Версия // Культура // 25 лет грядёт альбому «Coming Up» Suede

25 лет грядёт альбому «Coming Up» Suede

10403

Замшевые

Suede в Таиланде
Фото: commons.wikimedia/JD554
В разделе

Наши исследования ключевых дисков разных лет и разноплановых артистов продолжаются. В поле нашего внимания попал альбом 1996-го года выпуска под названием «Coming Up» (в пер. с англ. «На Подходе») от «икон» брит-попа Suede, с даты выхода которого скоро исполнится 25 лет! Несмотря на смену талантливого гитариста Бернарда Батлера, пластинка считается почти совершенной. Ее настроение – солнечное, а звук отлично подходит к летним жарким денькам и сопутствующим им водным процедурам!

Не мной замечено, что с течением времени интерес к музыкальному направлению «брит-поп» и его представителям растет. Мы не могли остаться в стороне от современного тренда и уже пытались разобраться в статье, посвященной крупным представителям брит-попа под названием Oasis, в причинах такого интереса к нему у широких народных зрительских масс. Выяснилось, что дело было, конечно, не только в их неоспоримых музыкальных талантах, но и в конкуренции с не менее маститой формацией Blur, которой было посвящено много страниц таблоидов и музыкальной прессы. На потеху публике был мастерски разыгран спектакль, без которого крупный шоу-бизнес вроде как и не шоу-бизнес вовсе)).

В отличие от своих вышеупомянутых коллег по альтернативно-роковой, осененной изменчивой музой брит-попа сцене (куда также входят такие гиганты, как Pulp, Manic Street Preachers, The Verve и др.), Suede не слишком ввязывались в шумные гонки за первые места хит-парадов, сопровождаемые умопомрачительными разбирательствами, хотя поскандалить также успели. Коллектив образовался в 1989 году.

Бретт Андерсон
Бретт Андерсон
Источник: commons.wikimedia/Paulkhera

И с тех самых пор, не торопясь и со знанием дела, музыканты, ведомые вокалистом и композитором Бреттом Андерсоном и сооснователем группы – бас-гитаристом Мэтом Османом, оттачивали свой материал, записывали пластинки и развивались, потихонечку оттягивая на себя внимание поклонников как из лагеря Oasis, так и Blur. При этом (благодаря обильным концертам) они снискали себе уважение еще до выхода своего одноименного с названием формации дебютника «Suede» (1993), что переводится с английского как «Замша». Предварительный спрос на еще не выпущенную работу коллектива был столь высок, что с ходу получил «серебро» (т.к. количество заявок превысило 60 тысяч)!

Их «первенец» сразу застолбил им место среди ведущих игроков сцены брит-попа по своему выходу. Помимо хороших продаж, диск удостоился почетной музыкальной премии «Mercury». Слушателям пришлись по душе своенравные, сексуальные, стильные и цеплючие гармонии, транслируемые Андерсоном и его тогдашним соавтором – гитаристом Бернардом (Берни) Батлером. Они выигрышно смотрелись на фоне грохочущего музона заполонивших тогда радио и теле-эфиры непричёсанных гранжевых банд. Второй альбом «Dog Man Star» (1994) стал более претенциозным и развил тенденции первого. Во время его записи Андерсон сильно и шумно повздорил с Батлером, итогом чего стал уход Бернарда в «свободное плавание». Меломаны даже предрекли «закат» Suede, но ушлый Андерсон где-то откопал музыкального «самородка» по имени Ричард Оукс (кстати, поклонника гитарного стиля игры Батлера), с которым и был записан искомый, третий по счету диск «Coming Up» (1996).

Ричард Оукс
Ричард Оукс
Источник: commons.wikimedia/Ed Webster

Оукс не только не посрамил музыкальные качества «замшевых», но и в чем-то улучшил звук Suede (хотя на этот счет есть разные мнения). Андерсон, глядя на новичка, также собрался, подтянулся. Остальные музыканты также почувствовали свежие веяния и не ударили «лицом в грязь». Итогом чего стал прорыв «Coming Up», считающийся лучшей работой группы.

«Coming Up» (1996) довольно быстро завоевал «золото». Альбом звучал свежо, подчеркнуто наследуя шикарным интонациям знаменитого Моррисси. Не могу не отметить ярко выраженную глэмовую составляющую Suede. Само собой напрашивается сравнение. Если Oasis брали уши зрителей гитарным «штурмом» в лучших традициях великих групп 1960-х и 1970-х годов (вроде The Beatles), Blur любили эксперименты, заигрывания с электроникой, прыгучими ритмами пост-панка (что впоследствии сполна проявится в «побочном» проекте Деймона Албарна Gorillaz и в сольниках артиста), то Suede не стеснялись намеков на сверкающую роскошь великолепных Duran Duran или стилистику великого и изменчивого «хамелеона» рока Дэвида Боуи.

Такой подход, безусловно, создал им репутацию больших и очень интересных музыкантов, но с «побочкой» в виде клейма «выпендрежников» или манерных «стиляг» от брит-попа. Впрочем, Андерсону и компании было, по большому счету, плевать на чужие мнения, поэтому весь свой нерастраченный к середине лихих и свободных 1990-х годов пыл они вложили в «Coming Up».

«Coming Up» стал достойным ответом на вопрос, сумеет ли группа справиться без Батлера и сможет ли Оукс заменить его в качестве композитора и гитариста. Пять выпущенных впоследствии синглов заняли первые места в национальных и мировых хит-парадах, начиная буквально с первой недели выхода альбома. Сам альбом вышел в сентябре, но первый сингл пошел в активную ротацию в июле 1996 года и сразу вызвал большой интерес. Поэтому ответ на выше поставленный вопрос нашелся сам собой. Они справились! При этом критики и меломаны отметили изменение звучания формации. Их музыка стала более запоминающейся и оптимистичной, хотя и с неслабым налетом меланхолии, словно при праздновании японского «Ханами» – «Праздника цветения сакуры» или его осеннего аналога – «Праздника Хризантем». На «Coming Up» к Suede присоединился клавишник и второй вокалист Нил Кодлинг, двоюродный брат ударника Саймона Гилберта.

Опус насыщен красивыми и в меру жесткими балладами, которые отсылают к отблескам ушедшей красоты прошлого, где при желании можно расслышать сильное эхо прекрасных и стилистически почти безупречных произведений Марка Болана, Дэвида Боуи, Cars и Брайана Ферри, оригинально сочетаемыми с гимнами нового поколения «девяностых». Он начинается с полной намеков «Trash», продолжаясь насыщенной плотными риффами «Filmstar», ритмичными «Lazy», «By the Sea» и «She». Далее настроение улучшат «Picnic by the Motorway» и стильная до дрожи в чреслах «Beautiful Ones», чьи идеи развивает фантасмагорическая «Starcrazy», ударно переходящая к загадочной «The Chemistry Between Us». Заканчивается все великолепие своевольной «Saturday Night». В целом, одна запоминающаяся мелодия сменяет другую и их хочется переслушивать вновь и вновь.

Нил Кодлинг
Нил Кодлинг
Источник: commons.wikimedia/Ed Webster

В завершение процитирую Пола Роланда, который в своем произведении «Рок и Поп» (и я согласен с именитым автором в его оценке происходящего) отмечал: «В эпоху, когда итог многих произведений из чартов мейнстрима может быть выражен одной единственной песней, каждый альбом Suede оправдывает свое место в серьезном собрании пластинок или компакт-дисков. Если это ретро (я бы сказал «пост-ретро» – авт.), то пусть его иногда будет больше!».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2021 13:30
Комментарии 0
Наверх