, успешнее окажется некто третий.
Стало известно, что россиян, которые планируют покупать недвижимость, стали обманывать недобросовестные риелторы. Они показывают под видом интересующего клиента объекта совершенно другое жилье.
Экс-губернаторы Тюменской области – и Рокецкий, и сменивший его Собянин – всегда очень хотели объединиться с Ямалом и Ханты-Мансийским АО, но взаимных чувств в автономных округах они не находили. Регион, на территории которого находятся грандиозные залежи нефти и газа, мог бы стать богатейшим в России, когда бы не некоторые сложности. И дело даже не в том, что власть предержащие округов, входящих в состав «тюменской матрёшки», настроены против объединения. Против были настроены те, кто контролировал энергетические потоки.
Когда-то Дмитрий Козак выдвигал идею выделения в каждом из федеральных округов одной экономически мощной области. Объяснял он это так: если в округе имеется один регион экономически успешный, то остальные, менее развитые края и области, входящие в округ, будут так или иначе попадать под влияние более развитого соседа. А это не только даст экономические преференции, но ещё и позволит решить, в частности, вопрос сепаратизма национальных республик и придаст смысл идее разделения страны по семи округам. Теперь становится ясно, что все эти годы идея Козака развивалась и нынче выходит, по всей вероятности, на завершающий этап.
Пока неясны перспективы лишь одного округа – Приволжского. Там объединительная идея экономических гигантов – Татарстана и Башкирии – местные элиты, мягко говоря, не захватила. И сейчас аналитики прикидывают, с кем бы повыгоднее слиться таким образом, чтобы центр нового образования был в Нижнем Новгороде. Почему центром притяжения выбран именно Нижний – загадка. Наверное, просто потому, что отпали Казань и Уфа.
А вот в Южном федеральном округе лидер уже наметился – это Краснодарский край. И попытка слияния с Адыгеей только начало, «пробный шар». Вполне возможно, что регион сольётся со Ставропольским краем, к тому есть предпосылки, да и с местными элитами проведена разъяснительная работа. Дело за малым: запустить процесс. По слухам, это вопрос нескольких месяцев. Ростовская область также не останется в стороне: там с элитами ещё работают, но уже очевидно, что именно Ростов-на-Дону станет центром территориального объединения, получившего предварительное название Казачий край. Дмитрий Козак считает, что такой край сможет не только удержать подле себя южные республики, но и обеспечивать в них порядок.
На Урале процесс также запущен, но окончательное решение пока не принято. В политических кругах Челябинской области предложили один вариант, а губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступил с другим. Теперь обсуждают, как выгоднее поступить: то ли создать, как предложил Россель, новый субъект на базе Свердловской, Челябинской и Курганской областей, то ли поначалу разделить Курганскую область между Челябинской и Свердловской и оставить на Урале два «центра экономического влияния». По мнению местных экспертов, тем самым будет достигнут компромисс между стремлением руководства Челябинской области сохранить самостоятельность и политикой высшего руководства России по сокращению числа субъектов федерации. Некоторые эксперты соглашаются с такой логикой. Но победит тем не менее проект Эдуарда Росселя, во всяком случае, в последнее время ходят такие слухи.
Итак, дело движется к тому, что в России уже в ближайшее время появятся шесть или семь так называемых мегарегионов. Политологи по-разному оценивают их перспективы: к примеру, председатель правления Центра политических технологий Марк Урнов настроен скептически: «Глобальная перекройка границ внутри страны является не просто второстепенной задачей для государства, она чревата целым рядом издержек, которые в перспективе могут привести если не к развалу страны, то уж точно к нарастанию социальной напряжённости, росту национального самосознания, этническим конфликтам, утратой контроля над созданными мегарегионами. В результате идея, призванная усилить управляемость территориями, нивелировать возможность национального сепаратизма, улучшить жизнь населения регионов, может дать эффект, прямо противоположный задуманному». Однако глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский настроен гораздо оптимистичнее: «В плане Козака по укрупнению территорий есть определённая логика. Я не считаю, что укрупнение чревато ростом сепаратизма, скорее наоборот. Заодно решится целый ряд экономических вопросов, а в округах появятся регионы-лидеры. Это очень перспективно, на мой взгляд».