Версия // Бизнес // Антиалкогольная кампания привела к росту продаж спиртного

Антиалкогольная кампания привела к росту продаж спиртного

1828

Примем в меры

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

«Чай не водка – много не выпьешь» – оказывается, эта шутка имеет прямое отношение к российской действительности. В отличие от чая продажи водки растут, невзирая на репрессии. Хорошо ли, плохо ли, но мы всем своим здоровьем подтверждаем стереотипную любовь к крепкой выпивке.

Странно, но пресса не заметила, что сейчас в России происходит небывалое событие. Впервые в обозримой истории антиалкогольная кампания не сопровождается массовым недовольством – во всяком случае, явно выраженным. Между тем, если сравнить нынешние ограничения: запрет на рекламу алкоголя, ограничение времени и мест продажи, резкое подорожание в связи с ростом акцизов, – нынешняя ситуация немногим отличается от времён горбачёвского «сухого закона». Разве что виноградники не вырубают – впрочем, думается, из-за невысокой популярности вина и отсутствия широко развитого виноградарства.

О чём это говорит – население смирилось? Да нет, просто благосостояние людей действительно выросло, выбор возможных вариантов – тоже, так что принимаемые меры раздражают, конечно, но не настолько, чтобы начать протестовать. А ещё нынешняя борьба с зелёным змием показывает, что змий одерживает решительную победу.

Согласно Росстату, оптовые продажи водки в России за июль увеличились на 8%. Заметим: речь идёт, во-первых, о середине лета, когда продажи крепких напитков традиционно снижаются, уступая место пиву и слабоалкогольным напиткам. Что, июльскую 30-градусную жару потребители решили побороть 40-градусным напитком?

По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, дело не в росте продаж водки. Он обращает внимание на то, что речь идёт об оптовой торговле. То есть спрос вырос не со стороны граждан, а со стороны ретейлеров. «Это было связано с тем, что в производстве резко выросла ставка акциза – на 20% с 1 июля. Не был решён вопрос с полусладкими винами. То есть производители старались как можно больше произвести продукции со старой ставкой акцизов, со старой маркой, и аналогично работала и оптовая торговля. Вся товаропроводящая цепочка насыщалась продукцией и в июне, и в июле. И в июле продолжалась продажа продукции со старой ставкой акцизов в какой-то степени на льготных условиях», – пояснил эксперт.

Впрочем, граждане тоже запасались водкой в преддверии подорожания с 1 июля 2012 года – благо слухи об этом ходили давно. «В итоге потребители делали запасы, но это не значит, что они всё выпили», – говорит Дробиз.

Однако, по его мнению, это не отменяет того факта, что водка и иные крепкие напитки остаются в России наиболее популярными. Так, по данным Росстата, реальные продажи алкоголя населению с января по июль этого года увеличились на 3% по отношению к прошлому году. Причём наибольший рост продаж показали коньяки – их граждане купили почти на 6% больше, чем в прошлом году. Потребление водки увеличилось на 2,5%. Впрочем, она остаётся любимым напитком у половины россиян.

Рост потребления алкогольных напитков – это общемировой тренд.

По теме

«В цивилизованных странах снижается потребление низкоалкогольной продукции – вина, пива, слабоалкогольных напитков. Это связано с кризисом: в этот период люди предпочитают пить дешёвый крепкий алкоголь», – говорит Дробиз.

С одной стороны, продолжающийся не первый год кризис заставляет людей искать средство для снятия стресса. С другой – материальное неблагополучие толкает потребителей к покупке крепких напитков. Ведь для снятия стресса нужен сам факт опьянения, а не наслаждение букетом – и тут крепкий алкоголь вне конкуренции.

Что делают правительства развитых стран? Стимулируют интерес граждан к низкоградусной продукции – вину, как во Франции или Италии, пиву, как в Германии и Скандинавии. Российский Минздрав предпочитает бороться с «пивным алкоголизмом», ну а вино никогда не было в особом почёте у россиян.

Одновременно ведомство поддерживает рост цен на крепкий алкоголь, дабы сделать его менее доступным для молодёжи. «Цены на крепкие алкогольные напитки должны быть очень высоки. Это снизит потребление спиртного среди молодёжи», – заявил главный нарколог Мин-здрава Евгений Брюн. Он утверждает, что проводимая политика даёт плоды: в городах России с хорошей экономикой число алкоголиков снижается, хотя в деревнях и маленьких городах число алкогольнозависимых всё ещё очень высоко. Однако это может говорить совершенно о другом.

Например, о том, что малообеспеченные потребители, проживающие в большинстве своём как раз в деревнях и малых городах, массово переходят на суррогаты. Кстати, по мнению Дробиза, этот процесс усилится после 1 января 2013 года, когда из-за роста акцизов самая дешёвая легальная бутылка водки будет стоить около 180–185 рублей.

Потребление водки расти больше не будет, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, что связано с прошедшим 15-процентным ростом акцизов и запланированным их увеличением с января ещё на 30%.

Результат? По данным того же Минздрава, от отравления алкоголем ежегодно умирают до 40 тыс. россиян. Нетрудно предположить, что с ростом потребления суррогатов эта цифра только увеличится.

«Законодательные акты и все потуги нашего правительства что-то ограничивать, что-то вообще делать с алкоголем ведут к одному – усилению водочного лобби и к тому, что цены на вино и качественный алкоголь продолжают расти», – сердится винный критик Дмитрий Лысенков. На алкоголиков это, по его мнению, не оказывает ни малейшего влияния. «У простых людей, которые увлекаются алкоголем, собственно, нет ни малейшего повода начать интересоваться чем-то другим, и поэтому они пьют то, что дёшево, и то, что они привыкли пить и что доставляет им нужный эффект», – говорит эксперт.

В крупных благополучных городах – другая беда. Та самая молодёжь, которую Минздрав решил спасти от водки, умирает, сходит с ума и попадает в тюрьмы из-за наркотиков. О том, что волна «легальных» наркотических средств, так называемых спайсов, маскирующихся под «курительные смеси», «соли для ванн» и проч., захлёстывает мегаполисы, буквально кричат все эксперты. А российский «крокодил», изготавливаемый из дешёвых отечественных лекарств, добрался даже до благополучного Запада, изрядно всполошив тамошних борцов с наркотиками. Однако в Минздраве по этому поводу не волнуются – наркоманы проходят по другому ведомству. А в его сводках – уменьшение алкоголиков.

В сущности, ровно потому власти развитых стран, ограничивая потребление крепкого алкоголя, предпочитают стимулировать переход населения на менее крепкие спиртные напитки, а не ограничивать общий объём потребления.

У России примерно так происходило в последнее 10-летие с пивом, которое не попадало под общие запреты из-за технологических особенностей. Благодаря этому в стране в короткое время была создана мощная пивоваренная промышленность, а молодёжь с портвейна, «плодово-выгодной» водки перешла на пиво. Но крики сторонников запретов о «пивном алкоголизме» сделали своё дело: с 2011 года пиво законодательно было приравнено к алкоголю, а акцизы на него начали расти опережающими темпами. В результате, как отмечают теперь пивовары, граждане переходят с пива на водку: по данным Росстата, за первое полугодие 2012 года производство пива в России упало на 3,3%, а производство водки увеличилось на 17,3%, коньяка – на 30,2%, вина – на 13,4%.

Всё это может закончиться печально, предупреждают эксперты. Так, благодаря акцизной политике к 2015 году 80% алкогольного рынка может занять нелегальная продукция. Для наполнения акцизными сборами бюджета это, впрочем, не слишком важно. Как показывает статистика, крепкий алкоголь делается всё более популярным у обеспеченной части граждан, так что акцизы с элитного алкоголя помогут пополнить бюджет.

Так, с начала года больше всего выросло потребление виски (прирост более 50%), а также коньяка (прирост более 43%). Правда, число их приверженцев мало и составляет примерно 5% населения, однако эксперты прогнозируют рост потребления коньяка на 5%, а виски – на 15% в год.

Вообще, последние 12 лет объёмы потребления крепкой алкогольной экзотики – виски, рома, джина, текилы, абсента – выросли в 50–70 раз, отметил Дробиз.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.09.2012 16:20
Комментарии 0
Наверх