Версия // Власть // За последние 20 лет вертолётный парк Российской армии сократился в семь раз

За последние 20 лет вертолётный парк Российской армии сократился в семь раз

2864

От винта!

Многие стоящие на вооружении вертолёты воевали ещё в Афганистане Фото: Сергей Тетерин
В разделе

На прошлой неделе Военно-воздушные силы России получили 10 транспортно-штурмовых вертолётов Ми-8А МТШ, которые были переданы военным лётчикам Кореновской отдельной вертолётной базы в Краснодарском крае. Кроме того, в Министерстве обороны заявили о намерении в 2011 году закупать лёгкие многоцелевые вертолёты Ка-226. Как сообщается в военном ведомстве, гособоронзаказом на 2011 год предусмотрена поставка шести подобных машин. Приводя эти более чем скромные цифры, военные рапортуют о прорыве в вопросе перевооружения армейской авиации, сообщается, что число новейших ударных вертолётов Ми-28Н, поставленных в войска, составляет уже 40 машин, армия получила также шесть серийных Ка-52А. Как же на самом деле выглядит ситуация с обеспечением армейской авиации новыми вертолётами, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Опыт последних войн, которые вели Россия в Чечне, США в Ираке и Афганистане, показал, что вертолёты являются крайне востребованным видом вооружения. В частности, американцы весьма успешно отработали тактику использования всех типов вертолётов – ударных, транспортных, специального назначения – в Ираке. С лучшей стороны проявили себя ударные вертолёты «Апач» (AH-64 Apache), особенно в самом начале боевых действий, когда взаимодействовали с бронетанковыми колоннами американской армии. Они обнаруживали укреплённые пункты противника, уничтожали скопления солдат, обнаруживали танки и артиллерию и расстреливали вражескую бронетехнику, укрытую в засадах.

Ударные вертолёты, к примеру, широко применялись во время затяжного штурма хорошо укреплённого города Фаллуджи. Они постоянно барражировали над городом, уничтожая очаги сопротивления и отдельные огневые точки противника.

Российские ударные вертолёты Ми-24, транспортные Ми-8 и Ми-26 были незаменимы во время проведения спецоперации на Северном Кавказе. Однако, как отмечают специалисты, этим машинам уже тогда не хватало современного оборудования, позволяющего выполнять боевые задачи ночью и в плохих погодных условиях. Кроме того, ввиду отсутствия современных систем защиты боевики довольно успешно применяли против них ПЗРК отечественного и иностранного производства. Достаточно вспомнить, что катастрофа Ми-26, которая произошла 19 августа 2002 года, стала крупнейшей по числу жертв в истории военной авиации России и крупнейшей катастрофой вертолёта в истории мировой авиации. Транспортник был сбит боевиками под Ханкалой, в результате погибли 127 человек.

Анализируя итоги августовской войны 2008 года с Грузией, генерал Владимир Шаманов подал начальнику Генерального штаба ВС РФ целый ряд предложений по совершенствованию вооружения и оснащения Вооружённых сил, одним из главных обозначил необходимость закупить в ближайшее же время порядка 100 боевых и 200 транспортно-боевых вертолётов. По мнению генерала, это должно решить проблему оперативной переброски войск в случае повторения подобных конфликтов.

Однако, похоже, военное ведомство в ближайшее время не сможет решить эту проблему. Согласно госпрограмме вооружений до 2015 года военным ведомством планируется закупить около 50 новых вертолётов. При этом Минобороны намерено купить всего два самых грузоподъёмных в мире вертолёта Ми-26, на которых можно транспортировать как личный состав, так и лёгкую бронетехнику ВДВ. Заметим, что последний раз Ми-26 закупали для нужд армии в 1992 году.

Между тем замены требует практически весь вертолётный парк российских ВВС. Катастрофически не хватает современных боевых машин для войск, оснащённость современными вертолётами – менее 10%. Ещё во время чеченских кампаний военные лётчики жаловались, что им приходится поднимать в воздух изрешечённые пулями Ми-24 и Ми-8, которые воевали в 80-х ещё с афганскими моджахедами. Причём и эти старые машины приходилось стягивать в Чечню из всех военных округов.

По теме

Кроме того, несмотря на серию модернизаций, неплохой для своего времени Ми-24 к началу нынешнего тысячелетия уже окончательно устарел. У этого вертолёта достаточно хорошо проработанный планер, поэтому сроки службы этих вертолётов продлевали по нескольку раз. Однако сделать из Ми-24 вертолёт четвёртого поколения, даже навесив на него все мыслимые электронные системы, увы, уже невозможно. Сегодня очевидно, что эта машина конструктивно не удовлетворяет требованиям современной войны.

Заменой должен был стать принятый на вооружение в качестве основного ударного вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник». Его разработка велась на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля с 1980 года. Первый опытный образец вертолёта поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. Но только в июне 2006 года первая опытная и первая предсерийная машины приняли участие в командно-штабных учениях на территории Республики Беларусь, носивших название «Щит Союза-2006». Первые четыре серийных Ми-28Н поступили в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в 2008 году. По планам Минобороны в 2011 году в Военно-воздушные силы РФ поступят две эскадрильи вертолётов Ми-28Н.

Вертолёт К-52 «Аллигатор» – не менее проблемное детище российского ОПК. Первая его модификация К-50 «Чёрная акула» создавалась как альтернатива боевой машине Ми-28М. Но в 2005 году было принято решение, что основным боевым вертолётом будет Ми-28Н «Ночной охотник», а Ка-50 и Ка-52 будут выпускаться для подразделений спецназа. Судя по всему, специализация этого геликоптера изменилась: теперь Ка-52 позиционируют как командирскую машину армейской авиации. Недавно было объявлено, что на заводе «Прогресс» в Приморье начинается серийное производство «Аллигаторов». В конце прошлого года три «Аллигатора» поступили в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава.

Между тем, сравнивая основные российские и американские ударные вертолёты «Ночной охотник» и «Апач», специалисты отмечают, что их характеристики на сегодняшний день сопоставимы, но если не брать в расчёт электронику, где у американцев существенное преимущество. В результате современное бортовое радиоэлектронное оборудование «Апачей» позволяет быстрее и более эффективно работать с целями и даже ранжировать их по степени важности, что сокращает время, которое нужно провести вертолёту в пределах досягаемости вражеских средств ПВО. То есть электроника сама отличит обычную машину от зенитной установки и сама выберет первоочередную цель. В реальном бою эти «мелочи» будут напрямую влиять на живучесть боевой машины.

Кроме того, американцы очень быстро внедряют новые перспективные системы. Так, в ближайшее время в Афганистане американцы собираются испытать 4 геликоптера UH-60 Black Hawk, оснащённых 18 акустическими датчиками, которые могут обнаружить сверхзвуковую волну летящей пули, а затем методом триангуляции определить местоположение стрелка. Получив данные, пилот может увести вертолёт из зоны обстрела или быстро ликвидировать угрозу. Программа известна как вертолётная система оповещения и ликвидации угрозы (HALTT). Это новшество превратит боевые вертолёты в настоящих охотников за стрелками: теперь будет сложно спрятаться от винтокрылой машины, а обстреливать её будет настоящим самоубийством. Также система поможет обнаружить снайперов и замаскированные позиции противника.

За последние годы потенциал армейской авиации неизменно сокращается, посетовал «Нашей Версии» экс-командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов. Практически полностью разрушена система подготовки вертолётчиков, не проводится совместное обучение армейской авиации с мотострелковыми и танковыми соединениями. По информации Минобороны, сейчас в Краснодарском авиационном училище в интересах всех силовых структур ведётся подготовка лишь 38 вертолётчиков.

Как рассказал нам генерал-полковник Виталий Павлов, на вооружении Советской армии было более 5 тыс. вертолётов, после распада в России оставалось 3,5 тысячи. Сопоставимое с этими цифрами количество геликоптеров сегодня находится на вооружении армии США. В составе каждой из 12 пехотных, механизированных или бронетанковых дивизий в среднем имеется около 150 вертолётов плюс ещё несколько отдельных бригад армейской авиации. При этом сегодня общая численность вертолётов армейской авиации России составляет 450–500 винтокрылых машин различного назначения.

Отчётливо ощущается и качественное отставание наших вертолётных частей от американских, которые уже сегодня практически полностью укомплектованы боевыми машинами четвёртого поколения. В нашей армии, если верить официальным заявлениям, доля современных вертолётов составит около 40% лишь к 2015 году.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.01.2011 11:58
Комментарии 0
Наверх