// // 21 апреля в «Аптекарском огороде» пройдет вечер памяти Рави Шанкара

21 апреля в «Аптекарском огороде» пройдет вечер памяти Рави Шанкара

795

Отражения звуков и смыслов

2
В разделе

В преддверии празднования 100-летия Рави Шанкара интернациональный ансамбль музыкантов исполнит в тропической оранжерее Ботанического сада МГУ избранные раги великого индийского Маэстро Рави Шанкара.

Искусство игры на ситаре восходит к III веку. Прародителелями инструмента являются индийский вина и таджикский сетор. Уже в начале нынешнего тысячелетия инструмент был популярен в Индии. Но только в ХХ веке, благодаря таланту и подвижнической деятельности Рави Шанкара ситар стал популярен в мире.

Особенную известность Рави Шанкар (1920 — 2012) получил после выступления в 1969 году на рок-фестивале «Вудсток». К 1980-м годам двадцатого века он уже был столь популярен, что концертировал с Иегуди Менухиным и записывался вместе с Джорджем Харрисоном. Рави Шанкар — обладатель множества премий и наград, среди которых Polar Music Prize, «Гремми», премии ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Он имел четырнадцать докторских степеней, был членом парламента Индии, почетным членом Американской Академии Искусств, имел звание Командира Французского Почетного Легиона, а в 2004 году номинировался на Нобелевскую премию Мира.

Рага – закон построения произведения в индийсой музыкальной традиции. Целью исполнения раги является «раса» – духовное единение слушателя и исполнителя через музыку. Считается, что «раса» может быть достигнута только при исполнении раги в положенное для неё время года и суток.

Исполнители:

Алокеш Чандра (ситар, ученик Рави Шанкара);

Гульфам Сабри (табла);

Андрей Березин (виолончель);

Ольга Барковская (клавиши);

Роман Колесников (электроника, программирование).

В программе концерта - раги Рави Шанкара: «Kameshwari», «Purvi Kalyan», «Kirwani», «Parameshwari», «Rangeshwari».

По завершении концерта анонсирована freestyle party.

Расскажем подробнее о приглашенных музыкантах:

Алокеш Чандра (Австрия / Индия).

Музыкант с загадочным происхождением, проведший часть жизни в Калькутте и в Вене. Алокеш Чандра представляет древнее искусство индийской классической музыки и принадлежит к музыкальной традиции известной как Сения Майхар Гхарана. Алокеш изучал классическую игру на ситаре с 1996 года в Калькутте, в Дели и в Лондоне по традиционной системе, известной как «гурукул». Его учителями являются такие великие мастера как пандит Рави Шанкар, Шьямал Чаттерджи и Парто Сароти. С 1999 года Алокеш выступает с многочисленными концертами в Европе и Индии, участвует в таких фестивалях: Зальцкаммергут Австрия, Тирольский Фестиваль, Музыкальный Фестиваль Салт Лэйк Калькутта, фестиваль «Ситар в Петербурге» и во многих других местах. Алокеш возглавляет Общество Индийской Классической Музыки «Аланкара», созданное им в Вене в 2005 году.

Гульфам Сабри (Индия).

Индийский музыкант и композитор, представитель традиции Сения Гхарана из Рампур-Морадабада. Известен как исполнитель классической музыки Хиндустани в стиле кхаял и тумри, а также суфийских газелей. Гульфам Сабри принадлежит к известному роду музыкантов и представляет его седьмое поколение. Он - младший сын всемирно известного мастера саранги Устада Сабри Хана. Уже в возрасте 7 лет Гульфам начал выступать публично на концертах своих многочисленных родственников-музыкантов, аккомпанируя на табла. К 14 годам после многих лет ежедневной практики игры на барабанах он достиг высокого уровня и играл на одной сцене со своим отцом.

По теме

Начало его европейской музыкальной карьеры было отмечено совместной записью раги Ахир (Raga Ahir) с мастером вичитра-вина Мустафой Раза на британском лейбле ARC Music Productions International, диск вышел в 1997 году. В 1999 году Гульфам и Мустафа продолжили сотрудничество, выпустив на парижском лейбле Makar records диск с рагой «Чампакали» («Raga Champakali»). В 2004 году в Британии компанией Sadhna records был выпущен альбом «Dehleez» с газалями в исполнении Гульфама Сабри на стихи современного поэта Сафи Хасана. Одна из вокальных партий на альбоме принадлежит знаменитому исполнителю газалей Гуламу Али. За релизом последовал концертный тур в поддержку альбома по Великобритании, Ирландии и Гонконгу. В этом же году музыкант исполнил партии на табла для джаз-фьюжн альбома «Kriya» одноименной команды, выпущенного в Хельсинки. В целом, в период с 1998 по 2010 год Гульфам Сабри активно работал в Финляндии и сотрудничал с известными музыкантами, такими как Jukka Karjalainen, Jukka Tolonen, Seppo Kantonen и Sakari Kukko.

На протяжении всей карьеры Гульфам Сабри гастролирует с концертными программами по всему миру. Наиболее знаковым стал концерт на международном фестивале суфийской музыки в Кабуле в 2005 году, после которого музыкант удостоился чести исполнить композиции для короля Афганистана Мухаммеда Захир-шаха, накануне вернувшегося на родину после падения режима талибов, в его резиденции. На фестивале BBC Live Fest в 2000 году в Symphony hall в Бирмингеме, знаменующем начало нового тысячелетия, музыкант сольно исполнил классические раги под аккомпанемент саранги и табла в исполнении его отца и брата. В этом же году Гульфам Сабри выступил на фестивале восточной музыки Re-Orient в Эстонии. Музыканта часто приглашали на суфийские фестивали, например, в Шринагаре, Кашмир в 2006 году и в Оттаве, в Канаде в 2008 году. В 2015 г. в Осло Гульфам Сабри принял участие в концерте, посвященном вручению Нобелевской премии.

В 2008 году в Бирмингеме музыкант сочинил и спродюсировал еще один диск под названием «Mamta», главной темой которого стали женские чувства и переживания, связанные с рождением и воспитанием детей. В этот период он активно сотрудничал с танцевальными и театральными кампаниями, распространяющими классическую индийскую культуру в Великобритании. В частности, в 2005 году он участвовал в создании музыкального сопровождения для спектакля «The Far Pavillion», поставленного по мотивам знаменитого одноименного романа в лондонском Shaftesbury Theatre. С 2008 по 2013 году музыкант в основном работал в Индии, выступая с концертами в Дели и северных регионах страны, где особенно распространена суфийская культура, например, в столице штата Пенджаб - Чандигархе.

В России Гульфам Сабри жил четыре года (с 2014 по 2018 гг.), где помимо преподавания, занимался поисками точек соприкосновения классической индийской и европейской музыки, сотрудничая с музыкантами Московской консерватории им. Чайковского и с камерным оркестром «Кремлин» под руководством М. Рахлевского. Музыкант экспериментировал с сочетанием суфийской исполнительской традиции и оперного вокала. При содействии посольства Индии в Москве к Международному Дню Йоги в 2016 году Гульфам Сабри выпустил диск «Музыка йоги для гармонии и мира», материал для которого был записан несколько лет назад в Англии при участии индийских музыкантов. Сам Гульфам выступил не только в роли исполнителя, но и композитора и аранжировщика всех композиций.

Дискография: 1997 г. — Ahir raga, ARC Music Productions International, Западный Суссекс, Великобритания; 1999 г. — Raga Champakali, Makar records, Париж, Франция; 2004 г. — Kriya, выпущенный одноименной группой Kriya, Kallio-Kuninkala Studios, Хельсинки, Финляндия; 2004 г. — Dehleez, Sadhna records, Берминген, Великобритания; 2008 г. — Mamta, Spectra studio, Бермингем, Великобритания; 2016 г. — Музыка йогидля гармонии и мира, ICCR & JNCC, Embassy of India Moscow, Москва, Россия.

Награды: 2017 г. — Bharat Gaurav Samman от организации Хиндустани Саммадж, Москва; 2016 г. — Young Maestro Award от Культурного и образовательного туристического центра Этномир; 1995 г. — Sangeet Bhushna Award от правительства штата Уттар Прадеш; 1994 г. — Empanelled artist of ICCR от Министерства иностранных дел Индии; 1993 г. — Taal-Mani Award от Академии Сурсингар в Мумбаи; 1993 г. — Best artist Award от AIIMS в Дели

По теме

Андрей Березин (Россия).

Андрей Березин родился и живет в Москве. Окончил Московскую Государственную консерваторию и аспирантуру как виолончелист – солист. В годы обучения становится лауреатом международных конкурсов как солист и как участник ансамблей. Выступал в лучших залах России и за рубежом (Австрия, Германия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Финляндия, Бельгия, США, Канада, Индия и др.).

С 2008 года начинает работать в камерном оркестре «Kremlin» под руководством Миши Рахлевского концертмейстером группы виолончелей, а также выступает с оркестром как солист. С 2011 года – артист оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. В 2012 году организует большую серию концертов во Дворце на Яузе «Лицом к лицу», которые отличаются возможностью непосредственного контакта зрителя с музыкантами. В специально созданном пространстве зритель оказывается непосредственным участником всего, что происходит на сцене. В этих концертах принимали участие как артисты оркестра, так и приглашенные музыканты с мировыми именами.

В 2013 году организует ансамбль AlterEgo, На первых порах участниками коллектива являлись исключительно артисты знаменитого на весь мир камерного оркестра «Виртуозы Москвы». В дальнейшем состав был расширен за счет привлечения к выступлениям самых ярких молодых музыкантов Москвы, Санкт-Петербурга, а также тех, кто постоянно проживает за рубежом. В данный момент AlterEgo – это абсолютно самостоятельная творческая единица. Коллектив ориентирован как на создание синтетических постановок, соединяющих в себе различные жанры искусства: музыку, театр, пластику и балет, художественное слово и изобразительное искусство, так и на традиционные академические выступления. Принципиальным моментом в творчестве ансамбля является сохранение и развитие традиций отечественной музыкальной культуры в исполнительском искусстве. В поисках новой аудитории, состоящей из молодых креативных людей, ансамбль создает проекты, которые реализуются в неожиданных местах.

В течение 2016-2017 годов в партнерстве с «Центром искусств Москва» был проведен цикл концертов «В поисках утраченного смысла», которые носили также и образовательный характер: зрителю была представлена большая информационная часть, что позволило добиться нового уровня восприятия музыки. Одним из знаковых моментов в творчестве ансамбля является реализация на сцене Дома Музыки масштабного проекта в содружестве с балетом «Москва». Эта постановка открывает новые возможности в понимании роли музыкантов, находящихся на сцене. Вместо пассивного воспроизведения музыкального сопровождения исполнители становятся полноправными участниками сценического действия.

Андрей Березин представляет новое поколение классических музыкантов, ориентированных на социальную и этическую составляющие искусства. В своем творчестве непрерывно ищет новые формы синтеза искусств, поднимает общечеловеческие вопросы, используя музыку как инструмент для создания магического пространства, в котором каждый зритель сможет отыскать для себя ответы на самые глубокие вопросы.

Роман Колесников (Россия).

Музыкант и композитор Роман Колесников из города Юбилейный открывает слушателям новые звуковые горизонты, синтезируя несколько стилей – idm, techno, ambient. В 2006-м году издавался лейблом Lagunamuch в проекте «Deep Sea Shipping» в 2006 году наряду с такими проектами как Lazyfish, Selffish, Father и Andrei 0id (музыканты Alexandroid), уже через год лейбл запустил сетевой выпуск одного из проектов Романа «Riverz End – Possible», который привлек к проекту внимание многих слушателей со всего мира. Главный редактор ведущего ресурса в США «Igloomag» — Pietro Da Sacco включил этот релиз в десятку лучших записей 2007 года, поставив молодого музыканта в один ряд с известными западными коллективами такими, как Aaron Spectre, Ab Ovo, Hecq, Port-Royal. После выпуска «Possible» последовала серия многочисленных концертов в Москве, Риге, Казани, Чебоксарах, Могилеве, Минске и т.д. Различные композиции Романа Колесникова начинают появляться время от времени в эфирах американских радиостанций в таких программах, как Digital Nimbus и Alien Air Music.

По теме

В 2012 году Роман, после серии психоделических экспериментов, выпускает первый полномасштабный альбом «Transfer», запись которого велась несколько лет, потом еще несколько месяцев дополнительных тестов, конечный звук от инженера, делавшего мастеринги релизам Muslimgauze. Параллельно с проектом «Riverz End» Роман Колесников разрабатывает и свой специальный ambient-noise проект «Noisyfilter».

Ольга Барковская (Россия).

Музыкант мульти-инструменталист, режиссер, куратор, звуковой художник. Начинала как исполнитель нафортепиано и вокалист, отучилась на факультете философии МГУ, занималась кураторской и художественной практикой в области экспериментального искусства, музыки, медиа арта. Поле исследования и творчества в настоящий момент – традиции сакрального / духовного пения, классическая индийская музыка, психотехники от индийской системы музыкального искусства, йога звука, практика звучания на древних языках.

С 2016 года Ольга погрузилась в изучение классической индийской музыки, изучала искусство игры на ситаре и традиционный вокал (традиция Hindustani) с Гульфамом Сабри (суфийская линия, седьмое поколение музыкантов). Обучалась классическому индийскому вокалу, стиль Carnatic, в Керале в Ashtapadi school of music у доктора музыки Манимала Сатидеви, продолжает учиться у доктора музыки Шрикумар Тампалаккаду. Выступала на храмовых сценах в Керале совместно с учителями, изучала философию индийской музыки, санскрита и основы языка.

В 2017-м-2018 году выступала в Москве, Екатеринбурге, Тарусе, Курске, в составе ансамбля классической индийской музыки. В 2018 году организовала в Москве лабораторию классической суфийской музыки совместно с Гульфамом Сабри, учениками и студентами Московской консерватории. В 2018-м году совместно с Романом Колесниковым и мастером горлового пения хоомей Константином Герлаком родился проект «Z»: экспериментальный звуковой акт, в котором интегрируются шаманская традиция сакрального пения хоомей (мужской голос), манифестация санскритского алфавита, индийские прото-раги («джати»), раги традиций hindustani и carnatic на санскрите (женский голос) и звуковая «электрическая инфраструктура» на синтезаторах.

Барковская преподает йогу звука на базе традиционной южно-индийской вокальной системы Карнатак. Организует коллаборации в среде художников и музыкантов разных жанров и направлений. Инициирует и курирует импровизационную лабораторию «Ravi Shankar Tribute» в Москве. Проект «Z» – совместно с Романом Колесниковым.

Местом проведения шоу станет уникальная Субтропическая оранжерея XVIII века, расположенная в тропиках Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» (Проспект мира, 26/1).

Дополнительная информация: www.hortus.ru

В концертный билет включено посещение всех выставок и экспозиций в саду.

Начало: 21.00.

«Наша Версия» поддерживает серию музыкальных разностилевых концертов в «Аптекарском огороде» информационно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.04.2019 10:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх