Версия // Общество // Алкоголизм хотят лечить переходом с водки на лёгкие напитки

Алкоголизм хотят лечить переходом с водки на лёгкие напитки

2093

Истина в вине

Пристрастие к водке в очередной раз попробуют изжить экономически lori.ru
В разделе

Идущая полным ходом антиалкогольная кампания грозит превратиться в борьбу лоббистов, которые отстаивают интересы производителей тех или иных видов алкогольных напитков. Скажем, на прошлой неделе свои предложения по регулированию отечественного алкогольного рынка озвучили виноделы. Примечательно, что суть предлагаемых изменений фактически сводится к одному: задавить государственным регулированием водочный рынок. Авторы идеи считают, что тем самым не только изменится структура потребления алкоголя, но и произойдёт массовое отрезвление.

Тот факт, что борьба алкогольных лоббистских структур обострилась именно сейчас, не случаен. Несколько недель назад главный «надзиратель» – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) – представила новую концепцию развития отрасли. Ключевое предложение ведомства не поражает новизной: в ближайшие 10 лет чиновники предполагают снизить алкоголизацию населения в два раза. «Это рамочный, базовый документ, принятый скорее для отчётности. Но именно под него будет разрабатываться нормативная база, регулирующая работу отрасли», – отмечает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Другими словами, недавнее представление широкой общественности «алкогольной концепции» фактически явилось той самой отмашкой для отраслевых лоббистов: в ближайшее время начнётся очередное редактирование отраслевого законодательства. Снижать алкоголизацию населения чиновники предполагают посредством изменения структуры потребления, то бишь переходом от столь любимой россиянами водки к более низкоградусным напиткам. Так что выступления виноделов выглядят тем более логично.

Начиная с середины 80-х годов, по данным ЦИФРРА, среднестатистический россиянин потребляет порядка 15 литров водки и крепких суррогатов в год, а вина – всего 3 литра в год. Такая «нелюбовь» россиян к вину, по мнению производителей, отнюдь не случайна. Всё дело в том, что ещё с совётских времён на внутренний рынок качественной продукции практически не поступало.

«Во времена Советского Союза населению страны очень жёстко ломали и портили вкус», – уверен сенатор от Кубани Александр Починок. По его словам, в СССР умышленно наращивали производство водки, поскольку были необходимы дополнительные поступления в бюджет, в то время как винная промышленность фактически оказалась в загоне. В частности, шампанское производили из сырья невысокого качества, а виноматериалы для портвейна привозили из Алжира в тех же танкерах, в которых возили нефтепродукты. В 80-е годы, с началом антиалкогольной кампании, в СССР была вырублена значительная часть виноградников. Справедливости ради стоит отметить, что, говоря о наращивании производства водки ради увеличения поступлений в госбюджет, сенатор немного лукавит. Согласно официальным открытым данным о бюджете СССР, водочные акцизные поступления в 70-е годы составляли не более 1% доходной части бюджета.

Между тем такое педалирование акцизной тематики отечественными производителями вина не случайно. Давнее желание отечественных производителей вина – получить преференции по акцизным ставкам на свою продукцию.

«Сегодня существуют минимальные акцизы на водку, на пиво они выше, а максимальные – на вино», – негодует Александр Починок. Между тем, говоря о якобы низких акцизах на водку, представители «винного лобби» почему-то забывают о том, что, например, , в бутылке шампанского или игристого вина – 10 рублей.

По теме

«Винникам надо говорить не о том, чтобы им снизили или вовсе убрали акциз, а о том, чтобы 5 млрд рублей в год, которые государство получает от отрасли в виде акцизов, впоследствии возвращались бы в виноградарский сектор. Если эти 5 млрд рублей разделить на 60 тыс. гектаров виноградников, которые сегодня есть в России, то можно было бы дать неплохой толчок развитию виноградарства в России», – говорит Вадим Дробиз.

«Сегодня мы стоим перед выбором: пойти по пути антиалкогольных реформ 80-х, приведших к плачевным результатам, или же убедить общество и власть в том, что бороться с алкогольной зависимостью надо не только сокращая потребление алкогольных напитков, но и создавая цивилизованную альтернативу. У нас есть все условия для того, чтобы стать одной из ведущих винных держав», – уверяет председатель совета директоров компании «Абрау-Дюрсо», глава Союза виноградарей и виноделов России Борис Титов.

Главная проблема, однако, заключается в том, что повышением алкогольных ставок на крепкий алкоголь едва ли удастся решить вопрос с изменением структуры потребления. По мнению аналитиков рынка, результатом роста цен на водку будет лишь увеличение на рынке доли контрафактной продукции, а также рост самогоноварения. Правда, чиновники, похоже, не склонны разделять подобную позицию.

На прошлой неделе Минфин представил свои предложения по поправкам в Налоговый кодекс, предполагающие увеличение акцизов на спирт. Согласно представленному законопроекту в следующем году ставку акциза за литр безводного спирта предлагается увеличить с нынешних 210 рублей до 330. В 2012 году – до 490 рублей, в 2013 – до 650 рублей за литр. То есть уже в 2013 году размер акциза в полулитровой бутылке водки может составить 130 рублей по сравнению с нынешними 42 рублями.

«Мы считаем, что водка не должна быть дешёвой, это не товар первой необходимости», – пояснил позицию ведомства заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

Однако пока позиция Минфина, похоже, не нашла понимания в правительстве. На прошлой неделе рассмотрение предложенных поправок даже не включили в повестку заседания кабмина. Напомним, что это уже не первый раз, когда Минфин пытается выступить с предложениями резкого увеличения акцизов на алкоголь – аналогичные попытки уже предпринимались и в конце прошлого года, и в начале нынешнего. Однако пока ещё ни разу финансовому ведомству не удалось убедить правительство в необходимости роста цены на любимый напиток россиян. Против столь резкого подорожания водки выступают и в Росалкогольрегулировании, где уже готовят отрицательный отзыв на законодательную инициативу Минфина.

Интересно заметить, что винники сегодня оказались чуть ли не единственными сильными отраслевыми лоббистами в борьбе против водочников. Другое традиционно сильное лобби – производители пива – похоже, всё больше теряет своё былое влияние. Уже несколько месяцев в Госдуме лежат соответствующие поправки в действующее законодательство, согласно которым пиво предполагается признать алкогольным напитком. А значит, регулирование пивного рынка будет происходить по тем же правилам, что и других алкогольных напитков. Дабы не допустить этого, отрасль в срочном порядке разработала проект технического регламента, в котором в том числе даётся чёткое определение, что пивом может называться только напиток, изготовленный без применения этилового спирта. Однако с принятием данного документа вышла небольшая заминка. Помимо того чтобы отбиться от госрегулирования, пивняки также попытались законодательно закрепить послабления в технологическом процессе, предполагающие изготовление пива из несоложённых материалов, что приводит к значительному снижению издержек производства. В результате именно этот пункт стал поводом для междоусобных войн, и об извечной борьбе с водочниками пришлось на время забыть.

На прошлой неделе в проект пивного техрегламента были подготовлены очередные поправки. Депутат от Воронежской области Александр Сысоев предлагает ограничить на 20% использование несоложенных материалов при производстве пенного напитка.

«Мы не должны допустить, чтобы российский потребитель расплачивался своим здоровьем за сверхприбыли пивоваренных компаний. Кроме того, принятие этой поправки обеспечит реальную поддержку сельскому хозяйству, о чём активно говорят сами пивовары», – пояснил Сысоев. В результате сегодня пивной индустрии придётся выбирать: либо идти на компромиссы и отказываться от технологических поблажек, либо «сдаться» и позволить включить себя на законодательном уровне в число производителей алкогольных напитков.

Кстати, по мнению отдельных аналитиков, боязнь пивоваров стать официальной частью алкогольного рынка не всегда идёт им на пользу. «Сегодня пивняки не могут себя в полной мере противопоставить водочникам, поскольку даже не являются частью алкогольного рынка. В результате нападки чиновников оказываются одинаково сильными как на водочников, так и на пивоваров», – рассуждает Вадим Дробиз.

Между тем именно вино и пиво являются теми самыми напитками, на которые в идеале предполагается переключить потребительский спрос, дабы снизить алкоголизацию населения. Однако первые пока что не могут насытить внутренний рынок достаточным количеством собственной продукции, а вторые слишком озабочены процессом освобождения от государственного регулирования.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.06.2010 11:48
Комментарии 0
Наверх